СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Понимание нормы развития человека»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Норма - понятие, обозначающее границы, в которых вещи, явления, природные и общественные системы, виды человеческой деятельности и общения сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Понимание нормы развития человека»»

Министерство по образованию


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»



Факультет специальной психологии и педагогики






Самостоятельная работа

по «Специальная психология»


Тема: «Понимание нормы развития человека».


Выполнила: студентка 2 курса ФСПП

группа ДФ - 12

Кожухова Наталья Викторовна
















Хабаровск

2014








Существует множество понятий нормы, одно из них звучит так.

Норма - понятие, обозначающее границы, в которых вещи, явления, природные и общественные системы, виды человеческой деятельности и общения сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства.

В психологии норма рассматривается в 3-х аспектах:

1) Статистическая норма – это синоним возрастной норме развития. Для измерения такого вида нормы берется средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе.

2) Функциональная норма – индивидуальная норма, которая проявляется в возможностях человека, она соответствует понятию зоны ближайшего развития по Выготскому.

3) Идеальная норма – оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Такую норму нельзя измерить, ее можно описать качественно. Она возможна в том случае, когда для полноценного ребенка предоставлены такие социальные условия, подходящие для оптимального его развития. Идеальная норма позволяет осуществляться процессу самореализации личности, развитию ее творческого потенциала.

При определении нормы во всех 3-х аспектах следует учитывать:

1. Соответствует ли уровень развития ребенка уровню большинства детей этого возраста. Это относится к статистическим аспектам нормы.

2. Развивается ли ребенок в соответствии со своими возможностями со своей индивидуальностью. Эти показатели выявляются в процессе обучения ребенка. Это относится к функциональным показателям нормы.

3. Развивается ли ребенок в оптимальных социальных условиях. Это относится к идеальной норме или приближению к ней. Вообще понятие идеальной нормы, на мой взгляд относительное понятие, так как в ритме нашей повседневной жизни практически невозможно создать абсолютно идеальные социальные условия для оптимального развития ребенка. Так же имеет место быть тот факт, что все люди индивидуальны, значит потребности в социальной среде у каждого тоже разные.

Норма развития не является усредненным показателем для возраста, а фактически считается оптимальным с точки зрения общества, уровнем развития соотнесенным с индивидуальными особенностями ребенка.

Как было сказано выше, касаемо нормы развития человека, то в мире нет одинаковых людей, каждый человек индивидуален в своём роде и дети – не исключение. Однако существуют показатели физического, психического и др. развития, которые у большинства людей, относящихся к отдельным  возрастным группам, находятся в определённых границах. Это и называется нормой развития.

К примеру нормы физического развития детей.  Обычно показатели нормы физического развития детей фиксируются в виде таблиц, которые называются «центильными». Например таблицы веса мальчиков и девочек в определенном возрасте. Центильные таблицы помогают определить отклонения в развитии ребёнка, что чаще всего говорит о наличии какого-либо заболевания или отклонения.

Нормируются не только данные психофизического развития, но и различные физиологические и патологические состояния ребёнка. Ниже приведен пример одной из таких таблиц.

 

0 баллов

1 балл

2 балла

Окраска кожного покрова

Генерализованная бледность или генерализованный цианоз

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз)

Розовая окраска всего тела и конечностей

Частота сердечных сокращений

отсутствует

100

Рефлекторная возбудимость

Не реагирует

Реакция слабо выражена (гримаса, движение)

Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика

Мышечный тонус

Отсутствует,
конечности свисают

Снижен, некоторое сгибание конечностей

Выражены активные
движения

Дыхание

отсутствует

Нерегулярное, крик слабый (гиповентиляция)

Нормальное, крик громкий



В процессе роста и развития очень важно вести наблюдение за ростом и формой головы, изменением размеров родничков, сроками прорезывания зубов, как ребёнок прибавляет в весе, росте. Необходимо обращать внимание на своевременное появление способности сидеть, стоять, ходить, улыбаться, говорить. Если все эти и другие показатели соизмеримы со среднестатистическими показателями, тогда считается, что ребенок развивается в норме. Если же какие либо из этих показателей отклоняются от нормы, тогда здесь необходимо задуматься о том, что возможно есть какая-то патология развития и провести необходимое обследование.

Развитие ребёнка – сложный многообразный процесс и задача родителей, врачей и педагогов состоит в неустанном контроле за ним и выявлении отклонений, о которых нужно своевременно сообщать медикам. Помимо всего выше изложенного существует множество других показателей нормы развития ребенка. Например, дети от двух до трех лет должны играть самостоятельно, проявлять фантазию. Любить нравиться другим; подражать сверстникам, а так же учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге, сидеть на корточках, спрыгивать с нижней ступеньки и т. д.

Все эти и другие показатели нормы развития ребенка очень важны в педагогике и врачебной деятельности. Не зная норм развития было бы достаточно сложно определять патологии. Соответственно практически невозможным оказалась бы корректировка, лечение и исправление психических, физических, речевых и других отклонений в развитии.

В моем понимании норма развития заключается в определенных закономерностях или правилах развития организма, которые зависят от возраста человека. Ведь в одном возрасте у человека развивается быстрее одна система органов, а другом иная. Соответственно различные психические и физические способности развиваются не равномерно, а последовательно. Так вот когда эта последовательность развития протекает без нарушений, не заглушая одна другую и не создает ребенку проблем в жизни, общении, обучении и т. д. это и есть норма развития человека.