СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа Знай и люби свой край

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа составлена для детей младшего и среднего школьного возраста и предусматривае т изучение истории своего родного края и  истории Тамбовской области. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа Знай и люби свой край»


Булгаковский филиал МБОУ 2 –Гавриловской

средней общеобразовательной школы

Гавриловский район

Тамбовская область






Дополнительная общеобразовательная программа


«Знай и люби свой край»

для детей младшего и среднего школьного возраста

Срок реализации 2 года






Володина Е.В.

Педагог дополнительного образования






2016 г.


Пояснительная записка


В настоящее время краеведения заняло прочное место в образовании и воспитании школьников. Изучение местной истории подкрепляет и дополняет ранее сделанные в науке общие выводы при условии, что изучение той или иной темы будет носить исследовательский характер. Наряду с важнейшими задачами приобщения учащихся к отечественной истории, духовным ценностям посредством изучения истории родного края, воспитания у них гражданских и патриотических чувств, развития творческих способностей, прививаются навыки исследовательской работы.


Возрождение интереса к прошлому Тамбовского края, его истории и культуре, желание детей и родителей как можно раньше начать изучение родного края способствовали разработке данной программы, учитывающей возрастные особенности ,уровень знаний и потребности детей младшего и среднего школьного возраста.


Данная программа разработана на основе авторской программы Терентьевой О.М. «Знай и люби свой край» туристско - краеведческой направленности и предполагает использование музейной педагогики, введения старинных предметов в современную среду ребенка; выявление и установления многообразных связей предметного мира. Музейно – образовательное пространство – это среда для развития сенсорных способностей: чувства ритма, цвета, пространства.


Работа с предметными и непредметными формами бытовой народной культуры особенно способствует развитию зрительной и эмоциональной памяти, наблюдательности, способности к внимательному, длительному рассмотрению.


В процессе знакомства с народной культурой уже в младшем школьном возрасте начинается формирование национальных чувств, уважительного отношения к традициям и истории родного края.

Данная программа помогает воспитать у детей чувство долга, ответственность за судьбу своего края.

Занятия проводятся по 2 часа в неделю, 72 часа в год для детей 1 и 2годов обучения.

Условия реализации программы: в школьных аудиториях, в музеях, на улицах города.

В программе используются репродукции картин русских художников, книги, музейные экспонаты, видео, аудиозаписи.

Формы проведения занятий: диспуты, лекции, экскурсии (областной краеведческий музей, памятники, площади города).


Цель и задачи программы:

Цель: формирование стремления к познанию Тамбовского края и своей малой родины, его культуры, обычаев и традиций.

Задачи:

1.Развитие устойчивого интереса детей к краеведению.

2.Развитие у детей фиксированного внимания на деталях, помогающих создать целостную эмоционально – насыщенную картину своего края, города.

3. Привитие любви к родной земле путем пропаганды жизни известных людей, внесших большой вклад в дело развития Тамбовского края; подвигов героев, защищавших Отчизну.

Программа состоит из блоков - разделов.



Учебно – тематический план 1 года обучения


п/п

Название раздела и тема занятия

Общее

количество

часов

Теория

Практика

1

Введение

8



1.1

Знакомство с основными темами программы. Начальная диагностика.

2

2


1.2

Большая и малая родина. Знакомство с картой.

Знакомство с Тамбовской областью, ее границами.

2

1


2

«Природа родного края»




2.1

Географическое положение, климат края.

2

2


2.2

Полионтологические находки на территории края.

2

2


2.3

Животный мир Тамбовского края.

2

2


2.4

Птицы Тамбовского края

2

2


3

Из глубины веков

14



3.1

Заселение края, древние люди.

2

2


3.2

Монголо – татарское иго, набеги татар.2

2



3.3

Строительство оборонительных сооружений.

2

2


3.4

Строительство Козлова и Тамбова.

2

2


3.5

Заселение и оборона крепости.

2

2


3.6

Итоговое занятие.

2

1

1

4.

В лесном краю Тамбовском.

8



4.1

Славяне и мордва – древние жители края.

2

2


4.2

Тамбов деревянный.

2

2


4.3

Стены, мосты, бани, колодцы

2

2


4.4

Укрепление крепости Тамбов. Заселение края.

2

2


5

Быт и нравы жителей Тамбовщины.

12



5.1

В доме у тамбовского крестьянина.

2

1

1

5.2

Профессия русской печки, новоселье.

2

2


5.3

Что такое «красный «угол

2

2


5.4

Какая была мебель

2

2


5.5

Из какой посуды ели.

2

2


5.6

Как совещались дома

2

2


6

По одежке встречали.

12



6.1

Головные уборы в старину.

