СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал изучен на основе личного опыта. стратегии применяются регулярно на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Доклад "организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории"»

Организация самостоятельной работы на уроках истории.



« Если ученик в школе не научится

сам ничего творить, то в жизни он

всегда будет подражать, копировать».

Л.Н. Толстой

Система обновления содержания образования включает в себя развитие навыков и умений самостоятельной работы учащихся на уроке и внеурочное время. Самостоятельная работа учащихся является как при изучении нового материала, так и при закреплении, является необходимым звеном учебного процесса. Эффективность самостоятельной работы доказывается исследованиями и практикой учителей – предметников. Такой вид деятельности значительно повышает сокращает время изучения учебного материала, объем и качество усваиваемых знаний, учит учащихся добывать знания самим из разных источников , прочность и готовность их практического использования. Учитель выступает в роли консультанта, наставника, а не источника готовой информации для ученика.

Изучение усвоения нового материала учащимися, проблема активизации познавательной деятельности на уроке, педагоги и психологи начали заниматься в 50-е гг x x века. Можно перечислить авторов : Голант Е.Я., Данилов М.А., Менчинская Н.А., Огородников И.Т. и др. Так например, в институте Академии педагогических наук СССР функционировали специальные лаборатории по исследованию вопросов развития самостоятельности и познавательной активности учащимися в процессе обучения.

Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, – это такая работа, которая выполняется учащимися индивидуально по заданию учителя, в запланированное время.

Самостоятельная работа ученика включает следующие виды деятельности- работа с текстом учебника или дополнительной литературы, историческим словарем, анализ исторического документа, карты или картины, схемы и диаграммы, заполнение таблиц, схем и составление кластеров, работа с карточкой и т.д.

Зачастую самостоятельная работа на уроке, до внедрения обновленного содержания образования, носила фронтальный характер. Не секрет, восприятие учебного материала у каждого ребенка происходит индивидуально, с различной быстротой и в соответствии психологическими особенностями, что самостоятельная работа ученика находится в зависимости от его познавательных умений и навыков, поэтому следует составлять задания для ученика в целях развития индивидуальных способностей, с учетом роста возможностей. Процесс мышления учащегося при усвоении знаний, также зависит от того насколько он владеет рациональными приемами умственной деятельности.

Ну, а если смотреть с позиции конечного результата, то качество выполненной работы учащегося, полностью зависит от характера руководства учителем. Н.К. Крупская, придавала большое значение самостоятельному овладению знаниями и предлагала учителям подробно инструктировать учеников перед выполнением самостоятельной работы. «…Необходим, самый тщательный инструктаж ребят, как им выполнять задания. Задавать не просто «отселева доселева», а учить, как наилучшим образом, в наиболее краткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить особое внимание. …Нужно, чтобы ученику была понятна цель задания и эта цель воодушевляла его. Тогда он может с увлечением проделать очень много неинтересной, но нужной работы.

… Как сделать самое обычное задание интересным – это зависит от искусства учителя. Как правило, самое интересное – это то задание, которое максимально развивает самодеятельность ребенка, будит его мысль».1

1.На стадии вызова, в начале урока, на основе прочитанного мною, эпиграфа урока или отрывка из литературного произведения, ученики выводят тему урока. Например: 8 класс , история Казахстана «Пришли ойраты в милый край» - тема «Казахско – джунгарские войны» и составляют задачи и цели урока. Таким образом, учащиеся столкнувшись с проблемным заданием, опираются на имеющиеся у них знания. Одновременно идет интеграция предметов – история Казахстана и казахская литература. Такая работа занимает немного времени, что позволяет оптимизировать учебную деятельность на уроке.

2. Так как материал параграфа в учебнике излагается достаточно полно и если он не вызывает затруднений для восприятия и осмысления учащимися, то можно ограничиться изложением введения к теме, провести инструктаж по отобранным видам деятельности (работа с учебником, историческим документом или другим письменным источником, анализ видеоролика, фрагмента кинофильма, просмотр презентации и др.). Задания должны содержать конкретные действия: назвать или записать, составить план или опорный конспект, рассказать, на что обратить внимание при изучении материала. В таких случаях можно применить стратегии «Инсерт», «Плюс – минус - интересно», кластер, Концептуальная таблица и т.п. Стратегии развития критического мышления развивают у учащихся рациональные способы умственного труда.

