СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительное образование "Физиология растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа объединения "Физиология растений" направлена на развитие исследовательских навыков учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование "Физиология растений"»

15


Управление образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска

Рассмотрено

на заседании МО педагогов дополнительного образования

Протокол № 1 от .08.2015

Руководитель:

Согласовано.

Зам. директора по ВР

.08.2015

_____ (А.А.Шинкарёва)

Утверждаю.

Директор школы.

Приказ № __ от .09.2015

_______(Е.Н.Сафенкова)











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЕ

«ЮНЫЙ ФИЗИОЛОГ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ОБУЧАЮЩИХСЯ

7 – 8 КЛАССОВ


Составлена педагогом дополнительного

образования Елисеевой В.И.














Поронайск, 2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Юный физиолог» (Лабораторный практикум) разработана на основе примерной образовательной программы по биологии для основного общего образования, образовательного стандарта по биологии, учебников образовательной линии Н.И.Сонина и Т.С.Суховой, ресурсов Интернета.

« Сам исследуй, сравни с теорией, сделай выводы» - под таким девизом будут проходить занятия объединения.

Программа дополнительного образования «Юный физиолог» разработана для детей 12 – 14 лет.

Наполняемость группы 10 – 15 детей.

Программа рассчитана на один год обучения.

Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с основными нормативными документами:

1. Конвенция ООН «О правах ребенка»,

2. Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012,

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года,

4. Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года,

5. Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,

6. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»,

7. Федеральная целевая программа «Дети России» на период до 2010 года,

8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы,

9. Государственная программа «Развитие детей в РФ до 2010 года»,

10. Сан Пин к УДОД 2.4.41251 - 03. (от 20 июня 2003 года),

11. Закон Сахалинской области «Об образовании»,

12. Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области на период до 2010 года,

13. Типовое положение об ОУ ДОД.

14. Устав ОУ.

Занятия по программе объединения призваны дополнить количество часов на изучение царства Растения в школьной программе для обучающихся, проявляющих интерес к экспериментальной биологии.

В связи с тем, что раздел биологии – ботаника в 7-х классах дети проходят «скомкано», и большая часть лабораторных работ не проводится, в том объеме, котором положено, в связи с отсутствием резервного времени. Ребята недостаточно хорошо усваивают физиологию растений. Для более глубокого усвоения и понимания физиологических процессов, которые происходят в растительных организмах, ребятам помогут экспериментальные и теоретические занятия объединения. Полученные знания позволят учащимся в дальнейшем, во-первых, основательнее понимать такие процессов как: фотосинтез, избирательная проницаемость плазматической мембраны, дыхание растений, ассимиляция и др. в 10-11-х классах, во-вторых, помогут им увлечься биологией, и в дальнейшем сориентироваться в выборе профессии, например, медицинский работник, биолог, лаборант, биофизик, физиолог.

Содержание программы дополнительного образования дает возможность более глубокому изучению раздела «Растения», используя практические и лабораторные работы. Курс рассчитан на 36 часов.

Основная направленность курса – развивающая. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации – энциклопедия, мультимедийное учебное пособие, инструктивные карточки по выполнению работ, учебное пособие. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя индивидуальную и фронтальную исследовательскую работу в виде лабораторной или практической работы, семинарское занятие, обязательное тестирование с использованием мультимедийного пособия с лабораторными работами и тестами, в конце каждого занятия для закрепления материала, самостоятельное изучение темы при использовании мультимедийных пособий.
Цель работы:

развивать основные умения навыки в исследовательской деятельности; научиться достигать нужного результата и подтверждать научные данные; уметь сравнивать и делать выводы; изучить физиологические процессы растительного организма; обеспечить глубокое развитие биологических понятий.

