СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование устойчивой мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Доклад по литературному чтению»



МОУ ООШ им. В.А Секина п. Шарова







Формирование устойчивой мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе





















Кузнецова Валентина Семеновна учитель начальных классов








Формирование устойчивой мотивации на уроках литературного чтения

Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

В.А. Сухомлинский

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения.

Является ли урок литературного чтения любимым у детей? Более 60% учащихся не любят и не хотят читать. А читая, не понимают смысл прочитанного. И сегодня, современные дети в условиях преобладания телевидения и Интернета не читают, потеряли интерес к чтению книг. Известно, что чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место, так как без него не возможно интеллектуальное развитие и самообразование.

В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы говориться о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. “такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного”. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности. Для того, чтобы вызвать интерес и любовь к чтению, нужна, конечно же, мотивация

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.

Цель моей педагогической концепции – повышение мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.

Исходя из данной цели, я поставила перед собой задачу – использовать разнообразные педагогические приёмы на уроках литературного чтения, из множества предложенных педагогических технологий выбрать самые оптимальные для обучающихся моего класса.

Всвоей работе я использую рекомендации В.Н. Зайцева, которые описаны в книге « Резервы обучения чтению » . Предлагаемые им рекомендации обеспечивают высокую результативность обучения чтению. Это - частота тренировочных упражнений, жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, режим щадящего чтения, развитие оперативной памяти ( зрительные диктанты И.Т. Федоренко ), многократные чтения, чтения в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

В своей практике я также применяю упражнения, предлагаемые в пособии М.И. Омороковой « Совершенствование чтения младших школьников. » Для обучения техники чтения ею выделены определенные группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата, расширение оперативного поля чтения, развитие правильности, безошибочности в восприятии текста, развитие смысловой догадки ( антиципации ) на различных уровнях, развитие скорости чтения при чтении вслух и молча, развитие внимания и памяти в процессе восприятия, преодоление трудностей понимания текста.

Несколько лет назад я обратила внимание на книгу В. Эдыгея «Увлечение чтением ». Эта книга меня очень заинтересовала и я начала работать и по этому пособию. Материал в этой книге подобран с учетом возрастных особенностей детей. Интерес, увлеченность, грамотность, выразительное чтение итог работы по этой книге.

Те приёмы учебной работы, которые мною используются, являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления.

  • Создание игровых ситуаций.

  • Дифферинцированный подход в обучении чтению

  • Метод проектов

  • Нетрадиционные уроки

  • Проблемное обучение

1приём:.Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций.

Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших навыком правильного и беглого чтения.

Каждый урок я начинаю с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Развитие четкого произношения осуществляется с введения дыхательной гимнастики: « задуй свечу », « выдох со счетом », « вдох носом и выдох через рот », « вдох, задержка дыхания, выдох », « вдох и выдох порциями » и упражнений, которые развивают подвижность речевого аппарата: « конфетка », « шоколадка », « часики », « балаболка »; чтение шепотом и медленно , чтение тихо и умеренно , чтение громко и быстро , чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

Часто на уроках дети становятся активными помощниками при проведении таких упражнений.

  1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, чтопоследнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Солнце и ветер.

Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.

Л.Н. Толстой

  1. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так,что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.

заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.

окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.

К.Д. Ушинский

  1. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно,второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

Ворон и лисица.

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит: - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:

- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.

Л.Н. Толстой

4 .Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.

Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________ . Так были __________ Африка и Америка.

  1. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагаетсяпроизведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

  2. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будетзакончить по смыслу.

Яша поймал таз с водой.

Он пустил щуку в поймать щуку.

Учуял добычу рыжий большую щуку.

Хотел кот зубы острые.

Только у щуки кот Пират.

Щука цапнула эту встречу!

Долго помнил кот кота за лапу.

  1. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можнобыстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

. Возможно использование приема соревнования.

  1. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).

  2. Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

  3. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

  4. Многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

Вывод: Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему. Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения, что способствует мотивации чтения

Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Для совершенствования навыка чтения и привития детям интереса к чтению, я применяю на уроках различные, необычные, занимательные упражнения со словами и текстом на основе прочитанных произведений..

2 приём: Учитывая индивидуальные особенности учащихся, применяю на уроках дифферецированный подход. Задания детям предлагаются на карточках для индивидуальной работы разноуровневого характера.

Вот как могут выглядеть разноуровневые задания, в которые включены

упражнения для формирования восприятия текста.

1.Упражнения на развитие антиципации текста (умение предугадывать дальнейшее развитие событий только по началу предложения.)

    1. уровень: Помоги слову найти последнюю букву. Соедини их прямыми линиями. Прочитай полученные слова.

КРО Ч

ТРО Р

ВРА Т

СТО В

ПЛО К

СТУ Н

УЗО Л

    1. уровень: Помоги слову найти вторую часть. Соедини их прямыми линиями. Прочитай полученные слова.

