Дополнительная общеобразовательная программа
«Маленький росток»
Программа рассчитана на детей 9-10 лет, стартовый уровень
Срок реализации программы 1 год
Составитель:Казимова А.М.– учитель начальных классов
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Одним из направлений ФГОС для организации образовательного процесса в начальной школе является внеурочная деятельность, которая ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Поэтому курс дополнительного образования «Маленький росток» экологической направленности и краеведческого содержания может быть востребован учащимися. Изучение курса способствует профориентации школьников в области охраны окружающей среды, формированию научных основ здорового образа жизни и природопользования. Программа предусматривает практико- ориентированную и аналитическую деятельность учащихся, что способствует развитию у них самостоятельности – одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования.
Основной формой обучения являются экскурсии, практические и проектные работы.
Время проведения экскурсий – осень, весна. Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу.
Программа дополнительного образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.
Основная цель:
-формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.
Задачи:
-образовательная: обогащать представления об окружающем мире,повышать интерес к предмету,сформировать систему эколого-биологических знаний, сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
- развивающая: развивать логическое мышление,обогатить общий и сформировать тематический словарный запас,развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы, развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции, умения рассуждать и делать выводы, развивать индивидуальные способности детей, развивать любознательность, как основу познавательной деятельности. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
-воспитательная: формировать культуру поведения на природе,воспитать понимание эстетической ценности природы, сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике, формировать представление о самоценности любой формы жизни, сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок, сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета, прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Метапредметные связи.
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Общая характеристика программы дополнительного образования
« Маленький росток»
Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:
- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, участие в конкурсах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Место данного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения (36 часов в год, 1 часа в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Ценностные ориентиры содержания программы « Маленький росток».
В результате освоения программы внеурочной деятельности « Маленький росток» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в дополнительном образовании, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности дополнительного образования;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Содержание программы (36 ч.)
Курс программы состоит из 4 разделов.
1 раздел "Первые шаги по экологическим тропинкам" (5 часов)
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.Изучение календаря экологических дат.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательная игра, игры на знакомство, беседа, диалог, просмотр видеоролика.
2 раздел “Природа – наш чудесный мир” (4 часа)
Представление детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Разнообразие животного мира. Звери, обитающие на территории нашей области. Домашние животные.Многообразие растений, значение растений для человека. Взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям. Развитие творческих способностей учащихся.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): познавательные и интеллектуальные игры, выставки, экскурсии, диалоги, конкурсы, олимпиады, практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
3 раздел «Экология жилища» (5 часов)
Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): беседа, диалог, исследования, практическая работа по изготовлению елочных игрушек из бросового материала, по изготовлению альтернативных елочек.
4 раздел «Мы – защитники природы» (22 часа)
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. ООПТ Прилузского района.Выявление экологической ситуации в селе. Пути решения экологических проблем своего села.Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды. Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.Бытовой мусор. Проблема его утилизации. Подготовка и проведение мероприятий экологического содержания. Участие в школьной конференции.Развитие творчества учащихся.Презентация результатов деятельности.
Формы организации образовательного процесса (теоретические, практические): проекты, экскурсии, конкурсы, интеллектуальные и познавательные игры, конференция, акция, изготовление условных знаков, экологических памяток.
Прогнозируемые результаты
Уровень результатов работы по программе
Первый уровень результатов:
Дети знают
основные различия между растительным и животным миром, закономерности их развития;
о приспособленности растений и животных (в домашних условиях и природе);
Второй уровень результатов:
Дети имеют представления о:
элементарных правилах поведения в природе;
условиях роста и развития растений и животных;
основных особенностях сезонной жизни людей, растений, животных;
растительном и животном мире разных частей света и родного края.
