СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Совершенствование работы классного руководителя по формированию социальной компетенции обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из приоритетных воспитательных задач классного руководителя является формирование у обучающихся социальной компетенции, то есть способности человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;  активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс прав и обязанностей в демократическом обществе; эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать её требованиям и изменениям, сохранять достаточный  уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Совершенствование работы классного руководителя по формированию социальной компетенции обучающихся»»

ГОБПОУ «Конь-Колодезский аграрный техникум»


Заседание №2

МО классных руководителей





Доклад



на тему «Совершенствование работы классного руководителя по формированию социальной компетенции обучающихся»




подготовила: Ярцева О.А.







Одной из приоритетных воспитательных задач классного руководителя является формирование у обучающихся социальной компетенции, то есть способности человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом; активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс прав и обязанностей в демократическом обществе; эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать её требованиям и изменениям, сохранять достаточный уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях.

Не существует социальной компетенции самой по себе, оторванной от реального и конкретного общества. Социальная компетенция зависит от основных характеристик жизни данного общества: экономического и политического уклада, историко-культурных особенностей, рациональной организации общественных отношений. Социальная компетенция это не только и не столько некоторая воспитанность или социализированность человека, сколько способность выжить в данном обществе и достичь успеха, пользуясь социальными ресурсами.

Иначе говоря, перед нами стоит задача подготовить студентов к взрослой жизни в условиях демократического общества, характеризующегося высоким темпом изменений во всех сферах жизни.

Для этого каждый классный руководитель должен вести инновационную деятельность, направленную на формирование социальной компетенции обучающихся, осуществляемой в ОУ путём апробации и адаптации новых образовательных технологий, форм, методов.

В рамках воспитания социальной компетенции возможно использование таких методов, как дискуссия, игровые технологии, анализ конкретных ситуаций. Кроме того возможно создание воспитывающих ситуаций в рамках любого занятия, в том числе и в традиционных формах.


В своей работе я применяю следующие формы работы:


- Организация групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения, воспитания коллективизма (проведение классных часов, посещение внутритехникумовских мероприятий, подготовка к открытым мероприятиям, конкурсам, обсуждение конфликтных ситуаций с однокурсниками, преподавателями, отыскание способов устранения конфликтов и разногласий и т.д.)


- Развитие самоуправления (регулярно веду работу с активом группы).


- Социальное закаливание: подготовка студента к преодолению трудностей (борьба с дурными привычками - курением, выражаться нецензурными словами и др.; поиск выхода из сложной ситуации, воспитание воли, твердого характера, стремления к ведению здорового образа жизни).


- воспитание лидера: путём наблюдений, тестирования, бесед со студентами, родителями, выясняю творческие способности, увлечения каждого студента, затем объявляю лидерами своих интересов и способностей, убеждаю студентов в том, что способности нужно развивать дальше, принимать участие в мероприятиях. Только творчески развитая личность добивается успеха. Лидерами можно объявить не только по успеваемости, посещаемости, но и по рисованию, пению, танцам, бегу, стрельбе, а также по дисциплинированности, аккуратности, пунктуальности, ответственности, красивому почерку, уборке кабинета и т.д. Главное дать понять каждому студенту, что он может быть лидером, если не в одной сфере, так в другой, что он талантлив и полезен обществу.


- Проведение различных видов рефлексии как механизм развития самосознания. Например,


Рефлексия отношения к учёбе.

Индивидуальные беседы с проведением различных видов рефлексии.

Например, индивидуальная беседа со студентом-хорошистом, получившим итоговую оценку «3» по дисциплине.

Задаю студенту вопрос:

- Что скажешь утешительного по создавшейся ситуации?

Ответ студента:

- У меня уже не будет «четвёрки» по этой дисциплине, ничего не получится.

Обычно это значит, что студент просто не знает как ему исправить ситуацию, не понимает, за что ему снижена оценка, может быть даже растерян и ему не хватает поддержки со стороны родителей, классного руководителя.

Задаю вопрос:

-А что ты сделал для того, чтобы была «четвёрка»?

В ответ студент молчит или задает встречный вопрос:

- В смысле?

Спрашиваю:

- Назови хотя бы одно понятие, которое ты услышал на занятии?

- Записываешь лекции в полном объёме?

- Как часто делаешь домашнее задание?

- Задаешь вопросы преподавателю, если тебе что-то не понятно?

- Пытаешься ли найти ответ самостоятельно через интернет-ресурсы, учебную литературу?

- Теперь сделай вывод и ответь на вопрос « Почему у тебя оценка «3», а не «4»?

В итоге студент, желающий иметь более высокую оценку, может начать работать.


Рефлексия отношений в группе.

Две однокурсницы-подруги поссорились из-за парня. Рассматривая ситуацию с обеими студентками за «круглым столом», ставлю перед ними цели:

  1. Осознать степень серьезности вашей ссоры.

  2. Найти способы примирения.

  3. Попытаться помириться (мы одна семья и будем вместе до получения диплома).

  4. Сделать выводы.

Что у них получилось:

  1. Степень серьёзности ссоры высока.

  2. Способы примирения: попросить друг у друга прощения за обиды и оскорбления, в дальнейшем общаться уравновешенно, без хамства и унижений.

  3. Помириться не удалось.

  4. Вывод: были подругами, стали чужими. Этот парень не стоил таких жертв. Прежде чем как-то поступить в той или иной ситуации, нужно хорошо подумать. Иначе можешь лишиться того, кем или чем ты дорожишь.


- Также стараюсь привлекать студентов к подготовке классных часов, мероприятий, конкурсов, учу пользоваться интернет-ресурсами, то есть подготавливать сообщения по плану, составлять презентации, видеоролики, скачивать и редактировать информацию.


Результатом воспитания социальной компетенции обучающихся станет характеристика личностей, включающая готовность к общению и взаимодействию с другим человеком, отношение к социальному партнеру и к самим себе как к самостоятельным активным субъектам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!