СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-психолога"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-психолога"»

«Применение здоровьесберегающих технологий в

деятельности педагога-психолога».


Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!

(Сократ)


Одна из задач ФГОС образования направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, их социального и эмоционального благополучия. Реализация этой задачи стала возможной благодаря внедрению здоровьесберегающих технологий – как целостной системы воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. (слайд 3)

Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию. Ребенок же беспомощен в таких ситуациях. Только взрослые способны дать ему защиту, создать условия для его полноценного развития. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.

Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. Традиционно уделяя внимание учебному процессу, педагоги до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в школе большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки, влияющие на их здоровье.

Поэтому учитывая основную цель психологического сопровождения: создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения, передо мной, встали

задачи:

психологическая поддержка детей, направленная на сохранение психологического здоровья;

формирование установок на здоровый образ жизни;

развитие навыков саморегуляции и управления стрессом. (слайд 4)

Обучающиеся нашей школы-интерната всегда выделяются наиболее быстрой утомляемостью в своей деятельности, низкой концентрацией внимания, частой отвлекаемостью, неумением сосредотачиваться, малым объемом запоминания. Поэтому в работе с такими детьми применение здоровьесберегающих технологий является необходимым элементом успеха и результата.

(слайд 5)

Я своей работе использую приемы и методики здоровьесберегающих технологий. Расскажу о некоторых из них.

(слайд 6)

1. Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения, регулированию мышечного напряжения, развитию кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений, используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.

С детьми провожу следующие упражнения:

«Море шариков»

Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

Ход игры: Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют движения, плавание.

«Дыши и думай»

Цель: развитие образа тела, воображения.

Ход игры: Дети лежат на спине. Им предлагают сделать глубокий вдох, поднять голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.

Сеансы психофизической разгрузки

Цель: снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие пространственного восприятия.

Виды упражнений

 - медленные перевороты со спины на живот, с живота на спину;

- медленные движения вперед-назад;

- спрятать в шариках руки (ноги);

- спокойно лежать в любой удобной позе.

(слайд 7)

2. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

Упражнения на релаксацию:

«5+5»

Делается пять совершенно свободных вдохов, затем производится глубокий вдох и глубокий выдох. В течение последующих четырех по возможности глубоких вдохов напрягаются соответствующие группы мышц и расслабляются их при выдохе: мышцы ног (второй вдох-выдох), мышцы рук и верхней части туловища (третий вдох-выдох), челюстную и жевательную мускулатуру (четвертый вдох-выдох), мышцы живота (пятый вдох-выдох).

«Релаксация +дыхание»

Нужно занять максимально удобное положение, выпрямить спину, закрыть глаза. Дыхание должно быть произвольным. Сосредоточить внимание на мышцах живота. Представить, что воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем грудную клетку и легкие. Сделать полный вдох, затем подряд несколько спокойных выдохов (не толчками). Теперь спокойно, не напрягаясь, сделать новый вдох.

«Двадцать целебных вдохов»

Лежа или сидя принять удобную позу – позу максимального расслабления, сбросив «зажимы с мышц».

Затем в ритме затихающего» дыхания до 20 раз мысленно произнести:

«Я…успокаиваюсь» Причем на вдохе следует произносить «Я», на выдохе –«успокаиваюсь».

(слайд 8)

3. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Сначало проводится эмпирическое исследование: оценка ведущего полушария, затем упражнения. Пальчиковые кинезиологические упражнения используются для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Упражнения:

1. Колечки

2. Кулак-ребро-ладонь

3. Класс – О’кей

4. Фонарик

6. Ухо-нос

7. Дом-ежик-замок

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности стимулируются активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, карандаши).




(слайд 9)

4. Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышению самооценки, применяется для снятия агрессивных проявлений.

Использую следующие методические приемы:

- групповое рассказывание сказки;

- отгадывание сюжета или персонажей;

- превращение в сказку любой жизненной истории;

- постановка (разыгрывание) сказки;

- изготовление кукол.


Комплексная, содержательная коррекционно-развивающая работа с детьми с применением элементов здоровьесберегающих технологий способствует:

-совершенствованию коммуникативных умений и навыков;

-повышению речевой активности;

-развитию психических процессов;

-повышению работоспособности и выносливости;

-совершенствованию общей и мелкой моторики, двигательных умений и навыков;

-активизации познавательных процессов.

Таким образом, применение элементов здоровьесберегающих технологий формирует личностное, интеллектуальное развитие ребёнка.

Сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших обучающихся, научит их заботиться о себе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!