Третий уровень результатов:
Дети могут:
отличать некоторые растения и животных нашего края и других частейсвета;
устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
самостоятельно осуществлять простейших операции по посадке и посеву полезных растений;
осуществлять уход за комнатными растениями;
выводить заключения на основе наблюдений;
отстаивать свою точку зрения, работать индивидуально и в группе;
вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
изготовлять экологические памятки;
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Тематическое планирование разделов.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Первые шаги по экологическим тропинкам | 5 |
2 | Природа – наш чудесный мир | 4 |
3 | Экология жилища | 5 |
4 | Мы – защитники природы | 22 |
| ИТОГО: | 36 ч. |
Учебно-тематический план
№ урока | Тема | Содержание занятий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения | Количество часов | Дата проведения |
всего | теоретические | практические |
| Раздел 1. «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРОПИНКАМ». (5 часов) |
11.09 | Вводное занятие. Знакомство с задачами кружка на учебный год. Игры на знакомство. | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Игры на знакомство. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Принимают и сохраняют цель и задачи занятия; слушают учителя;строят понятные для собеседника высказывания осуществляют самоконтроль;участвуют в обсуждении содержания материала;выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | описывать свое настроение, распознавать настроение других,умение анализировать и сравнивать. | 2 | 1 | 1 | |
18.09 25.09 | Что такое экология? Изучение календаря экологических дат. | Диалог: «Что такое экология?» Просмотр видеоролика. | прогнозировать последствия своей деятельности | 2 | 1 | 1 | |
02.10 | Как мы познаем мир? Познавательная игра «Подружись с природой». | Совместная деятельность в группах. Познавательная игра «Подружись с природой» | использовать разные способы и приемы познания | 1 | 1 | |
| Раздел 2. «ПРИРОДА – НАШ ЧУДЕСНЫЙ ДОМ» (4 часа) |
09.10 | Интеллектуальная игра «Удивительный мир животных». Коллективная работа. Рисование животных из ладошек. | Участие в интеллектуальной игре «Удивительный мир животных». Рисование с помощью ладошек животных. | Подводит обучающихся к выводу; наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи; обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество; акцентирует внимание на конечных результатах деятельности; организует учебное взаимодействие учеников (группы); организует беседу, самостоятельную работу с источниками информации,поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); организует экскурсии, игры, конкурсы. | Работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации; критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; анализируют современные общественные явления и события; осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах; выполняют творческие работы, проекты; выполняют исследования, практические работы; ходят на экскурсии, принимают участие в конкурсах. | использовать разные способы и приемы познания, выражать свое отношение к природе в виде рисования | 1 | | 1 | |
16.10 | Игра «Поле чудес» по теме «Домашние животные». Выставка творческих работ «Наши друзья» | Участие в игре «Поле чудес». Лепка из пластилина домашних животных. | использовать разные способы и приемы познания, выражать свое отношение к природе в виде изготовления поделок | 1 | | 1 | |
| | Наблюдать,,ухаживать за домашними животными, сочувствовать больным животным | |
23.10 | Устный журнал «Синичкины страницы» Выпуск листовок «Покормите птиц зимой!» | Знакомство с историей праздника, приметами. Изготовление листовок. | | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности, применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения | 1 | 1 | |
30.10 | Игровая программа «Зимушка - зима». Конкурс рисунков «Вот и пришла Чудесница - зима» | Участие в игровой программе. Разработка критериев оценивания конкурсных работ. | Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта | 1 | | 1 | |
| Раздел 3. «ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА» (5 часов) |
13.11 | Экология жилья: от избы к современной квартире. Коллективная работа «Дом моей мечты». Эскиз. Подбор материала. | Беседа «От деревянной избы до современной квартиры». Коллективно – творческая деятельность. | | | Исследовать, наблюдать, самостоятельно находить пути решения проблемы | 1 | 1 | |
20.11 | Экологически опасные факторы в быту. Коллективная работа «Дом моей мечты». | Диалог «Экологически опасные факторы в быту». Коллективно – творческая деятельность. | 1 | 1 | |
27.11 | Учет водоснабжения и потребления электроэнергии в семье. Коллективная работа «Дом моей мечты». Презентация. | Исследования потребления воды и электроэнергии в доме. Коллективно – творческая деятельность. | 1 | | 1 | |
04.12 | Акция «Живи, елочка!» Мастер – класс по изготовлению альтернативных елочек. | Работа с информацией. Работа в группах: выпуск агитационных листовок. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности | 1 | | 1 | |