При составлении календарно-тематического планирования , учителю необходимо предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников. Современные требования к учителю – формирование функциональной грамотности учащихся.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1.Предусматривать ее место в структуре урока.

2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4.Определить форму заданий.

5.Установить оптимальную длительность работы.

6.Подбирать соответствующий дидактический материал.

7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

1.Ставим конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По методу самостоятельной работы учащихся:

-наблюдение;

- упражнение;

-работа с текстом учебника.

2.По звеньям учебного процесса:

задания на восприятие с целью изучения нового материала;

задания на применение знаний и формирование умений;

задания на закрепление и повторение учебного материала;

задания на обобщение учебного материала.

3.По характеру познавательной деятельности:

воспроизводящий по образцу;

реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;

эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;

творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По характеру руководства:

подробные инструкции;

краткие инструкции.

5.По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

- индивидуальные;

- фронтальные;

- групповые;

- парные.

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1.Работа с книгой ( рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3.Решение задач и выполнение практических работ.

4.Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5.Доклады и рефераты.

6.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8.Техническое моделирование и конструирование.

3.На своих уроках, развивая критическое мышление ученика, с помощью стратегии развития критического мышления учащихся, Таксономии Блума, реализуя приемы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, стараюсь придать творческий характер для самостоятельной работы. Опыт показал, что учащиеся лучше понимают и усваивают учебный материал при объяснении напарника или работы группы, например, прочитав учебный материал и выполнив индивидуальные задания, группа А делегирует одного представителя в группу Б, с составленным постером или презентацией. Делегат или делегаты выступают с защитой. Группа Б выслушав делегатов, предлагает дополнения или рекомендации. Делегаты вернувшись в свою группу, озвучивают мнение группы Б для остальных учащихся группы, на основе услышанного принимается единый вывод. Группа оценивает мнение и вклад каждого, кто работал сегодня на уроке в составе группы.

3. Для организации самостоятельной работы на уроке истории, мною собран материал и оформлена папка «Памятки». Материал содержит алгоритмы работы с определенным видом деятельности. Например:

Логическая система характеристики крестьянской войны

1.Причины и характер крестьянской войны / восстания/:

- социально- экономические противоречия;

- положение различных классов и классовых групп и их потребности;

- рост активности различных классов и классовых групп; их требования и программные цели.

2. Движущие силы и ход крестьянской войны:

- важные события в ходе крестьянской войны, роль в них различных классовых сил;

- взаимоотношения между различными классовыми силами в ходе войны.

3. Причины поражения крестьянской войны:

- ограниченность целей / программы/ и действия участников крестьянской войны/ восстания/:, обусловленная их социально- экономическим положением;

- неравенство в соотношении сил, материально- техническом оснащенности и военной организации сторон.

4. Значение крестьянской войны / восстания/:

- воздействие войны на различные классы и классовые группы;

- последствия войны для социально- экономического и политического развития страны;

Разбор 4:

А) восстание как следствие гнета / описание положения крестьян и ремесленников/;

Б) Разнородность социального состава восставших;

В) Общность положения ремесленников и крестьян, поскольку речь идет о

« Бедняках» и одновременно их отличии от положения рабов.

Каждый этап деятельности на уроке регламентируется по времени. После выполнения работы, спикер выступает перед классом, с защитой.

4. Итог урока подводится рефлексией и разными видами формативного оценивания. Например: «Лист оценивания», «Лесенка успеха», «Маршрутный лист», «Экран успеваемости» и т.п.

Правильная организация самостоятельной работы на уроках служит эффективным средством формирования личности школьников, прививает дисциплину, формирует веру в себя и повышает самооценку





1 Крупская Н.К. Пед. Сочинения в 10-ти томах, с. 511,514,515


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!