1

1


6.2

Как Рубашка в поле выросла.

2

2


6.3

Одежда крестьян Тамбовской губернии

Конца 19- начала 20 в.в.

2

2


6.4

Одежда и нравы горожан конца 19 – начала 20 в.в.

3

2

1

6.5

Во что обувались.

2

2


6.6

Особенности костюма крестьян Тамбовской губернии.

2

2



7

Праздники, забавы в далеком прошлом




7.1

Когда и как встречали Новый год и Рождество?

2

2


7.2

Святки и масленица – веселые народные праздники

2

2


7.3

Самые главные праздники на Святой Руси

2

2


8

Ученье свет, а не ученье – тьма

4



8.1

Чему и как учили детей

2

2


8.2

На чем и чем писали. В какие игры играли

2

2


8.3

Итоговая диагностика

1

1



Всего

72






Учебно – тематический план 2 год обучения.

п/п

Название раздела и тема занятия

Общее количество часов

Теория

Практика

Дата

1

Задачи 2 года обучения по программе

6




1.1

Краеведческая игра - викторина «Праздники Святой Руси»

2


2


1.2

Нагружать все больше нас стали почему- то…

2

2



1.3

Командная игра «Поиграем в старину»

2


2


2

Площади Тамбова

3




2.1

Кронштадтская и Октябрьская площади

1

1



2.2

Ленинская и Первомайская площади

1

1



2.3

Привокзальная площадь

1

1



3

Памятники родного города

12




3.1

Памятник Г.Р. Державину

1

1



3.2

Памятник В.И. Ленину

1

1



3.3

Памятник Зое Космодемьянской. Монумент «Танк»

2

1

1


3.4

Воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны («Вечный огонь»)

2

2



3.5

Солдатам правопорядка. Монумент «Самолет».

2

2



3.6

Закладные камни и мемориальные доски. Другие памятники.

2

2



3.7

Командная игра - викторина.

2

2



4

«Мы идем на экскурсию по городу»

6




4.1

Улицы областного центра.

1

1



4.2

О чем могут рассказать старые здания.

2

2



4.3

Храмы Тамбовщины.

1

1



4.4

Дом, где раскрываются сердца.

1

1



5

В суровых испытаниях Великой Отечественной войны.

14




5.1

Трудовой подвиг тамбовцев.

2

2



5.2

Героизм тамбовцев в годы Великой Отечественной войны. Жертвуя жизнью.

2

2



5.3

Тамбовщина - Родина патриотического почина.

2

1

1


5.4

«Самое прославленное имя»

2

1

1


5.5

Ушел добровольцем на фронт (судьбы земляков)

2

1

1


5.6

Нас песня вела к победе.

1

1



5.7

У войны не женское лицо (литературно-музыкальная композиция)

1


1


5.8

Всем не пришедшим с той войны солдатам (час поэзии)

1


1


5.9

Война в судьбе моей семьи (сочинение)

1


1


6

Они прославили наш край.

9




6.1

Г.Р. Державин- первый губернатор, наместник.

1

1



6.2

Г.В. Чичерин – дипломат.

1

1



6.3

Предки и потомки Пушкина на Тамбовщине.

1

1



6.4

С.В. Рахманинов – великий русский композитор.

1

1



6.5

И.В. Мичурин – великий русский ученый.

1

1



6.6

«Страницы прошлого читая…» М. Ю. Лермонтов и Тамбов.

1

1



6.7

Георгиевские кавалеры Тамбовского края.

1

1



6.8

Морская слава Тамбовщины.

1

1



6.9

«Мой край любимый» (игра-викторина)

1


1


7

Мой край родной.

17




7.1

Основные этапы развития и образования района.

2

2



7.2

Возвращение к истокам. Храмы и часовни Гавриловской земли.

1

1



7.3

К нему не зарастет народная тропа.

1

1



7.4

Поэты земли родной.

2

1

1


7.5

Человек трудом велик.

1

1



7.6

Трудовые династии.

2

1

1


7.7

Герои живут рядом.

2

1

1


7.8

Ты осталась в народе живая.

1

1



7.9

Память сердца хранит имена.

1

1



7.10

Бессмертный подвиг земляков. (Герои Советского Союза)

1

1



7.11

Славные сыны России (воины - афганцы)

2

1

1


7.12

Гавриловский район – частица России. (Конкурсная программа)

1


1


8

Итоговая диагностика.

1




9

Экскурсии

4




9.1

Областной краеведческий музей.

1


1


9.2

Музей им. Зои Космодемьянской Гавриловского района

1


1


9.3

Военно- исторический музей г. Тамбова.

1


1


9.4

Экскурсия по г. Тамбову (обзорная)

1


1



Всего

72









Краткое содержание программы

1год обучения


Введение

1.Знакомство с основными темами программы.