Задачи работы:

  • Научить ребят правильно оформлять и выполнять лабораторные работы;

  • Развивать творческие способности учащихся, прививать навыки самостоятельной работы в эксперименте и с дополнительной литературой;

  • Формировать мыслительные умения: анализировать, сравнивать, выявлять отдельные признаки, систематизировать и классифицировать, доказывать, рассуждать и делать выводы по данной работе;

  • Развивать познавательные способности детей, возникновение и сохранение исследовательского интереса учащихся;

  • Развивать умение использовать информационные технологии при изучении, закреплении и обобщении знаний.

Программа объединения рассчитана на 36 часов, 1 час в неделю, срок реализации – 1 год.

ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Форма – занятие объединения.

Первое занятие рекомендуется провести в виде организационного занятия, на котором необходимо познакомить ребят с содержанием программы, его формами и видами работ, нацелить на серьезную интересную работу. Дать темы докладов для подбора информации, работы с различными источниками информации.

В ходе работы необходимо применять методы, наиболее часто используемые при изучении биологии – лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, особое место уделить эксперименту, наблюдению, работе с микроскопом, практической работе. Эффективно использование и мультимедийных пособий, компьютерное тестирование. Необходимо использовать такие методические приемы как: использование в ходе рассказа, беседы натуральных объектов, иллюстраций, схем, таблиц, что способствует повышению познавательной активности учащихся, усвоению основного материала.

К.А. Тимирязев отмечал: «...Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал». Поэтому, большое значение нужно уделить в данном курсе

методу наблюдения. Он ориентирует на чувственное восприятие изучаемого объекта или процесса, способствует установлению связей между изучаемыми объектами и явлениями, способствует их наиболее полному познанию;

методу эксперимента, который включает в себя постановку опытов с растениями, наблюдения за процессами их жизнедеятельности. Благодаря применению вышеуказанных методов учащиеся получают новые знания и приобретают умения, проверяют на практике верность теоретических знаний, учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. Эксперимент приучает ребят к точности, аккуратности, развивает их мышление.

Технология: традиционная с элементами исследовательской деятельности





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы

Количество часов

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

2

2


2

Клетка

8

4

4

3

Корень

8

4

4

4

Побег

8

4

4

5

Семя

8

4

4

6

Обобщающий семинар

2


2


Итого:

36

18

18

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА (36 часов)


Тема 1. Введение. 2 часа. Знакомство со структурой курса. Особенностью выполнения лабораторных работ и их оформление. Техника безопасности, правила работы с оборудованием. Вывод, его характеристика.
Выбор исследуемого материала, его заготовка.

Тема 2. Клетка. 8 часа. Клеточное строение растительного организма. Клетка - структурно-функциональная единица растительного организма. Органоиды клетки и их функции. Растительные ткани. Проникновение веществ в клетку. Тургор клетки. Полупроницаемость оболочки клетки.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 1. Изучение строения растительных тканей по готовым препаратам.

Лабораторная работа 2. Изучение строения растительных тканей по свежим препаратам.

Лабораторная работа 3. Поступление растворённых веществ в клетку.

Лабораторная работа 4. Полупроницаемость клеточной мембраны.

Тема 3. Корень. 8 часа Строение корня. Типы корневых систем. Виды корней. Подземный орган. Почва – среда обитания корня. Функции корневых систем. Зоны корня. Рост корня. Поглощение корнем воды. Корневое давление. Дыхание корней. Промежуточная аттестация.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 5. Виды корней. Зоны корня.

Лабораторная работа 6. Клеточное строение корня. Рост корня

Лабораторная работа 7. Корневое давление.

Лабораторная работа 8. Дыхание корней

Тема 4. Побег. Семя. 8 часов. Побег – сложный орган растительного организма. Фотосинтез – важнейший процесс жизнедеятельности растений. Устьица. Чечевички. Образование органических веществ на свету. Жилкование листьев. Расположение листьев на стебле. Ткани листа, стебля и их функции. Целостность растительного организма.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 9. Ткани листа. Извлечение хлорофилла.

Лабораторная работа 10 Ткани стебля. Движение веществ в стебле.

Лабораторная работа 11. Фотосинтез

Лабораторная работа 12. Дыхание побега. Испарение воды.

