СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Маленький росток»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа

 

 

«Маленький росток»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Маленький росток»»


















Дополнительная общеобразовательная программа



«Маленький росток»








Программа рассчитана на детей 9-10 лет, стартовый уровень

Срок реализации программы 1 год





Составитель:Казимова А.М.– учитель начальных классов








Пояснительная записка

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.

Одним из направлений ФГОС для организации образовательного процесса в начальной школе является внеурочная деятельность, которая ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

Поэтому курс дополнительного образования «Маленький росток» экологической направленности и краеведческого содержания может быть востребован учащимися. Изучение курса способствует профориентации школьников в области охраны окружающей среды, формированию научных основ здорового образа жизни и природопользования. Программа предусматривает практико- ориентированную и аналитическую деятельность учащихся, что способствует развитию у них самостоятельности – одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования.

Основной формой обучения являются экскурсии, практические и проектные работы.

Время проведения экскурсий – осень, весна. Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу.

Программа дополнительного образования  разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.

Основная цель: 

-формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.


Задачи:

-образовательная: обогащать представления об окружающем мире,повышать интерес к предмету,сформировать систему эколого-биологических знаний, сформировать знания о многообразии живых форм родного края.

- развивающая: развивать логическое мышление,обогатить общий и сформировать тематический словарный запас,развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы, развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции, умения рассуждать и делать выводы, развивать индивидуальные способности детей, развивать любознательность, как основу познавательной деятельности. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

-воспитательная: формировать культуру поведения на природе,воспитать понимание эстетической ценности природы, сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике, формировать представление о самоценности любой формы жизни, сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок, сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета, прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.

Программа строится на основе следующих принципов:

- равенство всех участников;

- добровольное привлечение к процессу деятельности;

- чередование коллективной и индивидуальной работы;

- свободный выбор вида деятельности;

- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей.         

Метапредметные связи.

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Общая характеристика программы дополнительного образования

« Маленький росток»

Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской,  практической, социальной.

Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при освоении программы  имеет отличительные особенности:

- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что  содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад,  выступление, выставка, участие в конкурсах и т.д.  Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Место данного курса в учебном плане.

Программа  рассчитана на 1 год обучения (36 часов в год, 1 часа в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

Ценностные ориентиры содержания программы « Маленький росток».

В результате освоения программы внеурочной деятельности « Маленький росток»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и  литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в дополнительном образовании, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности дополнительного образования;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

- проведение эксперимента;

- использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

                    

Содержание программы (36 ч.)

Курс программы состоит из 4 разделов.

1 раздел "Первые шаги по экологическим тропинкам" (5 часов)

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.Изучение календаря экологических дат.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательная игра, игры на знакомство, беседа, диалог, просмотр видеоролика.

2 раздел “Природа – наш чудесный мир” (4 часа)

Представление детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Разнообразие животного мира. Звери, обитающие на территории нашей области. Домашние животные.Многообразие растений, значение растений для человека. Взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям. Развитие творческих способностей учащихся.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательные и интеллектуальные игры, выставки, экскурсии, диалоги, конкурсы, олимпиады, практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

3 раздел «Экология жилища» (5 часов)

Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): беседа, диалог, исследования, практическая работа по изготовлению елочных игрушек из бросового материала, по изготовлению альтернативных елочек.

4 раздел «Мы – защитники природы» (22 часа)

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. ООПТ Прилузского района.Выявление экологической ситуации в селе. Пути решения экологических проблем своего села.Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды. Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.Бытовой мусор. Проблема его утилизации. Подготовка и проведение мероприятий экологического содержания. Участие в школьной конференции.Развитие творчества учащихся.Презентация результатов деятельности.

Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): проекты, экскурсии, конкурсы, интеллектуальные и познавательные игры, конференция, акция, изготовление условных знаков, экологических памяток.

  1. Прогнозируемые результаты

Уровень результатов работы по программе

Первый уровень результатов:

Дети знают

  • основные различия между растительным и животным миром, закономерности их развития;

  • о приспособленности растений и животных (в домашних условиях и природе);


Второй уровень результатов:

Дети имеют представления о:

  • элементарных правилах поведения в природе;

  • условиях роста и развития растений и животных;

  • основных особенностях сезонной жизни людей, растений, животных;

  • растительном и животном мире разных частей света и родного края.