2. Викторина «Кто такие юные краеведы»? (знакомство с понятием «Краеведение в игровой форме»).

3.Начальная диагностика.

4. Большая и малая родина (знакомство с картой).

5.Знакомство с Тамбовской областью и ее границами (мини - викторины, беседы, работы с картой).


Природа родного края

1.Географическое положение, климат края (рассказ о климатических особенностях края).

2. Полентологические находки на территории края (посещение выставки краеведческого музея).

3. Животный мир Тамбовского края (экскурсия по экспозиции краеведческого музея).

4. Птицы Тамбовского края (экскурсия в краеведческий музей).


Из глубины веков

1.заселение края (рассказ о древних людях, живущих на территории нашего края).

2.Дикое поле (рассказ о времени, когда край не был заселен).

3. Монголо – татарское иго (рассказ о набегах татар на наш край).

4. Строительство оборонительных сооружений(как при помощи строительства укреплений оборонялись от татар).

5. Строительство Козлова и Тамбова. (Подробный рассказ о сооружении двух крепостей).

6. Заселение и оборона крепости. Рассказ об особенностях архитектуры крепости.

7. Итоговое занятие в форме вопросов и ответов.


В лесном краю Тамбовском.

1.Славяне и мордва – древние жители края, исторический экскурс по древним поселениям.

2. Тамбов деревянный. Рассказ о деревянных сооружениях края.

3.Стены, мосты, бани, колодцы. Как строились эти сооружения.

4. Укрепление крепости Тамбов. Заселение края.


Быт и нравы жителей Тамбовщины.

1.В доме у тамбовского крестьянина. Рассказ о быте крестьян.

2. Профессия русской печки, новоселье. Посещение музея.

3. Что такое «красный» угол? Роль этой части дома в жизни крестьян.

4. Какая была мебель? Кто, как и из чего изготавливал мебель?

5. Из какой посуды ели. Рассказ о посуде и основной пище русских людей.

6. Как освещались дома. Рассказ о лучине, канделябрах, керосиновой лампе.

«По одежке встречали»

1.Головные уборы древних славян и мордвы.

2. Как рубашка в поле выросла. Из чего и как изготовляли материю в крестьянских избах.

3. Одежда крестьян Тамбовской губернии конца 19 – начала 20века. Посещение краеведческого музея.

4. Одежда и нравы горожан конца 19 – начала 20 века. Как жили и во что одевались горожане.

5. Во что обувались. Рассказ об обуви крестьян и горожан.

6. Особенности костюма крестьян Тамбовской губернии. Что было характерно для костюма крестьян.


Праздники, забавы, в далеком прошлом.

1. Когда и как встречали Новый год и Рождество. Рассказ об истории возникновения праздников.

2. Святки и масленица - веселые народные праздники. Как веселились и праздновали на святках и

масленице. «Построим хоровод». Святочные гадания.

3. Самые главные праздники на Святой Руси. Рассказ о главных русских праздниках, обычаях, обрядах.


Ученье – свет, а не ученье – тьма.

  1. Чему и как учили детей. Образование в старину.

  2. На чем и чем писали. В какие игры играли. Рассказ о изготовлении письменных принадлежностей, о детских играх, забавах.

  3. Итоговая диагностика.


Учебно - тематический план 2 года обучения.

Задачи 2 года обучения по программе.

  1. Краеведческая игра-викторина «Праздники Святой Руси» (викторина о обычаях, обрядах на русских праздниках).

  2. «Нагружать все больше стали почему-то….»(краеведческий диктант об образовании в старину).

  3. Командная игра «Поиграем в старину»


Площади Тамбова

  1. Кронштадская и Октябрьская площади. История застройки, площадь сегодня.

  2. Ленинская и Первомайская площади. История застройки, площадь сегодня.

  3. Привокзальная площадь. В связи с чем появилась. Площадь сейчас. Что было в зданиях, построенных на ней.


Памятники родного города.

Памятники:

  1. Г.Р. Державину. Рассказ о роли Г.Р. Державина в развитии края, о памятнике.

  2. Зое Космодемьянской; монумент «Танк». Иллюстрированный рассказ о памятниках Зое, патриотическом почине Тамбовских колхозников; об авторах памятников.

  3. В.И. Ленину, История памятника в 1-ом и 2-ом вариантах.

  4. Воинам- землякам, погибшим в годы ВОВ «Вечный огонь» (история создания памятника).

  5. Солдатам правопорядка. Монумент «Самолет» (история создания)

  6. Закладные камни и мемориальные доски. Другие памятники (история создания)


Мы идем на экскурсию по городу.