Тема 5. Семя 8 часов. Плод. Семя. Строение семян. Однодольные и двудольные растения. Эндосперм. Семядоли. Состав семян. Условия прорастания семян.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 13. Строение семян.

Лабораторная работа 14. Состав семян.

Лабораторная работа 15 Условия прорастания семян

Лабораторная работа 16. Дыхание семян

Обобщающий семинар по элективному курсу. 2 час

Подведение итога лабораторного практикума по разделу « Растения». Оценивание ведения и оформления лабораторных работ в тетради, наличие выводов, таблиц, рисунков.

Защита докладов

Выполнение заданий (коллективное обсуждение) повышенной сложности.



ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторная работа 1. Изучение строения растительных тканей по готовым препаратам.

Лабораторная работа 2. Изучение строения растительных тканей по свежим препаратам.

Лабораторная работа 3. Поступление растворённых веществ в клетку.

Лабораторная работа 4. Полупроницаемость клеточной мембраны.

Лабораторная работа 5. Виды корней. Зоны корня.

Лабораторная работа 6. Клеточное строение корня. Рост корня

Лабораторная работа 7. Корневое давление.

Лабораторная работа 8. Дыхание корней

Лабораторная работа 9. Ткани листа. Извлечение хлорофилла.

Лабораторная работа 10 Ткани стебля. Движение веществ в стебле.

Лабораторная работа 11. Фотосинтез

Лабораторная работа 12. Дыхание побега. Испарение воды.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа 13. Строение семян.

Лабораторная работа 14. Состав семян.

Лабораторная работа 15 Условия прорастания семян

Лабораторная работа 16. Дыхание семян



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате выполнения программы дополнительного образования учащиеся должны уметь:

  • Сравнивать биологические процессы растительного организма и делать выводы;

  • изучать физиологические процессы растительного организма;

  • получить глубокое развитие биологических понятий.

  • правильно оформлять и выполнять лабораторные работы;

  • владеть навыками самостоятельной работы в эксперименте и с дополнительной литературой;

  • анализировать, сравнивать, выявлять отдельные признаки, систематизировать и классифицировать, доказывать, рассуждать и делать выводы по данной работе;

  • использовать информационные технологии при изучении, закреплении и обобщении знаний.





























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для учителя:

  • Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский. М.,: Просвещение, 1992.-224с.:

  • В.В.Петров, Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.

  • Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.».1996. – 192 с.

  • Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. – М.: просвещение, 1989. – 224 с.

  • А.В. Бинас, Р.Д. Маш, Биологический эксперимент в школе Кн. Для учителя. М. – Просвещение, 1990. – 192 – с.

  • В.З. Резникова. А.Н. Мягкова, Тестовый контроль учащихся по биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение; Учеб. Лит., 1997. – 152 с.

Литература для родителей:

  • Учебное электронное пособие Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр. 2004.

  • Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский. М.,: Просвещение, 1992.-224с.:


Литература для учащихся:

  • С.В.Багоцкий Биология. Живой организм. 6 класс: Тестовые задания. – М.: Дрофа, 2003. – 192с.

  • В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: Учебн. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2002. – 248с.

  • Библиотека Электронных Наглядных Пособий /Методическая поддержка on-line www.vSCHOOL.ru Биология 6-9 класс.

  • Учебное электронное пособие Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр. 2004.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема занятия

Количество часов

Формы и методы работы

Оборудование

Дата проведения


План

Факт

Введение. 2 час


1

Введение. Лабораторное оборудование. Техника безопасности, правила работы с оборудованием. Оформление. Темы докладов

1

Рассказ, демонстрации, изучение инструкций

Тетради, микроскопы, стёкла, пипетки, салфетки



2

Лабораторные и практические работы. Виды работ

1

Рассказ, демонстрации, изучение

Практикум

Тетради, микроскопы, стёкла, пипетки, салфетки



Клетка. 8 часов


3

4

Клеточное строение растений.

