«Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка»
Автор: Куулар Катерина Онер-ооловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г. Чадана Дзун-Хемчикского кожууна РТ
Для решения данной педагогической проблемы, с целью удовлетворения образовательных запросов обучающихся, их успешной социализации и обеспечения воспитанников качественными знаниями мною используется метод обучения в сотрудничестве на уроках русского языка, который является формой обучения в малых группах, который относится к технологиям гуманистического направления. Кроме основной технологии, на уроке я опираюсь на следующие технологии:
Технология творческого мышления,
Технология дифференцированного обучения,
Информационно – коммуникативная технология,
Технология группового обучения
Технология проектной деятельности
Метод обучения в сотрудничестве на уроках русского языка является основой проектной деятельности.
На уроке учащиеся распределяются в малые научно-исследовательские группы, которые занимаются изучением и анализом конкретных тем, текстов, статей. Групповое обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании урока русского языка более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, реализуя тем самым личностно- ориентированный подход в обучении. Это также делает возможным использование технологий проектной деятельности и исследовательских практик на уроке русского языка. Основой этой технологии является создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы, другим требуется не только время на осмысление материала, но и дополнительные примеры разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-5 человек) и дать им ОДНО общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в решении ЭТОГО задания, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результата своей работы (что часто их оставляет равнодушными), но, что особенно важно, за результат работы всей группы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.
В своей практике я организую исследовательскую деятельность обучающихся по методу обучения в сотрудничестве в 8-9,10,11 классах (УМК Р.Б.Сабаткоева «Русский язык для национальных школ»). В учебнике дается много текстов развивающего и воспитательного характера. При обычных уроках учащиеся не так досконально и глубоко анализируют тексты, а слабо успевающие дети могут даже не вникнуть в суть текста. В то время как в малой группе происходит взаимообучение на основе сотрудничества. На уроках, анализируя тексты, предлагаю группам следующие виды работ: анализ текста, перевод на родной язык, работа по синтаксису, выразительное чтение, составление словаря текста.
Важное место при подготовке подобных уроков должно быть отведено изучению психолого-педагогических особенностей обучающихся и состоянию обученности учащихся основным общеучебным умениям. В зависимости от индивидуальных способностей каждому ученику предоставляется возможность проявить себя в коллективе, внести свой вклад в общее дело или проект, найти занятие по душе. Такая работа формирует у ученика стремление к самообразованию, к реализации собственного потенциала.
Кроме того на уроках мною с целью проверки знаний учащихся используются разные виды письменных работ:
Диктанты: проверочные, контрольные, предупредительные, орфографические, словарные …
Тестовые работы,
Контрольные работы,
По развитию речи: изложения(подробные, краткие, по данному началу), сочинения (рассуждение, описание, повествование), эссе, отзывы…
Стараюсь разнообразить виды домашних работ:
Из творческих заданий (сочинения, рефераты, сообщения, доклады, подготовка слайдов)
Опережающие задания на дом, например: Подготовить выступление по новой теме, подготовить карточку,…
Работы по Интернету.
На уроках стараюсь давать интересные физминутки, особенно в средних классах:
1.Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
ветер тише, тише,тише
Деревцо все тише,тише
2. Пальчик,пальчик , где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем песню пел,
С этим пальцем – гриб нашел ,
Этот палец все съел, от того и потолстел.
Такие физминутки существуют издавна, но они развивают память, развивают устную русскую речь.
Также провожу физминутки без слов: на доске вывешиваю разные рисунки, чтобы ребята проследили движение глазами, так как на уроке у детей часто устают не только руки, спина, шея, но и глаза. Например : спираль, круг, схема рисования цветка, животного, геометрических фигур….
Из технических средств обучения пользуюсь проектором, телевизором, музыкальным центром….
Чтобы материалы уроков были интересными, при подготовке урока использую разные универсальные поурочные разработки, методические рекомендации
О.В.Беляева, О.А. Даценко «Универсальные поурочные разработки по русскому языку»,Москва «ВАКО » 2007;
Зинина Е.А., Роговик Т.Н. «Всероссийские олимпиады школьников»,9-11 классы, Дрофа, Москва – 2005;
Л.М.Серегина, О.А.Хорт «Коварные знаки препинания» Издательство «Учитель», 2008;
Л.Н.Ситникова «Дидактический материал по русскому языку», Издательство «Учитель»; и другие
С целью дифференциации обучения, как и все другие мои коллеги, даю карточки разного уровня.
При подаче нового материала доминирующим методом в моей работе является метод проблемного изложения, объяснительно – иллюстративный, научно – исследовательский методы. Сейчас в 10 классе стараюсь, чтобы новую тему подавали сами учащиеся, так как здесь в основном идет повторение и углубленное изучение. Стараюсь привить интерес учащихся к Интернету, поэтому даю парные опережающие задания (девочка и мальчик) подготовить слайды к следующей теме.
Также на уроках с целью стимулирования оценки учащихся, иногда оценки прошу ставить самим учащимся. Для этого заранее вывешиваю таблицу баллов урока. Например,
высший балл урока, допустим 25 – это оценка «5»,
от 20 до 24 – оценка «4»,
от 15 до 19 – оценка «3»
до 14 баллов, значит оценка «2»
Данная методика мне помогает поднять стремление учащихся к победе. Даже те ребята, которые привыкли к «тройке» понимают, что сегодня все зависит от него самого и он старается изо всех сил. Чтобы не запутаться, в течение урока на полях тетради разными знаками отмечаю баллы за каждую работу. Данный вид работы можно проводить на уроках, где закрепляется тема.
На уроках стараюсь пользоваться текстами, воспитывающими нравственность ребенка.
Сейчас в 10 классе опираюсь на книгу Д.С.Лихачева «Письма о добром». Эта книга наряду с другими трудами академика, считается ценнейшим культурным достоянием России. Сегодня кругом можно видеть безнравственность, а изучение писем академика прекрасное оружие для борьбы с безнравственностью. Эта книга издана и направлена во все школы России Федеральным Собранием РФ. Читатель найдет в данной книге ответы на самые трудные вопросы: как не быть смешным? Как справиться с завистью? Что значит добро?
На итоговом этапе уроке всегда стараюсь обобщить материал, проверить рефлексию учащихся. Мой любимый метод проверки рефлексии: анонимное рисование учащимися разных рожиц. Так я получаю оценку от ребят за свою работу по подготовке урока.