СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Подготовка слабоуспевающих учеников к аттестации".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад учителя математики поможет провести подготовительную работу со слабоуспевающими учениками по подготовке не только к экзаменам, но и к контрольным работам по темам. Даны советы по элементам уроков, мерам предупреждения неуспеваемости ученика.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Подготовка слабоуспевающих учеников к аттестации".»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Стадницкая основная общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района

Воронежской области








ДОКЛАД



«Подготовка слабоуспевающих учеников

к аттестации»














Подготовила: Рогозина Анжелика Викторовна учитель математики 1кк

















с. Стадница, 2018г.



В каждом классе есть учащиеся, которые слабо успевают по математике. Этому есть много разных причин, но всем этим ребятам придется сдавать экзамены. И забота любого учителя, в том числе и учителя математики, помочь подготовиться ученику к предстоящей аттестации так, чтобы он смог набрать максимально возможное для него количество баллов.

Учителю проще, если есть элективные курсы. Но, если этого нет, то нужно комплексно планировать деятельность учащихся на уроке. Использовать в работе тренажеры, таблицы, презентации, компьютерные технологии, а также работу в парах и дополнительные индивидуальные консультации. Применение разных методов улучшает изучение материала, как на уроках, так и при закреплении его дома; усиливает интерес учащихся не только к конкретной теме, но и к предмету математики в целом.

Для успешной сдачи экзамена ученик должен не только обладать теоретическим материалом, но и, главное, научиться применять его на практике. Для этой цели подойдут тематические тесты, в которых представлены разные задания по одной теме. Тесты помогают повторить пройденный материал на уроке и провести контроль полученных знаний. Своевременно выявленные пробелы в знаниях помогут их ликвидировать.

Следующим этапом подготовки к экзамену является выполнение диагностических работ. Чтобы проследить результат и уровень подготовки учащихся, можно вести диагностическую карту класса.

Уроки не должны быть скучными и однообразными. Периодически нужно вводить элементы игры. У ученика поднимается настроение, проявляется фантазия, появляется чувство новизны. Занимательные моменты развивают внутреннюю мотивацию к учебной деятельности, а это самое главное!

Срезовые контрольные работы всё чаще провожу в форме ЕГЭ с последующим обсуждением результатов. К экзамену в необычной форме ученик должен привыкнуть, чтобы меньше нервничать, знать принципы оформления номеров и методы подходов к заданиям. Всему этому можно обучить детей на уроках в течение нескольких лет. Уже с 5 класса постепенно можно вводить похожие задания экзаменационных номеров. И тогда такие задания будут привычны для ребенка. Это поможет справиться с волнением на аттестации в старших классах.

Учитель, планируя подготовку к любому экзамену, должен:

  • рационально распределить учебный материал;

  • определить минимум знаний и навыков;

  • продумать и осуществить индивидуальный план обучения;

  • практиковать регулярное повторение проблемных тем, изученных в предыдущих классах;

  • периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал;

  • использовать интернет-ресурсы;

  • итоговое повторение строить на отработке умений и навыков;

  • отрабатывать ошибки конкретного ученика после решения проверочных контрольных и самостоятельных работ;

  • завести оценочный лист на каждого ученика, о записи которого периодически информировать родителей;

  • психологически помогать ученику.

Необходимо учить учащихся выбирать ответ методом «исключения» неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (нельзя) преобразовать к виду…», «Выберите верный (неверный) ответ…». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно/нельзя» или «верно/неверно», иначе ответ может получиться ошибочным.

Важно обучать учеников конструкции тестовых заданий и, тогда они не будут тратить время на понимание инструкции во время экзамена, а значит, меньше будет волнений. Тренировки формируют соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Владея своими эмоциями, ученик сможет мобилизовать себя в решающей ситуации.

Помочь ученику можно при индивидуальной беседе. Распределять совместно темы по дням, научить делать краткие схематические выписки и таблицы, помочь упорядочить изучаемый материал по плану, приучить ориентироваться во времени и уметь его распределять. Объяснить учащимся, что лучше прочитать задание несколько раз и верно понять смысл задачи, чем потом исправлять ошибки или неправильно записать ответ. Планируя деятельность, учащийся должен оставлять 5-10 минут на проверку своей работы. Прежде, чем записать ответ, нужно обратиться еще раз к вопросу и внимательно его прочитать. Желательно, подставить ответ в условие и посмотреть соответствие.

Слабоуспевающие учащиеся, как правило, плохо считают, не знают основных формул и теорем, отсюда неуверенность в себе, отсутствие желания учиться. Поэтому необходимо проводить систематический тренинг по совершенствованию вычислительных навыков, каждый урок начинать с устного счета. В среднем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения устных упражнений, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока, помогать усвоению изучаемого на данном уроке и ранее пройденного материала. Необходимо уделять внимание закреплению вычислительных навыков: действиям с многозначными числами и десятичными дробями в столбик. Без навыков, полученных в 5 и 6 классах, невозможно выполнить упражнения на экзамене в 9 классе.

