СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Новое в традиционных методах обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к колледжу. Современные стандарты по социально-гуманитарным дисциплинам требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на занятиях. В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Используя все новшества, мы не должны отвергать традиционные, классические формы обучения. Все новое это хорошо забытое старое!!

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Новое в традиционных методах обучения"»


Новое в традиционных методах обучения

Маликова Салтанат Какимовна

Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к колледжу. Современные стандарты по социально-гуманитарным дисциплинам требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на занятиях. В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Используя все новшества, мы не должны отвергать традиционные, классические формы обучения. Все новое это хорошо забытое старое!!

Для того чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. Что такое «интерес»? Интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у учащихся желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

Как формировать интерес к учебному предмету? (Оригинальное начало урока) Интерес к овладению знаниями у учащихся формируется лишь при условии соответствующей организации преподавателем учебной деятельности. Какой должна быть эта деятельность? Как сделать занятия интересными? Как активизировать деятельность учащихся? Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель. И, я думаю, что у каждого сидящего здесь есть свои методы и приемы решения проблемы. Своими приемами решения этой проблемы я поделюсь сегодня с вами. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.

В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки. Любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения учащихся.

Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет преподавателю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему занятия. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся.

Совершенствуя традиционные формы обучения в своей работе, я могу отметить ряд неоспоримых достоинств, во – первых это высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей.

  1. Технология проблемного обучения - это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ.

В своей работе я использую 2 формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковую беседу. Проблемное изложение можно использовать при изучении истории государственной символики 

Поисковая беседа. Сократовский метод - это метод ведения беседы, который использовал Сократ. Разбираясь в предмете диалога вместе с собеседником, задавая ему по ходу разговора доброжелательно настроенные вопросы, Сократ подводил собеседника к более обширному и глубокому пониманию природы вещей. Благодаря чему тот находил неожиданные решения ранее нерешаемых для себя проблем. В результате мы получаем раскрытие учащегося. по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?”

На основе противоречий можно выделить ряд таких проблемных ситуаций: 1. Когда идет поиск путей использования имеющихся знаний в новых условиях. Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Спрос, предложение, рыночная цена». После того, как на уроке были рассмотрены главные экономические факторы (цена одного товара, цены других товаров, доходы покупателей, вкусы на предпочтения покупателей, ожидания покупателей), проиллюстрирован закон спроса на примере с автомобилями (при падении цены с 1200 тыс. тенге. до 700 тыс. тенге. величина спроса на автомобили увеличилась на 200 штук, а при увеличении цены с 1200 до 1700 тыс. тенге - уменьшилась на 500 штук) преподаватель поставил перед обучающимися вопрос: «Может ли возникнуть ситуация, когда по той же цене, что и раньше, покупатели согласятся приобрести больше блага (автомобилей)?"

Следующий вопрос: «Может ли возникнуть ситуация, когда по сниженной цене, покупатели откажутся приобрести больше блага (автомобилей)?"

  1. Элементы проектной деятельности представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Одно из важнейших особенностей проектной деятельности – сочетание противоположных установок: во-первых, признание реальности жизненной ситуации, которая моделируется в проекте, во-вторых, признание условностей этой ситуации. Поэтому, с одной стороны, здесь требуется фантазия, воображение, а с другой – владение определенной суммой теоретических знаний о данном явлении.

Проектная деятельность активизирует знания, вовлекая их в оборот непосредственного практического использования. Лучшие проекты участвуют в научно-практических конференциях.

Предпринимательство как прогрессивная цивилизованная форма хозяйствования воспринимается как средство “Быстро стать богатым”, как тип не всегда честных дел. Поэтому для его изучения необходимы активные методы, где учащийся сумел выразить своё отношение к этому явлению. Проектная деятельность на занятиях экономики является одним из средств активизации познавательной активности учащихся в частности, в такой теме как “Предпринимательство и бизнес-планирование”. Одним из обязательных требований к проекту является использование информационных технологий.

  1. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.[1]

В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение и проверка.

  1. Приемы включающие элементы творчества

Творческие приемы на занятиях позволяют сделать экономику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Для учащихся творчество это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Занятия с элементами творчества не только обучает, но и воспитывает учащегося.

Творчество на занятиях повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны и учителя, и ученика. Это одна из форм активного обучения.

Творчество на таких занятиях я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление учащегося. Попадая в необычную ситуацию, учащийся включается в деятельность, сотрудничество с преподавателем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.

Конкурс между групп по написанию синквейна.

Дебаты (англ. debate, debating) — это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).

Экономика:

  • Эта Палата считает, что во время кризиса государство не должно оказывать поддержку банковскому сектору

  • Эта Палата уволит менеджеров компаний, которых государство спасло от банкротства

  • Эта Палата отменит налог на прибыль .

  • Эта Палата обяжет граждан потратить все своё богатство, превышающее сумму 2 млн тенге на благотворительные проекты

  • Эта Палата считает, что все социальные сети — это финансовые пузыри — Страх и ненависть в Уральске.

Заключение

Готовить на занятии творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. Но при введении инноваций нельзя отрываться от традиций. Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться, учитывая теоретическую и практическую разработку педагогических проблем; опыт, накопленный предыдущими поколениями ученых-педагогов.



[1] [Электронный ресурс] – режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1010, 04 март 2016.

Список литературы:

  1. Большой педсовет // Казахстанская правда. -1998. – 5 декабря.

  2. Закон РК «Об образовании»- Астана, 2007г.

  3. Коновалов Е.И. Нестандартные уроки. – М., Дрофа, 2002

  4. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ имени С.М. Кирова, 2004 - 216 с

Список интернет-ресурсов

1. http://festival.1september.ru/ Сайт Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок» 2. http://www.openclass.ru/weblinks/47175 Сайт Издательский дом "Первое сентября"

3. http://azbyka.kz/tegi/pedsovet Сайт Образовательный портал «Азбука.kz»

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!