11.12 | К нам на праздник елочка пришла…. | Мастер – класс «Изготовление елочных игрушек из бросового материала». | 1 | | 1 | |
| Раздел 4. «МЫ – ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» (22 часа) |
18.12 | Всемирный день заповедников. Устный журнал «Особо охраняемые природные территории моего края». Выпуск стенгазет. | Работа с информацией. Выпуск стенгазеты. | | | Анализировать, делать выводы, выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности | 1 | 1 | 1 | |
25.12 | Экскурсия в природу. Оформление фотовыставки «Мороз и солнце…день чудесный!» | Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта | 1 | | 1 | |
15.01 22.01 | Я — частичка природы | Перевоплощение в любое животное, насекомое, растение, явление природы с помощью техники рисования на лице. | Доказывать уникальность и красоту природы | 2 | | 2 | |
29.01 05.02 | Экологические катастрофы не имеют границ. | Беседа, просмотр документальных фильмов. | | 2 | 2 | | |
12.02 19.02 | Проект «Маленькая история о большой экологической проблеме». Подбор информации для реализации проекта. | Работа с информацией. Написание сценария. | Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости | 2 | 2 | | |
26.02 | Экскурсия в природу. Оформление фотовыставки «Весна, весна на улице!» | Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | | | Наблюдать, доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта | 1 | | 1 | |
05.03 | Выпуск стенгазеты «День птиц». Конкурс «Птица в объективе» | Работа с информацией. | Доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта | 1 | | 1 | |
12.03 19.03 | Презентация «Встреча пернатых гостей». Мастер – класс «Скворечник». | Знакомство с перелетными птицами. Изготовление скворечника. | | | Улучшать состояние окружающей среды | 2 | 1 | 1 | |
02.04 | Проект «Экологический праздник». Разработка плана проекта. | Разработка плана проекта. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности | 1 | 1 | | |
09.04 | Проект «Экологический праздник». Подбор информации для реализации проекта: песни, стихи, сценки. | Подбор информации для реализации проекта: песни, стихи, сценки | 1 | 1 | | |
16.04 | Проект «Экологический праздник». Разучивание сценок, песен, стихотворений. | Разучивание сценок, песен, стихотворений. | 1 | | 1 | |
23.04 | Проект «Моя клумба». Эскиз клумбы. | Подготовка эскиза | | | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности | 1 | | 1 | |
30.04 | Проект «Моя клумба». Посадка семян. | Посадка семян. Ухаживание за ростками. | 1 | | 1 | |
07.05 | Правила друзей природы. | Изготовление “Запрещающих знаков природы”. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности, проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям | 1 | | 1 | |
14.05 | Охрана природы | Сообщения юных экологов. | Оценивать поведения и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости | 1 | | 1 | |
21.05 | Выпуск стенгазеты «Мы – юные экологи» | Выпуск стенгазеты. | Выражать свое отношение к природе и людям в продуктивной деятельности | 1 | | 1 | |
28.05 | Впереди лето. | Подведение итогов работы экологического кружка. Чаепитие. | Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе | 1 | | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
Учебно-методическое обеспечение:
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.
Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.
Анашкина Е.Н.Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009.
Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2011.
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.
Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.
Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160.
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2009.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2008.
Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2010.
Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. №8.
ТрайтакД.И.Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва.1971.
Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256.
Хрестоматия по биологии: Бактери.Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.
Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.– 366с.
Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)
Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.
компьютер, мультимедийный проектор, DVD
Информационные источники, используемые при составлении программы:
Интернет – адреса сайтов
- Сайт Минобрнауки http://rsr-olymp.ru
- http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/integratsiya-na-urokakh-khimii-biologii
- http://old.iro.yar.ru/pnpo_yar/biolog06.htm
- http://www.edu-eao.ru/images/stories/masterklass/him-biolog.pdf
- http://centrdop.ucoz.ru
- http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/514689/
- Социальная сеть работников образования
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/sistema-raboty-s-odarennymi-i-
Для учащихся и родителей:
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru
Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.