Как можно чаще нужно повторять принципы решения разных видов примеров и задач. Слабоуспевающим учащимся нужно по несколько раз пояснять основные вопросы теории и алгоритмов. Для этого можно предложить набор карточек с заданиями с возрастающей сложностью. При работе с карточками каждый ученик на уроке может получить консультацию и проверить свой ответ. Проведя несколько уроков с карточками по определенной теме, ученик сдает зачет по изученному материалу. Изучая тему, ученик может сам составить набор карточек и предложить его другому ученику. Можно дать возможность ребенку самому рассказать тему ученику, который еще не понял основные правила или не научился их применять. Групповая работа поможет поверить в себя. Очень важно постоянно поддерживать слабого ученика, подбадривать, хвалить за каждый его успех.

Уже в 5 классе учащиеся могут справиться с рядом заданий ОГЭ. Решив задачу, которая предлагается выпускникам, пятиклассник испытывает чувство гордости, что положительно сказывается на его дальнейшей учебной деятельности. Знакомясь с новыми математическими терминами в изученной теме при решении заданий ОГЭ, ученик постепенно привыкает к ним и не испытывает трудностей в дальнейшем. К таким практическим заданиям относятся задачи на округление, нахождение площади геометрических фигур, примеры на вычисления. На уроках можно выделять задания, встречающиеся на экзаменах.

При оказании помощи неуспевающему ученику на уроке можно использовать следующие методы:

В процессе контроля (при опросе):

- предложение примерного плана ответа;

- использование наглядных пособий;

- разрешение дольше готовиться у доски;

- создание благожелательной атмосферы;

- использовать карточки по готовым чертежам;

- более частый опрос ученика;

- активизация самоконтроля.

При самостоятельной работе:

  • карточки с планом действий;

  • ссылки на аналогичные задания;

  • выбор рациональной системы упражнений;

  • подробное объяснение последовательности выполнения заданий;

  • дополнительное инструктирование;

  • напоминание приемов и способов выполнения заданий.

При изложении нового материала:

  • чаще обращаться к слабоуспевающим ученикам;

  • привлечение в качестве помощников при подготовке к ответам;

  • привлечение к высказыванию предположений;

  • поддержка интереса к теме и к предмету;

  • частая смена видов деятельности;

  • стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду и др.);

  • использовать различные формы взаимопомощи.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

  1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

  2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

  3. Индивидуальный подход к учащемуся.

  4. Специальная система домашних заданий.

  5. Усиление работы с родителями.

  6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.


В процессе урока для формирования положительного отношения к учению со слабоуспевающим учеником можно выработать определенную тактику. На первом этапе урока преподнести наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности и значимости. На втором этапе урока предложить материал, касающийся сущности изучаемого. И только затем дать ученикам существенный, но непривлекательный (более сложный) материал. Неоднородно использовать в учебе и работе поощрения. В начале урока поощрять успехи учеников там, где не требуется больших усилий. Затем поощрять в том случае, если требуются некоторые усилия. И на последнем этапе урока поощрять только тогда, когда ученик приложил максимум усилий в своей работе.

Для получения положительной оценки на экзамене достаточно выполнить восемь заданий. На протяжении нескольких лет нужно проводить обучение девятиклассников приёму «спирального движения» по тесту. Для этого ученик может работать в таком порядке:

• выбрать те задания, которые он может решить;

• решить эти задания;

• выделить еще несколько заданий, решение которых известно;

• решить отобранные задания.

Задания нужно выбирать с запасом. Для эффективной подготовки к экзамену требуется довести решение задач до автоматизма.


На переводных экзаменах уже несколько лет использую работы в форме ГИА, включающие в себя задания за весь курс математики данного класса. Обстановку стараюсь сделать максимально приближенной к экзаменационной обстановке выпускников. Работы проверяются по критериям, рекомендованным для проверки. Если ученик не набрал необходимое количество баллов для получения положительной оценки, то с ним проводится индивидуальная работа.

Консультацию непосредственно перед экзаменом со слабоуспевающими учениками провожу отдельно. Но они могут присутствовать и на консультации для других групп учащихся.

Особое место в работе учителю нужно отводить для обучения девятиклассников правильному заполнению бланков. С копиями бланков учащиеся работают на тренировочных и диагностических работах.

Работа со слабоуспевающими детьми требует много сил, настойчивости, времени и терпения. Главное – не отчаиваться! Ведь результат полностью оправдывает затраченное время и силы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!