Третий уровень результатов:

Дети могут:

  • отличать некоторые растения и животных нашего края и других частейсвета;

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

  • самостоятельно осуществлять простейших операции по посадке и посеву полезных растений;

  • осуществлять уход за комнатными растениями;

  • выводить заключения на основе наблюдений;

  • отстаивать свою точку зрения, работать индивидуально и в группе;

  • вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

  • изготовлять экологические памятки;

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.














Тематическое планирование разделов.

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Первые шаги по экологическим тропинкам

5

2

Природа – наш чудесный мир

4

3

Экология жилища

5

4

Мы – защитники природы

22

 

ИТОГО:

36 ч.



Учебно-тематический план

урока

Тема

Содержание занятий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые умения

Количество часов

Дата проведения

всего

теоретические

практические


Раздел 1. «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРОПИНКАМ». (5 часов)


11.09

Вводное занятие. Знакомство с задачами кружка на учебный год.

Игры на знакомство.

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Игры на знакомство.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.


Принимают и сохраняют цель и задачи занятия; слушают учителя;строят понятные для собеседника высказывания осуществляют самоконтроль;участвуют в обсуждении содержания материала;выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

описывать свое настроение, распознавать настроение других,умение анализировать и сравнивать.

2

1

1

18.09

25.09

Что такое экология? Изучение календаря экологических дат.

Диалог: «Что такое экология?» Просмотр видеоролика.

прогнозировать последствия своей деятельности

2

1

1

02.10

Как мы познаем мир?

Познавательная игра «Подружись с природой».

Совместная деятельность в группах. Познавательная игра «Подружись с природой»

использовать разные способы и приемы познания

1

1


Раздел 2. «ПРИРОДА – НАШ ЧУДЕСНЫЙ ДОМ» (4 часа)


09.10

Интеллектуальная игра «Удивительный мир животных».

Коллективная работа. Рисование животных из ладошек.

Участие в интеллектуальной игре «Удивительный мир животных». Рисование с помощью ладошек животных.


Подводит обучающихся к выводу; наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи; обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество;

акцентирует внимание на конечных результатах деятельности;

организует учебное взаимодействие учеников (группы); организует беседу, самостоятельную работу с источниками информации,поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); организует экскурсии, игры, конкурсы.

Работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации; критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; 
 решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; 
анализируют современные общественные явления и события; 
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; 
 аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; 
 выполняют творческие работы, проекты; выполняют исследования, практические работы; ходят на экскурсии, принимают участие в конкурсах.


использовать разные способы и приемы познания, выражать свое отношение к природе в виде рисования

1


1

16.10

Игра «Поле чудес» по теме «Домашние животные».

Выставка творческих работ «Наши друзья»

Участие в игре «Поле чудес». Лепка из пластилина домашних животных.

использовать разные способы и приемы познания, выражать свое отношение к природе в виде изготовления поделок

1


1



Наблюдать,,ухаживать за домашними животными, сочувствовать больным животным

23.10

Устный журнал «Синичкины страницы»

Выпуск листовок «Покормите птиц зимой!»

Знакомство с историей праздника, приметами. Изготовление листовок.


Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности, применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения

1

1

30.10

Игровая программа «Зимушка - зима».

Конкурс рисунков «Вот и пришла Чудесница - зима»

Участие в игровой программе.

Разработка критериев оценивания конкурсных работ.

Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта

1


1


Раздел 3. «ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА» (5 часов)


13.11

Экология жилья: от избы к современной квартире.

Коллективная работа «Дом моей мечты». Эскиз. Подбор материала.

Беседа «От деревянной избы до современной квартиры». Коллективно – творческая деятельность.



Исследовать, наблюдать, самостоятельно находить пути решения проблемы

1

1


20.11

Экологически опасные факторы в быту.

Коллективная работа «Дом моей мечты».

Диалог «Экологически опасные факторы в быту».

Коллективно – творческая деятельность.

1

1

27.11

Учет водоснабжения и потребления электроэнергии в семье.

