СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Доклад на тему: Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания



Добрый день, уважаемые коллеги. Мой доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме - это формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. СЛАЙД 1

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным обьемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться эти знаниями.


Что такое функциональная грамотность ?

Слайд 2. Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность - это способность человек использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Слайд 2.

Функционально грамотная личность

  • человек самостоятельный (умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения и т.д.);

  • человек познающий (обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных) и т.д.);

  • человек, умеющий жить среди людей (владеющий речью как средством взаимодействия, умеющий соотносить свои действия с действиями других людей и т.д.).

  • Слайд 3. Компоненты связанные с фг

Слайд 4.

Каковы же основные направления функциональной грамотности?

  • Читательская грамотность

  • Математическая грамотность

  • Естественнонаучная грамотность

  • Финансовая грамотность

  • Глобальные компетенции

  • Креативное мышление


Слайд 5. Какие компоненты составляют понятие «функциональная грамотность»?

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Социальная(бытовая) грамотность.

6. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

7. Общественно-политическая грамотность.


Слайд 6.Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:

1. Создание атмосферы сотрудничества на уроках.

2. Использование приемов развития критического мышления в системе.

3. Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.

4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.

5. Внедрение в процесс обучения критериального оценивания. Критерии разрабатывать совместно с учащимися.

6. Использование самооценивания и взаимооценивания.

7. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.

8. Организация поддержки учащихся с низкими учебными способностями


На своих уроках истории и обществознания я развиваю все направления функциональной грамотности.

Слайд 7

1.Читательская грамотность

Методы и приёмы формирования читательской грамотности

На уроках истории и обществознания обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.). для развития читательской грамотности у детей рекомендую применение следующих приемов:

СЛАЙДЫ 7-9

  • «Найти ошибку» - дается на изучение отрывок текста с фактическими ошибками, необходимо выявить все ошибки

  • Пересказ – дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом

  • «Кто больше» - после прочтения текста дается задание ученикам по очереди назвать, например все имена собственные, встречающиеся в тексте, или все географические названия, или даты

  • «Переводчик» - после прочтения определения нескольких исторических терминов (термины могут быть взяты из ранее изученных тем) класс делится на группы, каждая выбирает термин, представитель другой группы должен пересказать его значение своими словами, а группа назвать заданный термин

  • Написание эссе по проблемному вопросу истории

  • Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип – «кто», «где», «когда»; 2 тип – «почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия» класс делится на 2 группы и по очереди составляют вопросы и отвечают на них)

  • «От первого лица»- после прочтения текста (например составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид )

  • Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)

  • «Сравнительная таблица»- составить таблицу, содержащую общее и особенное двух событий или документов (например, формирование абсолютизма в Европе и Русском государстве или сравнение программных документов «южного» и «северного общества декабристов»)

  • «Плюс и минус»- привести положительные и отрицательные стороны одного события (например, реформы Ивана IV, или заключение Тильзитского мира )

  • «Схема» - составить на основе текста схему, например «Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовых периода дворцовых переворотов »

  • «Угадай кто» - класс делится на группы и составляет вопросы об исторической личности или событии от более сложных к простым, побеждает команда, ответившая после наименьшего количества вопросов

  • «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»

  • Работа с историческим документом – дается для прочтения исторический документ и при помощи «алгоритма работы с документом» проводится его анализ

  • «Мозаика» – приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

  • «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»


СЛАЙД 10-11 Математическая грамотность

Использование математических приемов при изучении истории возможно в любой форме и на любом из этапов урока

1. Прием «заблудившаяся дата».

После изучения темы «Внешняя политика России в XVII веке» распределить числа/даты событий по двум группам – отношения России с Польшей и с Турцией: 1632–1634,1676–1681, 1654–1667, 1686, 1687, 1689. Учащиеся выделяют две группы – отношения России с Турцией и Польшей. В результате в сознании учащихся закрепляются два основных направления внешней политики России в XVII в. и их главные события.

2. Прием «счастливое и несчастливое число». Из предложенного перечня дат выбрать те (или самим составить перечень), которые связаны с успешными сражениями, и те, которые связаны с неудачами на фронте: например, в ходе Северной войны.

5. Решение задач на знание хронологии.

Например, предложить вопросы, которые особенно активно используются на начальном этапе изучения истории в 5-м и 6-м классе (какое событие произошло раньше и насколько? сколько лет назад было то или иное событие?).


Слайд 12-13. Естественно-научная грамотность


При формировании данного вида грамотности предлагаю использовать материал «Схема эволюции человека». Обучающимся необходимо изучить схему и дать ответы на следующие вопросы:

  1. В чем состоит главная идея представленной информации?

  2. У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.

  3. Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт.

Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой. Дать объяснение данному факту.

СЛАЙД 14-15 Финансовая грамотность


Формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания посвящен раздел  «Экономика», в рамках которого изучаются такие темы как: «Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги и др.»

Для закрепления изученного материала учащимся предлагаются задачи: «Рассчитать семейный бюджет», составить «Памятку покупателю». При выполнении этих практических задач учащиеся могут проследить, как меняется структура доходов и расходов из месяца в месяц. При изучении темы «Реклама», учащиеся рисуют рекламу своего товара, с удовольствием ее защищают, учатся разбираться во влиянии рекламы на поведение потребителя, что также способствует формированию финансовой грамотности детей. При актуализации знаний, формировании мотивации на уроке учащиеся отгадывают загадки, ребусы в которых зашифрованы экономические термины.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. В качестве закрепления решается правовая задача рубрики «В классе и дома» №3:  «13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счета. Однако сотрудница отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Свой ответ аргументируйте».

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего образования.

В 10 классе учащиеся изучают темы «Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура». В 11 классе на изучение экономики и формированию финансовой грамотности отводится первое полугодие. В этот период учащиеся углубленно изучают такие темы как: «Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений».

 Задания по финансовой грамотности включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, что также отражает возросшее значение формирования финансовой культуры среди членов общества. 



  • СЛАЙДЫ 16 -17 Креативное мышление и глобальные компетенции

Один из способов развития креативного мышления и глобальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.


  • Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

Задание: Задание: Составь рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Опишите его одежду, дом, обед, работы в поле.

  • Тема урока «Библейские сказания»

Задание: Опишите рисунок «В Древней Палестине». Почему на рисунке не видно кирпичных и деревянных домов»

  • Тема урока «В городе богини Афины»

Задание: Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней, Длинных стен. Керамика, Агоры, Акрополя.

  • Тема урока «Повседневная жизнь при Петре I»

Задание: используя интернет, подготовьте презентацию «Мода Петровской эпохи»

  • Тема: «Национальная и религиозная политика 1725-1762 гг.»

Задание: Используя дополнительные источники информации разработайте плакат на тему «общины старообрядцев на территории России в первой половине XVIII в.»


Таким образом, уроки истории и обществознания дают возможность формировать у обучающихся все виды функциональной грамотности,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!