2

Рассказ, демонстрации, практикум

ЦОР, закладка опыта «Рост корня в длину: огурцы, горох»



5

6

Ткани растений

2

Рассказ, демонстрации, практикум

Микроскопы, микропрепараты



7

Лабораторная работа 1. Изучение строения растительных тканей по готовым препаратам.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Тетради, микроскопы, стёкла, пипетки, салфетки, дидактические карточки



8

Лабораторная работа 2. Изучение строения растительных тканей по свежим препаратам.


1

Рассказ, демонстрации, практикум

Тетради, микроскопы, стёкла, пипетки, салфетки, дидактические карточки



9

Лабораторная работа 3. Поступление растворённых веществ в клетку.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Тетради, микроскопы, стёкла, пипетки, салфетки, дидактические карточки



10

Лабораторная работа 4. Полупроницаемость клеточной мембраны



1

Рассказ, демонстрации, практикум



Тетради, микроскопы, стёкла, пипетки, салфетки, дидактические карточки



Корень. 8 часов


11

Корень. Типы корневых систем

1

Рассказ, демонстрации

ЦОР, гербарии



12

Зоны корня.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Кюветы, пророщенные

семена.



13

Рост корня.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Кюветы, пророщенные

семена.



14

Поглощение корнем воды. Корневое давление. Дыхание корней.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Кюветы, пророщенные

семена, лабораторное оборудование



15

Лабораторная работа 5. Виды корней. Зоны корня.

1

Практикум

Лабораторное оборудование, пророщенные

семена



16

Лабораторная работа 6. Клеточное строение корня. Рост корня

Промежуточная аттестация

1

Практикум



Оформление лабораторных работ

Лабораторное оборудование, пророщенные

семена



17

Лабораторная работа 7. Корневое давление.


1

Практикум

Лабораторное оборудование, пророщенные

семена



18

Лабораторная работа 8. Дыхание корней

1

Практикум

Лабораторное оборудование, пророщенные

семена



Побег. 8 часа


19

Побег – сложный орган растительного организма. Чечевички.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Гербарии, микропрепараты



20

Лист. Жилкование листьев. Расположение листьев на стебле. Устьица.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Гербарии, микропрепараты



21

Ткани листа, стебля и их функции.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Микроскопы, микропрепараты



22

Фотосинтез – важнейший процесс жизнедеятельности растений.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Закладка опыта по фотосинтезу



23

Лабораторная работа 9. Ткани листа. Извлечение хлорофилла.


1

Практикум

Лабораторное оборудование



24

Лабораторная работа 10. Ткани стебля. Движение веществ в стебле

1

Практикум

Лабораторное оборудование



25

Лабораторная работа 11. Фотосинтез

1

Практикум

Лабораторное оборудование



26

Лабораторная работа 12. Дыхание побега. Испарение воды

1

Практикум

Лабораторное оборудование. Закладка опыта по прорастанию семян



Семя. 8 часов

27

Плод. Семя. Строение семян.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Лабораторное оборудование



28

Однодольные и двудольные растения.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Лабораторное оборудование, гербарии



29

Состав семян.

1

Рассказ, демонстрации, практикум

Лабораторное оборудование



30


Условия прорастания семян.


1

Рассказ, демонстрации, практикум

Лабораторное оборудование, закладка опыта.



31

Лабораторная работа 13. Строение семян.


1

Практикум

Лабораторное оборудование



32

Лабораторная работа 14. Состав семян

1

Практикум

Лабораторное оборудование



33

Лабораторная работа 15 Условия прорастания семян


1

Практикум

Лабораторное оборудование



34

Лабораторная работа 16. Дыхание семян


1

Практикум

Лабораторное оборудование



35

Обобщающий семинар: Подведение итога лабораторного практикума по разделу « Растения».

1

Практикум

Лабораторные тетради.



36

Обобщающий семинар: «Защита докладов»

1

Практикум

Мультимедиа




































Приложения:

Примерные задания повышенной сложности:

  • Известно, что механическим насосом можно поднять воду примерно на высоту 10 метров. Объясните, какая сила поднимает воду по стволам деревьев на десятки метров.