Коллективная работа «Дом моей мечты». Презентация.

Исследования потребления воды и электроэнергии в доме.

Коллективно – творческая деятельность.

1


1

04.12

Акция «Живи, елочка!»

Мастер – класс по изготовлению альтернативных елочек.

Работа с информацией. Работа в группах: выпуск агитационных листовок.

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности

1


1

11.12

К нам на праздник елочка пришла….

Мастер – класс «Изготовление елочных игрушек из бросового материала».

1


1


Раздел 4. «МЫ – ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» (22 часа)


18.12

Всемирный день заповедников.

Устный журнал «Особо охраняемые природные территории моего края». Выпуск стенгазет.

Работа с информацией. Выпуск стенгазеты.



Анализировать, делать выводы, выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности

1

1

1

25.12

Экскурсия в природу. Оформление фотовыставки «Мороз и солнце…день чудесный!»

Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта

1


1

15.01

22.01

Я — частичка природы

Перевоплощение в любое животное, насекомое, растение, явление природы с помощью техники рисования на лице.

Доказывать уникальность и красоту природы

2


2

29.01

05.02

Экологические катастрофы не имеют границ.

Беседа, просмотр документальных фильмов.


2

2


12.02

19.02

Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Подбор информации для реализации проекта.

Работа с информацией. Написание сценария.

Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости

2

2


26.02

Экскурсия в природу. Оформление фотовыставки «Весна, весна на улице!»

Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.



Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта

1


1

05.03

Выпуск стенгазеты «День птиц». Конкурс «Птица в объективе»

Работа с информацией.

Доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта

1


1

12.03

19.03

Презентация «Встреча пернатых гостей».

Мастер – класс «Скворечник».

Знакомство с перелетными птицами. Изготовление скворечника.



Улучшать состояние окружающей среды

2

1

1

02.04

Проект «Экологический праздник». Разработка плана проекта.

Разработка плана проекта.

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности

1

1


09.04

Проект «Экологический праздник». Подбор информации для реализации проекта: песни, стихи, сценки.

Подбор информации для реализации проекта: песни, стихи, сценки

1

1


16.04

Проект «Экологический праздник». Разучивание сценок, песен, стихотворений.

Разучивание сценок, песен, стихотворений.

1


1

23.04

Проект «Моя клумба». Эскиз клумбы.

Подготовка эскиза



Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности

1


1

30.04

Проект «Моя клумба». Посадка семян.

Посадка семян. Ухаживание за ростками.

1


1

07.05

Правила друзей природы.

Изготовление “Запрещающих знаков природы”.

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности, проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям

1


1

14.05

Охрана природы

Сообщения юных экологов.

Оценивать поведения и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости

1


1

21.05

Выпуск стенгазеты «Мы – юные экологи»

Выпуск стенгазеты.

Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности

1


1

28.05

Впереди лето.

Подведение итогов работы экологического кружка. Чаепитие.

Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе

1


1






































Календарно-тематическое планирование 

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.

  2. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.

  3. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.

  1. Анашкина Е.Н.Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;

  2. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009.

  3. Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.

  4. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2011.

  5. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.

  6. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.

  7. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.

  8. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160.

  9. Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. – Москва :  Просвещение, 2009.

  10. Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2008.

  11. Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2010.

  12. Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами пове­дения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. №8.

  13. ТрайтакД.И.Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва.1971.

  14.  Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256.

  15. Хрестоматия по биологии: Бактери.Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.

  16. Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.– 366с.

  • Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)

  • Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.

  • компьютер, мультимедийный проектор, DVD

                         Информационные источники, используемые при составлении программы:

Интернет – адреса сайтов

             - Сайт Минобрнауки http://rsr-olymp.ru

- http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/integratsiya-na-urokakh-khimii-biologii

- http://old.iro.yar.ru/pnpo_yar/biolog06.htm

- http://www.edu-eao.ru/images/stories/masterklass/him-biolog.pdf

- http://centrdop.ucoz.ru

- http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/514689/

- Социальная сеть работников образования

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/sistema-raboty-s-odarennymi-i-

Для учащихся и родителей:

Википедия      http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация

Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru

Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!