Организация самостоятельной работы на уроках истории.
« Если ученик в школе не научится
сам ничего творить, то в жизни он
всегда будет подражать, копировать».
Л.Н. Толстой
Система обновления содержания образования включает в себя развитие навыков и умений самостоятельной работы учащихся на уроке и внеурочное время. Самостоятельная работа учащихся является как при изучении нового материала, так и при закреплении, является необходимым звеном учебного процесса. Эффективность самостоятельной работы доказывается исследованиями и практикой учителей – предметников. Такой вид деятельности значительно повышает сокращает время изучения учебного материала, объем и качество усваиваемых знаний, учит учащихся добывать знания самим из разных источников , прочность и готовность их практического использования. Учитель выступает в роли консультанта, наставника, а не источника готовой информации для ученика.
Изучение усвоения нового материала учащимися, проблема активизации познавательной деятельности на уроке, педагоги и психологи начали заниматься в 50-е гг x x века. Можно перечислить авторов : Голант Е.Я., Данилов М.А., Менчинская Н.А., Огородников И.Т. и др. Так например, в институте Академии педагогических наук СССР функционировали специальные лаборатории по исследованию вопросов развития самостоятельности и познавательной активности учащимися в процессе обучения.
Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, – это такая работа, которая выполняется учащимися индивидуально по заданию учителя, в запланированное время.
Самостоятельная работа ученика включает следующие виды деятельности- работа с текстом учебника или дополнительной литературы, историческим словарем, анализ исторического документа, карты или картины, схемы и диаграммы, заполнение таблиц, схем и составление кластеров, работа с карточкой и т.д.
Зачастую самостоятельная работа на уроке, до внедрения обновленного содержания образования, носила фронтальный характер. Не секрет, восприятие учебного материала у каждого ребенка происходит индивидуально, с различной быстротой и в соответствии психологическими особенностями, что самостоятельная работа ученика находится в зависимости от его познавательных умений и навыков, поэтому следует составлять задания для ученика в целях развития индивидуальных способностей, с учетом роста возможностей. Процесс мышления учащегося при усвоении знаний, также зависит от того насколько он владеет рациональными приемами умственной деятельности.
Ну, а если смотреть с позиции конечного результата, то качество выполненной работы учащегося, полностью зависит от характера руководства учителем. Н.К. Крупская, придавала большое значение самостоятельному овладению знаниями и предлагала учителям подробно инструктировать учеников перед выполнением самостоятельной работы. «…Необходим, самый тщательный инструктаж ребят, как им выполнять задания. Задавать не просто «отселева доселева», а учить, как наилучшим образом, в наиболее краткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить особое внимание. …Нужно, чтобы ученику была понятна цель задания и эта цель воодушевляла его. Тогда он может с увлечением проделать очень много неинтересной, но нужной работы.
… Как сделать самое обычное задание интересным – это зависит от искусства учителя. Как правило, самое интересное – это то задание, которое максимально развивает самодеятельность ребенка, будит его мысль».1
1.На стадии вызова, в начале урока, на основе прочитанного мною, эпиграфа урока или отрывка из литературного произведения, ученики выводят тему урока. Например: 8 класс , история Казахстана «Пришли ойраты в милый край» - тема «Казахско – джунгарские войны» и составляют задачи и цели урока. Таким образом, учащиеся столкнувшись с проблемным заданием, опираются на имеющиеся у них знания. Одновременно идет интеграция предметов – история Казахстана и казахская литература. Такая работа занимает немного времени, что позволяет оптимизировать учебную деятельность на уроке.
2. Так как материал параграфа в учебнике излагается достаточно полно и если он не вызывает затруднений для восприятия и осмысления учащимися, то можно ограничиться изложением введения к теме, провести инструктаж по отобранным видам деятельности (работа с учебником, историческим документом или другим письменным источником, анализ видеоролика, фрагмента кинофильма, просмотр презентации и др.). Задания должны содержать конкретные действия: назвать или записать, составить план или опорный конспект, рассказать, на что обратить внимание при изучении материала. В таких случаях можно применить стратегии «Инсерт», «Плюс – минус - интересно», кластер, Концептуальная таблица и т.п. Стратегии развития критического мышления развивают у учащихся рациональные способы умственного труда.
