СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Развитие исследовательских, проектных навыков у старших дошкольников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Воспитание культуры мышления и познания – одна из важнейших задач современной педагогики и образовательной практики. На методическом уровне эта проблемы смыкается с задачей максимально широкого использования в педагогических целях исследовательской и проектной деятельности детей. Но мы ставим задачу шире, чем просто развитие исследовательских способностей и специальных умений познавательной деятельности, хотя нельзя не отменить, что это очень важный компонент культуры мышления. И, как известно ещё совсем недавно, считалось, что развитые исследовательские способности требуются только узкой группе специалистов – научным работникам и милицейскими следователями. Для всех остальных –это ненужная роскошь. Однако, современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, повышено внимание к исследовательским методам обучения и к проектированию. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Развитие исследовательских, проектных навыков у старших дошкольников».»


«Әулиекөл ауданының б»л»м бөлімінің Н. Островский атындағы

Аманқарағай орта мектебі» ММ


ГУ «Аманкарагайская СШ.им.Н.Островского отдела образования

Аулиекольского района»










Доклад на тему


«Развитие исследовательских, проектных навыков у старших дошкольников».







Подготовила: Пряхина Н.В.

Воспитатель КПП



















2016 г.




Воспитание культуры мышления и познания – одна из важнейших задач современной педагогики и образовательной практики. На методическом уровне эта проблемы смыкается с задачей максимально широкого использования в педагогических целях исследовательской и проектной деятельности детей. Но мы ставим задачу шире, чем просто развитие исследовательских способностей и специальных умений познавательной деятельности, хотя нельзя не отменить, что это очень важный компонент культуры мышления. И, как известно ещё совсем недавно, считалось, что развитые исследовательские способности требуются только узкой группе специалистов – научным работникам и милицейскими следователями. Для всех остальных –это ненужная роскошь. Однако, современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к адекватным методам познания и рефлексии собственного мышления и поведения, повышено внимание к исследовательским методам обучения и к проектированию. Как развивать у ребёнка потребность и способность искать новое, видеть проблемы? Как научить строить гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как воспитать у него высокую культуру мышления и познания? Эти вопросы очень актуальны для современного образования. Поскольку мы являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, что жизнь современного дошкольника немыслима без серьёзной опоры на научные достижения, без внедрения новых технологий.

При организации исследовательской деятельности старших дошкольников необходимо придерживаться следующих принципов:


1. Все темы, предлагаемые проектом, должны быть интересны, посильны пониманию ребёнка, с опорой на имеющие знания.

2. Чем меньше ребёнок, тем проще проект.

3. Маленькие дети способны рассчитывать свою работу на день или на несколько часов.

4. Проекты в дошкольном возрасте отличаются не сложностью, а простотой.

5.Дошкольник должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути её решения и при помощи педагога уметь составлять план работы над проектом.


Проект дошкольника начинается с одного простого действия, вокруг которого «наматывается» клубок исследовательских ситуаций, наблюдений, которые вызывают вопросы и поиск ответов на них. Неиссякаемый источник исследования для дошкольника – наблюдения за природой. Итогом наблюдения становится устный рассказ, рисунок и фотография.


Выделяют следующие типы проектов:

Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования, имея структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует чётко продуманную структуру в виде видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, и пр.

В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, коротые осложняются придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут начаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё- таки является ролево-игровая, приключенческая.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализом и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории (создание энциклопедии о чём-то).


В качестве примера можно представить исследовательский проект «Шаг в природу!». На занятиях мы с ребятами реализовали творческий мини-проект «Карта моей страны».Он проходил в несколько этапов. Сначала познакомились с географической картой Казахстана. Поставили цель: из природного материала сделать макет «Карты моей страны». обходимо знать, 0000000000000000000000000000000Затем дети разделились на группы и распределили обязанности. Выбрали средства для реализации цели (природный материал), из которого будет он изготовляться. Проект нашел свое развитие в сюжетной игре: был выбран экскурсовод и «гости Казахстана», которым рассказали о том, какой климат, полезные ископаемые, реки и озёра покрывают нашу землю. После экскурсии дети организовали спортивный праздник «Байга». После рефлексировали свою деятельность. При изготовлении карты страны использовалось много различного природного материала. Дети трудились с увлечением, старанием и главное – узнали дополнительные сведения о нашей Республике. Работой остались довольны все.