  1. Улицы областного центра. Устная обзорная экскурсия.

  2. О чем могут рассказать старые здания.

  3. Храмы Тамбовщины. (православные храмы г. Тамбова.)

  4. Дом, где раскрываются сердца (областная детская библиотека)


В суровых испытаниях Великой Отечественной войны.

1. Трудовой подвиг тамбовцев. «На военный лад». Как тамбовцы приближали победу, работая в тылу. Рабочий класс – фронту.

2. Героизм тамбовцев в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о подвиге наших земляков на полях сражений.

3. Тамбовщина – Родина патриотического почина (иллюстрированный рассказ о сборе средств на танковую колонну «Тамбовский колхозник».)

4. «Самое прославленное имя» (рассказ о жизни и подвиге Зои Космодемьянской).

5. Ушёл добровольцем на фронт (судьбы земляков, не пришедших с войны, умерших от ран в госпиталях.)

6.Нас песня вела к победе.

7. У войны не женское лицо (литературно-музыкальная композиция)

8.Всем не пришедшим с той войны солдатам (час поэзии).

9.Война в судьбе моей семьи (сочинение на тему).


Они прославили наш край.

  1. Г.Р.Державин - первый губернатор, наместник. Рассказ о деятельности Державина в Тамбове.

  2. Г.В.Чичерин - дипломат ленинской школы. О семье Чичерина и его деятельности.

  3. Предки и потомки Пушкина на Тамбовщине. Рассказ о связи Пушкина с Тамбовским краем.

  4. С.В.Рахманинов - великий русский композитор, пианист. О творчестве Рахманинова на Тамбовщине.

  5. И.В.Мичурин - великий русский ученый (рассказ о жизни и деятельности знаменитого ученого).

  6. «Страницы прошлого читая…» М.Ю.Лермонтов и Тамбов. Рассказ о тамбовцах- друзьях поэта, написании «Тамбовской казначейши».

  7. Георгиевские кавалеры Тамбовского края ( рассказ о георгиевских кавалерах Тамбовского края, их судьбах и подвигах).

  8. Морская слава Тамбовщины ( рассказ о земляках, служивших на флоте ).

  9. « Край мой любимый » (игра-викторина).



Малая моя Родина.

  1. Основные этапы образования и становления Гавриловского района

(формирование Гавриловского района, основные документы и свидетельства).

  1. Возвращение к истокам. Храмы и часовни Гавриловской земли (рассказ о храмах и часовнях на территории района).

  2. К нему не зарастет народная тропа (рассказ о достопримечательностях Гавриловской земли).

  3. Поэты земли родной (знакомство с творчеством поэтов - земляков, конкурс стихов).

  4. Человек трудом велик (знакомство с людьми разных профессий).

  5. Трудовые династии (рассказ о трудовых династиях, встречи со знаменитыми людьми).

  6. Герои живут рядом (рассказ о героях Великой Отечественной войны - жителях Гавриловского района, описание их судеб, сбор краеведческого материала ).

  7. Ты осталась в народе живая (рассказ о подвиге З. Космодемьянской и музее в с. О.-Гаи).

  8. Память сердца хранит имена (рассказ об участниках Великой Отечественной войны, не вернувшихся в родное село).

  9. Бессмертный подвиг земляков (рассказ о Героях Советского Союза уроженцах Гавриловского района).

  10. Славные сыны России (рассказ о воинах - афганцах, исследовательская работа, сбор и оформление краеведческого материала).

  11. Гавриловский район - частица России (конкурсная программа).











Литература:


1. Горелов А.А. Щукин Ю.К. Тамбов: Справочник – путеводитель (северо- восточная часть). Тамбов, 2000

2. Гордеев Н.М, Пешков В.б. Тамбовская тропинка к Пушкину. Тамбов, 1999

3. Герасимов В.б. Животный мир нашей Родины. М, 1984

4. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края, Тамбов, 1993

5.Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов. Тамбов, 1993

6. Морозова Е.А. Наш Тамбов. Исторические памятники и мемориальные доски в областном центре.Тамбов, 2001

7. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю. М, 1985




































Муниципальное образовательное учреждение

Булгаковская средняя общеобразовательная школа

Гавриловского района

Тамбовской области






Утверждена

педагогическим советом

МОУ Булгаковская СОШ

Гавриловского района

Тамбовской области

25 августа 2008 года





Дополнительная образовательная программа


«Знай и люби свой край»


для детей младшего школьного возраста,

срок реализации 2 года.












Составитель:

педагог дополнительного образования

Володина Елена Васильевна







Литература


1.Горелов А.А. Щукин Ю. К. Тамбов: Справочник- путеволитель (северо- восточная часть).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!