При составлении календарно-тематического планирования , учителю необходимо предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников. Современные требования к учителю – формирование функциональной грамотности учащихся.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
1.Предусматривать ее место в структуре урока.
2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.
3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.
4.Определить форму заданий.
5.Установить оптимальную длительность работы.
6.Подбирать соответствующий дидактический материал.
7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Требования к организации самостоятельной работы на уроке
1.Ставим конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.
3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:
1.По методу самостоятельной работы учащихся:
-наблюдение;
- упражнение;
-работа с текстом учебника.
2.По звеньям учебного процесса:
задания на восприятие с целью изучения нового материала;
задания на применение знаний и формирование умений;
задания на закрепление и повторение учебного материала;
задания на обобщение учебного материала.
3.По характеру познавательной деятельности:
воспроизводящий по образцу;
реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.
4.По характеру руководства:
подробные инструкции;
краткие инструкции.
5.По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:
- индивидуальные;
- фронтальные;
- групповые;
- парные.
Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
1.Работа с книгой ( рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).
2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).
3.Решение задач и выполнение практических работ.
4.Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).
5.Доклады и рефераты.
6.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.
7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8.Техническое моделирование и конструирование.
3.На своих уроках, развивая критическое мышление ученика, с помощью стратегии развития критического мышления учащихся, Таксономии Блума, реализуя приемы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, стараюсь придать творческий характер для самостоятельной работы. Опыт показал, что учащиеся лучше понимают и усваивают учебный материал при объяснении напарника или работы группы, например, прочитав учебный материал и выполнив индивидуальные задания, группа А делегирует одного представителя в группу Б, с составленным постером или презентацией. Делегат или делегаты выступают с защитой. Группа Б выслушав делегатов, предлагает дополнения или рекомендации. Делегаты вернувшись в свою группу, озвучивают мнение группы Б для остальных учащихся группы, на основе услышанного принимается единый вывод. Группа оценивает мнение и вклад каждого, кто работал сегодня на уроке в составе группы.
3. Для организации самостоятельной работы на уроке истории, мною собран материал и оформлена папка «Памятки». Материал содержит алгоритмы работы с определенным видом деятельности. Например:
Логическая система характеристики крестьянской войны
1.Причины и характер крестьянской войны / восстания/:
- социально- экономические противоречия;
- положение различных классов и классовых групп и их потребности;
- рост активности различных классов и классовых групп; их требования и программные цели.
2. Движущие силы и ход крестьянской войны:
- важные события в ходе крестьянской войны, роль в них различных классовых сил;
- взаимоотношения между различными классовыми силами в ходе войны.
3. Причины поражения крестьянской войны:
- ограниченность целей / программы/ и действия участников крестьянской войны/ восстания/:, обусловленная их социально- экономическим положением;
- неравенство в соотношении сил, материально- техническом оснащенности и военной организации сторон.
4. Значение крестьянской войны / восстания/:
- воздействие войны на различные классы и классовые группы;
- последствия войны для социально- экономического и политического развития страны;
Разбор 4:
А) восстание как следствие гнета / описание положения крестьян и ремесленников/;
Б) Разнородность социального состава восставших;
В) Общность положения ремесленников и крестьян, поскольку речь идет о
« Бедняках» и одновременно их отличии от положения рабов.
Каждый этап деятельности на уроке регламентируется по времени. После выполнения работы, спикер выступает перед классом, с защитой.
4. Итог урока подводится рефлексией и разными видами формативного оценивания. Например: «Лист оценивания», «Лесенка успеха», «Маршрутный лист», «Экран успеваемости» и т.п.
Правильная организация самостоятельной работы на уроках служит эффективным средством формирования личности школьников, прививает дисциплину, формирует веру в себя и повышает самооценку
1 Крупская Н.К. Пед. Сочинения в 10-ти томах, с. 511,514,515