По продолжительности проекты могут быть:

Краткосрочными (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одного предмета или междисциплинарные); Например: таяния снега, льда.

Средней продолжительности (1-2 мес.) Например: проращивание зерна, луковицы, цветочного отростка.

Долгосрочные (до 1 года).


Этапы развития детской проектной деятельности.


Проектная деятельность у детей развивается поэтапно. Можно выделить 3 возрастных этапа развития детской проектной деятельности.


До 5-ти лет ребёнок развивается на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие опыта не позволяет ребёнку проявлять самостоятельность в выборе проблем и способов решения. Активная роль принадлежит взрослому. Дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Очень важно, чтобы в основе проекта лежал интерес детей.

К концу пятого года жизни дети накапливают социальный опыт, что позволяет перейти на новый этап проектирования (развивающий). В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребёнок способен сдерживать свои импульсивные пробуждения, терпеливо выслушивают педагога, реже обращаются к нему с просьбами. Они активно организуют совместную деятельность со сверстниками.

Дети понимают проблему, уточняют цель, способы выбора необходимых

средств для достижения намеченного результата. Активность педагога снижается.

Важно увлечь ребёнка тем, что интересно.

К концу 6-го начала 7-го года жизни интенсивно формируются все стороны жизни ребёнка: нравственная, интеллектуальная, эмоциональная, действенно-практическая. Роль взрослого – это развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельного определения целей и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом, её организация, определение перспективы, развитие опыта.

Автор выделенных этапов проектной деятельности Е.С.Евдокимова, предлагает пошаговый алгоритм действий проекта.


1-й шаг – выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей;

2-й шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозируемого результата;

3-й шаг – планирование деятельности детьми (при участии взрослого);

4-й шаг – выполнение детьми проекта (творческие споры, достижение договорённости, помощь друг другу);

5-й шаг – обсуждение результата хода работы, действия каждого, выяснение причин успехов и неудач;

6-й шаг – определение перспективы развития проекта.


Для каждого возраста алгоритм действий будет повторяться, отличие состоит в характере участия ребёнка в проекте. Это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.


Выделяют 3 основных этапа исследовательской деятельности проекта – это подготовительный, исследовательский и обобщающий. Каждый этап состоит из нескольких взаимосвязанных частей:

1-й этап – подготовительный:

Выбирается тема, при этом учитываются задачи программы воспитания и обучения, жизненное событие, особые события в семьях воспитанников, интересы детей, пробелы в знаниях;

Ставит цель, задачи;

Определяются методы исследования;

Осуществляется предварительная работа с педагогами, детьми, родителями;

Выбор оборудования и материалов.

2-й этап – исследовательский;

Где осуществляется поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3-й этап – обобщающий:

Подведение итогов в самой различной форме, их анализ. Это этап самый зрелищный. На защиту проекта можно пригласить родителей, гостей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, её необходимо усилить социальной значимостью проекта, следует объяснить, для чего он создавался, кому нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной, продуманной, такой, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребёнка, родителей и педагога.


Для полноценной и эффективной работы необходимо:


продумать и организовать в дошкольном учреждении предметную среду, чтобы она явилась формой к эвристической и поисковой деятельности: это могут быть энциклопедии, альбомы с изображением животных, растений, птиц, настольно-печатные игры на экологическую тему, плакаты экологического содержания, видеотека, аудиотека, уголок экспериментальной деятельности, «Уголок живой природы», библиотека художественной литературы, периодических изданий, условия для продуктивной деятельности.

Надо заинтересовать родителей, чтобы они приняли активное участие в исследованиях и по собственной инициативе стали помощниками своим детям: подсказать в оформлении, создании предметной среды ит.д.

Создать условия для презентации детьми своего опыта, что является важным для развития ключевых компетентностей ребёнка.


Воспитатель!

Ты открываешь ребёнку неизведанный мир!

Постарайся, чтобы он был расцвечен

Яркими красками, полон музыки и добра!


к, развивать у ребёнка потребность и способность искать новое( проектированию. ефлексии собственного мышления и поведения., оп


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!