ЗАБРА НИК

ВОРОТ ДАЛАСЬ

УВИ ЛАСЬ

ПОНЮ НУЛ

ШВЫР ДЕЛА

СМЕК ХАЛА

    1. уровень: Восстанови слова. Вставь гласные между согласными так, чтобы получилось слово. Прочитай полученные слова.

П Р Т С К Л Е Е А А А

Н Л В Л А О И А

Л С Ч К И И А

П Р Л Ж Л О Е А А

Т К Н Л О И У А

П С М Т Р Л О О Е

П Р Г В Р В Й И О А И А

Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Для развития внимания я составила такие задания, которые позволяют повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а так же увеличить объем внимания

. Упражнения для работы над прогнозированием текста.

  1. уровень: Дополни словосочетания:

перочинный … карие … грецкий … крошечный …

  1. уровень: дополни предложения.

На берегу озера развели костёр, чтобы …

Не очень хочется, чтобы …

А злая Баба Яга схватила ее и утащила …

  1. уровень: Дополни текст. Восстанови пропущенные строчки в произведении. В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом _____________

доме живет самая _____________________________________по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого

________________________________,самой_________________________________ и трех самых _____________________________________ ребят - ____________, _____________ и ______________________.

4.Упражнения для определения смысловой структуры текста. Работа с деформированным текстом.

  1. уровень: Составь словосочетания из рассыпанных слов.

СПОКОЙНОЙ ДОБРОЕ ПРИЯТНОГО БОЛЬШОЕ СЧАСТЛИВОГО ЖЕЛАЮ ИЗВИНИТЕ ЧЕСТНОЕ

УТРО НОЧИ АППЕТИТА СПАСИБО ПУТИ ПОЖАЛУЙСТА СЧАСТЬЯ

  1. уровень: Составь предложения из рассыпанных слов.

ЗАЙЦА МУЛЬТФИЛЬМОВ НЕСКОЛЬКО КОТЁНОЧКИН ВОЛК

ЛОВИТ КАК О КИНОРЕЖИССЕР ТОМ СОЗДАЛ

  1. уровень: Составь предложение из частей:

уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности напраляются к маминой сумке;

где Балтийское море;

когда защищаются;

плывущие по Ледовитому океану;

гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в течение урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности.

Дифференцированные задания могут выполняться не только индивидуально, но и в группах.

Хочется сказать и об организации домашней работы по чтению с учетом дифференциации. Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Домашнее задание, рассчитанное на сильного ученика, толкает слабого к безответственности, к невыполнению недоступного.

Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком сначала громкого, а позднее (что особенно важно) и молчаливого чтения, столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем.

3 приём: Помочь ребёнку стать читателем, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы помогает метод проектов.

Задачи проектов:

1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников; 2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;

3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.

На уроках литературного чтения детьми выполнены следующие проекты:

«Живая азбука»

«Составляем азбуку загадок»

«Наш класс – дружная семья»

Времена года:«Золотая осень», «Зимушка – зима». «Весна-красна». «Моё лето»

«Книга здорового питания» «Книга памяти»

В проектах представлены пословицы, афоризмы, рисунки, кроссворды и оригинальные творческие находки детей и родителей.

Однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не способствует формированию у них положительной мотивации и познавательной активности.

4 приём: Повысить учебную мотивацию позволяют нетрадиционные формы уроков Уроки в нетрадиционной фрме:

1.Урок- сказка

2.Урок – спектакль

3.Урок – путешествие 4.Урок-КВН

5. Урок вопросов и ответов.

Такая форма как «элементы театрализиции» на уроках или уроки –спектакли воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию.

Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Не теряет она свою актуальность и сегодня. Поскольку именно театральная игра способна совместить и обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков, что особенно подчеркивается в новейших требованиях преподавания

Театрализованные представления заставляют ребенка особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств. Такие представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.

Такая форма как «Урок вопросов и ответов» заставляет ребят хорошо владеть содержанием прочитанного произведения. Задавая вопросы к тексту, ребята выполняют роль учителя. Эта роль им очень нравится.

Заключение.

Для выявления читательского интереса учащихся я использовала анкетирование:

( предлагалось ответить на вопросы анкеты учащимся и их родителям в 1-м классе и в 4-м классе)

Анализ проводился по совокупности ответов на все вопросы:

  • Если ребенок имеет и может описать домашнюю библиотеку, может точно определитькруг читательских интересов, читает часто и регулярно, от 30 минут (для 1 класса), до 2 часов в день ( для 3 и 4 класса ), то можно говорить о высоком уровне мотивации к чтению.

  • Если ребенок отказывается отвечать на вопросы, или отвечает, что не любит читать, неимеет библиотеки, то можно говорить о негативном отношении к чтению.

Таким образом специально организованная работа по совершенствованию навыка чтения способствовала повышению интереса к чтению у учащихся моего класса.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мотивация это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная. Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?

Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.

За годы работы достигнуты определенные успехи в работе по формированию навыка полноценного чтения, которые подтверждаются следующими показателями:  используется система упражнений по совершенствованию навыка чтения;  наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению.

- наблюдается развитие стойкого интереса у учащихся к урокам чтения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!