СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме "Система работы классного руководителя по воспитанию нравственной, социально-зрелой личности".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Все человеческое в человеке должно быть воспитано»

 А.С.Макаренко

Как известно, главные задачи современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Система работы классного руководителя по воспитанию нравственной, социально-зрелой личности".»

















Система работы классного руководителя по воспитанию нравственной, социально-зрелой личности.








Бекирова Н.А.

учитель информатики,

классный руководитель 5-А класса.








«Все человеческое в человеке должно быть воспитано»

 А.С.Макаренко

Как известно, главные задачи современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Этим же можно обозначить задачи любого педагога, классного руководителя и школы.

Классный руководитель решает поставленные задачи совместно с родителями учащихся, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой (бытие) сфере. Бытие – это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей. Схематически основные сферы деятельности педагога и её результаты могут быть представлены в следующем виде:

родители,

педагог



деятельность общение

бытие



личность



здоровье нравственность способности


Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам и к социуму.

Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.  

Основным направлениям деятельности классного руководителя с точки зрения самого ребёнка, его интересов и возрастных потребностей:

  1. Защита. Защитить ребёнка и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Ведь известно, что одной из жизненно важных потребностей человека является потребность в защите: от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и т. д. Позиция защиты становится фундаментом работы с личностью, основой индивидуального подхода.

Подход к ребёнку с позиции защиты подводит нас к задаче обеспечения благополучия в сфере учения. Защита ученика означает: разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника, изучение работы учащегося на уроке путём посещения занятий, совместная работа с «малым педсоветом», организация консультативной помощи отдельным учащимся, проведение внеклассных мероприятий по предметам, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся, выработка совместной тактики и стратегии помощи ребёнку со стороны семьи, организация самообслуживания, учебной работы класса.

  1. Здоровье.

  2. Общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми – важнейшие задачи классного руководителя. Он также ведёт серьёзную работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема общения выводит нас на нравственный облик человека, на общечеловеческие ценности: преклонение перед матерью, высшая ценность – человеческая жизнь, родная земля, дом, семья, право другого человека на собственную уникальность, окружающая нас природа, культурное наследие народа и т. д. Всё это понять и освоить сразу школьнику трудно. Их постижение идёт и на уроках, и в чтении, и благодаря средствам массовой информации. Но если каждый день держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского сообщества, они становятся критериями оценки человеческих поступков.

  3. Досуговая сфера. Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Поэтому одним из важных направлений воспитательной системы является выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков и клубов, расширение познавательного и культурного кругозора класса (экскурсии, встречи, конкурсы, коллективные выходы, предметные вечера), помощь детям в общественной работе, организация коллективной творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе, обеспечение детям, не имеющим успехов в учёбе авторитета перед классом и другими учителями за счёт демонстрации их достижений в досуговой сфере.

Сфера, оказывающая кардинальное воздействие на развитие школьника, - сфера его материального бытия, образа его жизни. Внимание к повседневному бытию ребёнка, к образу его жизни ставит перед классным руководителей ряд специфических задач. Их можно разделить на две группы:

- Первая обращена к семье;

- Вторая – к школе.

Классный руководитель знакомится с условиями жизни ребёнка в семье, с режимом дня школьника, изучает особенности его отношений с родителями, устанавливает с ними рабочий контакт. В школе классному руководителю предстоит вместе с ребятами позаботиться о красивой обстановке, вместе подумать о стиле оформления кабинета, наладить самообслуживание и дежурство. Кроме того, необходимы беседы о здоровом образе жизни, вести дискуссии о взаимоотношениях с людьми. У каждого классного руководителя имеется социальный паспорт класса, проводятся диагностики, анкетирования учащихся, что позволяет педагогам скорректировать свою работу в направлении духовно – нравственного воспитания. Большая работа педагогами проводится в этом направлении и с родителями учащихся: родительские лектории, родительские собрания, совместные собрания родителей и детей, привлечение родителей к внеклассной работе и т.д..

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это он осуществляет совместно с семьёй и другими учителями, работающими в данном классе.

Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. В школе действует МО классных руководителей, психолого-педагогический семинар, творческие мастерские, где научно-методический багаж педагогов постоянно пополняется и совершенствуется. Росту профессионального мастерства классных руководителей способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над темами по самообразованию.

Сущность воспитательного процесса состоит в подчиненности всех его частей и функций основной задаче – формированию целостного человека. Такой подход в организации воспитательной работы реализуется следующим образом:

  • каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели;

  • комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания на каждом уроке;

  • осуществляется единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.

Микросоциум школы




Внутренняя воспитательная среда


Основная идея воспитательной системы школы – развитие личности школьника, его интересов и способностей, подготовка к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности. Поэтому весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика, мотивацию к самореализации и к личностным достижениям.

Учитывая сильные стороны педагогического коллектива - профессионализм, мобильность, творческий энтузиазм мы пришли к тому, чтобы строить воспитательную систему на базе совершенствования познавательной и творческой деятельности и, прежде всего, её эффективном использовании для создания единой системы – коллектива школы.

Определены основные системообразующие факторы воспитательной системы:

  1. Познавательный компонент (образовательные программы, научно-методическая деятельность, новые технологии);

  2. Кружковая деятельность;

  3. Социально-культурный блок развития (сотрудничество с учреждениями поселка, взаимодействие с семьей).

Связующим звеном в системе воспитательной работы являются совместные «ключевые» дела: День знаний, День здоровья, предметные недели, новогодние праздники, Последний звонок. Очень действенным будет зарождение новых традиций, например, спортивные конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья», выпуск школьных тематический стенных газет, и т.д.

Таким образом, наметились устойчивые тенденции в организации образовательно-воспитательного процесса:

  • стремление учащихся среднего и старшего звена к самоутверждению и самовыражению посредством различных форм деятельности;

  • действенность традиций школы;

  • тенденция к дифференциации и индивидуализации в воспитательной работе со всеми участниками педагогического процесса;

  • понимание важности воспитательной работы с учащимися не только учителями, но и родителями и представителями социального окружения.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики как:

  • анкетирование учащихся («Коллективный портрет», «Школьники и культура», «Твоё отношение к знаниям», «Моё отношение к школе», «Учитель, ученик, коллектив» и др.);

  • педагогическое наблюдение;

  • тестирование (проводит психолог школы);

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей