СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная программа "Формула рукоделия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа "Формула рукоделия" в основном ориентирована на обучающихся от 7 до 13 лет.

В объединение принимаются все дети, желающие заниматься от 7 до 13лет.

Наполняемость в группах составляет 15- 12 человек.Программа рассчитана на 1 года обучения 144 часа;

Цель настоящей программы: научить учащихся моделированию, конструированию и пошиву декоративных изделий. Раскрыть творческие способности детей, адаптация воспитанников к окружающей среде.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа "Формула рукоделия"»

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Пояснительная записка ……………………………………………………….


2. Учебно-тематическое планирование………………………………………


3. Методическое обеспечение программы…………………………………...


4. Литература ………………………………………………………………….


5. Приложение …………………………………………………………………















































I. Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 23.07.2013). Письма минобразнауки от 11.12.2006 №06-844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», редактирована в 2014 году.

Во все времена человек создавал различные вещи своими руками, многие из которых являются уникальными творениями человеческих рук и его фантазии. В наше время все большей популярностью и признанием пользуются вещи, сувениры и подарки, изготовленные своими руками, ведь такое изделие несет в себе тепло человеческих рук, радость и доброту. Благодаря декоративно - прикладной работе с детьми мы знакомим их с различными технологиями изготовления изделий, многие из которых имеют глубокие исторические корни. Таким образом, ребенок не только учится делать вещи своими руками, но и изучает историю своего народа и мира. Систематическое освоение художественного наследия помогает учащимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических чувств у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Данная программа имеет художественную направленность и соответствует художественному профилю программ дополнительного образования детей.

Программа носит вариативный характер и может корректироваться с учетом (материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, практической подготовленности ребят).

По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию духовного мира ребят, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.

По целеобеспечению программа является общеразвивающей.

Данная адаптированная программа, помимо хорошо известных базовых принципов педагогики и дидактики, направлена на:

- целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной, волевой и деятельностной составляющих личности;

- воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;

- доступность совершенствования форм и методов педагогического процесса и соответствие возрастным особенностям детей;

- последовательность и систематичности изложения; опирается на такие принципы, как:

- принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности;

- принцип последовательного перехода от репродуктивных видов мыследеятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой проектно-конструкторской и соревновательной деятельности.


Особенность восприятия содержания программы

Особенности восприятия содержания программы по направлениям воспитательной деятельности для обучающихся. Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся, степени их подготовленности, имеющихся знаний и навыков. В процессе практической работы дети учатся самовыражению, расширяют знания, полученные на других предметах, совершенствуют умения и навыки работы с различными материалами . При изготовлении декоративных изделий из фетра, капрона, ткани, джута учащиеся используют дополнительные аксессуары в виде бисера, пуговиц и многое другое. В результате работы хотелось видеть, как учащийся изучил технологию изготовление изделий, умел бы создавать работу продуманную и завершенную, в которой ясна идея, и виден творческий поиск.



Актуальность программы.

Актуальность программы в том, что работа с различными материалами способствует формированию качеств у учащихся, которые необходимы человеку любой профессии. Развиваются умственные способности, расширяется художественный кругозор. Раннее приобщение к работе с декоративным изделием помогает понять воспитанникам формы и объемы предметов. У них развивает координацию пальцев, гибкость рук, открывает широкий простор для творческой деятельности, для понимания ими красоты труда.

Новизна программы.

Применение поисковых методов обучения в решении разного уровня сложности проблемных ситуаций. Использование индивидуальных заданий, осуществляя дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Применение исследовательской деятельности с использованием игровых технологий обучения. Внедряются элементы проектной и исследовательской деятельности при изготовлении декоративных изделий, ручной, машинной и влажно-тепловой обработки.

Педагогическая целесообразность.

В план педагогом могут вноситься изменения: увеличить материал по одной теме, сокращать по другой. Но при этом обязательно решать задачи занятий:

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- развивать творческие способности,

- совершенствовать умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями,

- воспитание умения работать в коллективе,

- приучать детей к аккуратности, целеустремленности и усидчивости при работе с различными материалами.

Важная роль в творческом объединении отводится формированию у детей культуры труда:

- содержание в порядке рабочего места,

- экономия материалов и рабочего места,

- планирование работы,

- правильное обращение с инструментами,

- соблюдение правил безопасности труда.

Отличительной особенностью данной программы является – развитие у детей творческого и эстетического отношения к работе. Предусматривает проектную деятельность, развитие смекалки, сообразительности и устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности учащихся.


Нормативно-правовое обеспечение программы:

• Конвенция о правах ребёнка;

• Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29 августа 2013 г.);

• СанПиН 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. г. Москва);

• Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Адресат программы.

Программа в основном ориентирована на обучающихся от 7 до 13 лет.

В объединение принимаются все дети, желающие заниматься от 7 до 13лет.

Наполняемость в группах составляет 15- 12 человек;

Объем и сроки освоения программы.

Программа рассчитана на 1 года обучения 144 часа;

Цель настоящей программы: научить учащихся моделированию, конструированию и пошиву декоративных изделий. Раскрыть творческие способности детей, адаптация воспитанников к окружающей среде.

Задачи:

Обучающие:

- научить учащихся технологии изготовления декоративных изделий из фетра, капрона, джута, ткани;

- обучить умениям, приемам и навыкам по работе с инструментами, оборудованием;

- научить приемам и правилам декорирования готовых изделий;

- обучить аналитическим навыкам при выполнении задания.

Воспитательные:

- воспитать трудолюбие и уважительное отношения к труду;

- воспитать культуру труда и художественный вкус, создать условия для формирования культуры общения в процессе.


Развивающие:

- развить творческие способности учащихся;

- развить инициативу, самостоятельность и фантазию;

- сформировать эстетический и художественный вкус;

- развить зрительную память и пространственное представление.


В основу обучения положены ряд принципов: постепенное накопление знаний, умений, навыков учащимися; принцип любознательности детей; ненавязчивая подача информации педагогом; принцип индивидуально-творческой деятельности; принцип заинтересованности учащихся своего труда (после каждого занятия изготовления декоративных изделий выставляются на просмотр, лучшие отмечаются, и большая часть забирается ребятами).

Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии от простого к сложному, постепенно формируя новые практические умения и навыки у детей. Открывает возможности для творчества и позитивного отношения к труду.

Планируемые результаты:

В конце изучения программы обучающиеся, прошедшие все этапы обучения по программе, получают следующие результаты:

Личностные:

- умеет проявлять в самостоятельной деятельности вале логическую культуру и компетентность;

- умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, навыками личной гигиены.


Развивающие:

- развита творческая активность и интерес к здоровому образу жизни;

- развита познавательная активность.


Социальные:

- умеет пользоваться приемами коллективного творчества;

- сформировано эстетическое восприятие мира и доброе отношение к окружающим.


Предметные:

- овладели основными приемами обработки фетра, капрона, ткани, джута.


- Познавательные:

- с помощью педагога узнают историю происхождения используемых материалов и техник.

Регулятивные:

- умеет самостоятельно оценивать свою роль и свой вклад в коллективную деятельность.


Коммуникативные:

- сформировано умение работать в коллективе;

- умеет вступать в контакт со сверстниками.


II. Учебно-тематическое планирование.



Содержание тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятия

2

1

1

2


Работа с капроном

14

3

11


Выполнение броши (бабочка, стрекоза)

4

1

3

Выполнение осеннего букета

6

1

5

Брелок черепашка

4

1

3

3

Джутовая филигрань

26

5

21



Выполнение фигурки животных

10

1

9

Джутовый декор

8

1

7

Сувениры

8

1

7

4

Изготовление сувениров:

30

6

24


Новогодние сувениры

12

1

11

Подарок маме

8

2

6

Подарки для всех

10

2

9

5

Аппликация

38

4

34


Изготовление панно

26

3

23

Декор одежды

12

1

11

6

Цветочные композиции из латекса

24

3

21


Цветущее дерево

8

1

7

Цветочное настроение

6

1

5

Весенние первоцветы

10

1

9

7

Подготовка к конкурсам и выставкам

4

-

4

8

Посещение выставок, музеев, экскурсии.

4

4

-

9

Итоговое занятие

2

-

2


Итого

144

26

118



III. Содержание программы.

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с учащимися. Знакомство с содержанием программы. Демонстрация изделий, выполнение которых запланировано в течении года.

Практическая работа: составляющие материалы и аксессуары необходимые на занятиях. Меры безопасности.


2.Работа с капроном.

Теория: Оборудования и материалы. Окрашивание. Выкройки. Техника безопасности при работе. Инструменты и их применение.

Практика: Изготовление цветов, сборка в композицию и оформление, украшение. Изготовление крыльев. Изготовление туловища, сборка деталей, украшение, прикрепление к основе.


3. Джутовая филигрань.

Теория: История филиграни, его особенности. Секреты мастерства. Термины и базовые формы: ролл, свободный ролл, спираль, замкнутая спираль, конус, капля, глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга и т. д. Плоская и объёмная формы. Преобразование одной формы в другую: свободный ролл в каплю, глаз, овал; лист в дугу, изогнутый лист ит. д.

Практика:  Выбор схемы изделия. Изготовление основания. Скручивание часто повторяющихся орнаментов из джута, склеивание на каркас. Сборка изделия. Завершающая отделка изделия.


4.Изготовление сувениров.

Теория: Показ сувениров. Беседа. Декорирование. Выбор материалов и темы для выполнения работы.

Практика: Разновидность сувениров, самостоятельный выбор учащихся. Технологический процесс изготовления. Выполнение заготовок и выкроек. Обработка материала для изготовления сувенира. Применение камней, бисера, бусинок, ленточек, металлических элементов. Сбор готового изделия.


5. Аппликация из фетра, ткани, и фоамирана (панно, брошь, заколки, ободки, декор одежды).

История панно, разновидности, техники выполнения, демонстрация образцов.

Практическая работа: Разработка эскиза, разработка технологической карты и последовательности выполнения. Изготовление шаблонов, выполнение изделия, сбор готового панно.


6. Изготовление цветочных композиций.

Разбор цветочных форм, геометрия цветка, цветовая палитра, время цветения.

Практическая работа: эскиз, самостоятельный выбор букетов. Применение аксессуаров. Технологическая последовательность изготовление букетов. Выбор лучших композиций.

7. Подготовка к конкурсам и выставкам.

Теория: Проведение бесед о необходимости выполнения творческих работ; о подготовке к работе (выборе темы, материалов и техники выполнения).

Практика: Разработка и выполнение эскиза. Необходимые доработки во время выполнения творческого замысла. Индивидуальная работа с участниками выставок, в конкурсах и фестивалях.


8. Посещение выставок, музеев, экскурсии.

Теория: Посещение тематических выставок в соответствии с планом воспитательной работы д.о. и учреждения.


9. Итоговое занятие .

Подведение итогов работы творческого объединения за год. Отбор на выставку лучших работ. Награждение победителей. Итоговой выставки.



IV Методическое обеспечение программы.

Для успешной реализации программы используются разные формы организации образовательного процесса (практические занятия, открытые занятия, творческие отчеты, творческие мастерские, защита проектов, участие в конкурсах, проведение выставок и т.д.).

На занятиях используются методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия (словесный, наглядный, практический). Уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративные методы обучения (обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Материально техническое обеспечение.

Инструменты и канцелярские товары: ножницы, линейки, карандаши, бумага для эскизов.

Материалы: фетр, ткань, нитки, капрон, латекс, тесьма, бусинки, стразы, бисер, проволока, джут, синтепон.

Методическое оснащение программы.

1. Конспекты занятий.

2. Инструкции по технике безопасности и оформление уголка по охране труда.

3. Разработка методических рекомендаций, практикумов, сценариев по разным формам работы с детьми: беседы, игры, конкурсы, соревнования.

4. Разработка эскизов.

5. Взаимодействие с библиотеками, выставочными залам, музеями и т.д.

6. Диагностический материал (кроссворды, анкеты, задания).

7. Альбомы иллюстраций из периодической и специальной литературы.

8. Наглядный материал (эскиз, образцы сувениров).

9. Видео материал.


Мониторинг образовательного процесса.

Оценку эффективности программы осуществляет педагог и родители.

В конце каждого месяца проводятся занятии по закреплению и повторению пройденного материала, в ходе которых выявляется степень усваивания знаний, умений и навыков. В начале учебного года и в конце каждого полугодия проводится диагностика ЗУН /знаний, умений, навыков/ по предмету, диагностика ОК (общей культуры личности) и ИТС (индивидуальных творческих способностей) детей.

Целью диагностики является выявление уровня развития коммуникативных умений и навыков учащихся, их особенностей психики и эмоционально - волевой сферы в специально организованных игровых ситуациях, а также творческих способностей детей.

На этапе первичного мониторинга (сентябрь) используются методы наблюдения и устного опроса детей, на этапе промежуточного мониторинга (декабрь)- наблюдение, опрос и тестирование, на этапе итогового мониторинга - опрос, тестирование и итоговая выставка.
































Список литературы


I. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.


Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. Большая российская энциклопедия , 1993.с.ил.

Бородина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениров , 1994.с.ил.

Глинка Н.А. Искусственные цветы, Москва,2013.В подарок-цветы из ткани, Москва,2013.

Медведева О.П.Школа юного дизайнера. Ростов - на -Дону,2014.


II. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.


Кудряшова З.П.Рождение букета. Ростов-на-дону,2014.

Кирцер Ю.М.Цветочные композиции, Москва,2016.

Евстратова Л.М. Культура и традиции ,фотоальбом композиции из капрона.2017.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!