  • Дайте одно из возможных объяснений такого факта, что корни растут вниз, а стебли - вверх.

  • При скашивании газона злаки и двудольные растения ведут себя по- разному: злаки продолжают расти в высоту, а у двудольных растений из боковых почек развиваются новые побеги. Объясните это явление, используя знание о росте растений.

  • Объясните, в каком случае интенсивность транспирации больше – у одиночно растущего растения или у растения того же вида, растущего в густом посеве.

  • Почему перед посевом семян рыхлят почву?

  • Заполните таблицу, используя свои знания:


Фотосинтез и дыхание растений


Признаки для сравнения

Фотосинтез

Дыхание

Место протекания процесса



Исходные продукты



Условия протекания процесса




Темы докладов (темы раздаются на первом занятии) например:

  • Ботаника и ее значение в изучении биологии. Где можно описать разделы ботаники, связать значение растений для человека, биосферы в целом, с фармацевтической промышленностью.

  • Клетка. Строение растительной клетки. Сравнить клетки различных царств живых организмов, Описать ее строение.

  • Органоиды клетки.

  • Клеточные включения.

  • Вегетативные органы высших растений.

  • Фотосинтез.

  • Размножение растений.

  • Минеральное питание и водный режим растений.






Лабораторная работа.

Тема: « Определение состава семян пшеницы».

Цель: Определить состав семян.

Оборудование: спиртовка, пробирка, семена пшеницы.

Ход работы.

1. Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку. Прогрейте пустую пробирку, затем пробирку с семенами. Что вы наблюдаете на стенках пробирки?

2. Продолжая нагревание, наблюдайте за изменением цвета и появлением запаха. Что происходит?

3. Используя свой личный опыт (горение дров на костре), предположите, что произойдет дальше? Прекратите нагревание. Оформите письменный отчет по выполнению лабораторной работы.

Письменный отчет по работе.

1. Название.

2. Цель работы.

3. Оборудование.

4. Что делали?

5. Что наблюдали?

6. Вывод.


Лабораторная работа.

Тема: «Строение клеток растительного организма».

Цель: найти на микропрепаратах основные органоиды клеток, Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Растительная клетка».

Ход работы.

1. Рассмотрите готовые микропрепараты растительной клетки под микроскопом.

2. Сравните и опишите их форму, размеры; перечислите, какие видны структуры и назовите их.

3. Сделайте рисунки.

4. Сопоставьте увиденное под микроскопом с изображение клетки на таблице. Запишите особенности строения растительной клетки в тетрадь.

5. Сделайте вывод о значении сходства и различия в строении клеток разныхтканей.

Вывод:



Лабораторная работа.

Тема: Ткани растительных организмов».

Цель: определить связь функций тканей, особенностей строения и жизнедеятельности клеток.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты

Ход работы.

1. Рассмотрите под микроскопом препараты «Поперечный срез листа камелии», «Строение корня». Найдите участки листка и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?

2. Сравните препараты с рисунками в учебнике и рельефными таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

3. Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей

4. Заполните таблицу.

Связь структуры и функции растительных тканей.

Типы тканей


В какой части органа обнаружена


Форма и размеры клеток


Особенности внутреннего строения клеток


Особенности жизнедеятельности клеток


Функция


Образовательная


Верхушка корня










Основная


Мякоть листа










Вывод:


Лабораторная работа.

Тема: « Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Оборудование: два растения бальзамина; вода, подкрашенная чернилами

Ход работы.

1. Почву с комнатным растением бальзамином полить водой, подкрашенной чернилами.

2. Через некоторое время можно заметить, что, поглощенная корнем из почвы

подкрашенная вода, поднимается по сосудам стебля к листьям. Можно видеть, как подкрашенная вода по жилкам поступила и в листья растения.

3. Сделайте поперечный срез стебля бальзамина и рассмотрите под микроскопом.

4. Сделайте рисунок.

Вывод:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!