СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Драматургические поиски начала XX века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Выдающийся русский писатель XX века Евгений Замятин был одним из тех, кто выделял два подхода к актёрской игре в русском театре начала века: теория «условной игры» и теория «реальной игры». 

Просмотр содержимого документа
«Драматургические поиски начала XX века»

Драматургические поиски начала XX века

Выдающийся русский писатель XX века Евгений Замятин был одним из тех, кто выделял два подхода к актёрской игре в русском театре начала века: теория «условной игры» и теория «реальной игры». Вот как он их разъяснял: «Я бы назвал их школа внешней игры и школа игры внутренней. Школа внешней игры представлена у нас такими актёрами, как Юрьев, такими театрами, как казённый Александринский, Московский Малый. Школа внутренней игры — представлена Станиславским и театрами — Московским Художественным и Студиями. И вот эта последняя школа, школа внутренней игры — требует от актёра именно перевоплощения, вживания в изображаемое лицо, то есть как раз того, о чём я вам говорил, как о необходимом, по моему мнению, психологическом условии для работы писателя. Эту теорию театральной игры — игру Художественного театра — я назвал бы именно неореалистической. Если мы примем её — вывод будет ясен: писатель должен перевоплощаться целиком в изображаемых им людей, в изображаемую среду».

Ведущие русские драматурги начала XX века нашли себя именно в Художественном театре, который возглавляли К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Именно здесь были впервые поставлены пьесы, сыгравшие важную роль в развитии русской литературы и культуры. Одной из них стала пьеса М. Горького «На дне».

Искусство начала XX века открывало для себя новые темы и горизонты. Для театралов того времени пьеса «На дне» стала шокрирующим открытием. Она знакомила благополучных зрителей с другой стороной жизни, о которой они прежде знали лишь понаслышке. Действительно, где, как не в театре, они могли видеть такие детали: «подвал, похожий на пещеру», «тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой», «обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней», наконец, кровать с умирающей Анной, «закрытая грязным ситцевым пологом». Большинство из них обходило такие места стороной, умело не замечало их, а ведь это описание закреплено в авторских ремарках!

Алексей Максимович Горький

(1868-1936)

Мы изучали его рассказы в 9 классе. Как вы помните, молодой Горький воспевал гордых людей, ставящих себя над обществом. Когда сам Алексей Максимович Пешков избрал себе псевдоним Горький, в этом уже был вызов, брошенный литературной среде, сама писательская судьба сквозила в этом псевдониме.

Стать босяком для героев Горького значило сохранить свободу ценой отказа от имущества. Действительно, недоумевают они, зачем обладать собственностью, если тебе не принадлежит твоя жизнь? Что и говорить, для тех, кто по каким-то причинам лишился собственности, такое самооправдание превращалось в жизненную философию.

Критик А. Богданович говорил о первых рассказах и очерках писателя: «От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности».

Пьеса «На дне»

Популярность Горького росла стремительно, а пьеса «На дне» (1902) ознаменовала собой начало нового этапа в его творчестве.

Владислав Ходасевич называл это произведение «может быть — лучшим из всего, что им написано, и, несомненно — центральном в его творчестве...». Зато известный критик Н.К. Михайловский утверждал: «Горький не драматург. Драма далеко не его сфера, и его драматические сцены неудовлетворительны уже как вещь, предназначаемая для сцены». Оценки, как мы видим, диаметрально противоположные, но разговоры о «конце Горького» начались именно после появления «На дне». Попробуем вместе разобраться, насколько эти разговоры были справедливыми по отношению к замечательному писателю.

История создания

Работу над пьесой Горький начал в 1900 году. Мы можем восстановить ход работы по сохранившимся источникам, важнейшие среди которых — письма писателя К.С. Станиславскому. В декабре 1900 года он пишет: «Плету потихоньку четырёхэтажный драматический чулок со стихами, но не в стихах... Чувствую, что одна сцена мне удалась — благодаря тому, что в ней главным действующим лицом является солнце...» Удивительно при этом, что первоначальное название пьесы звучало как «Без солнца». Вскоре Горький вновь пишет о солнце в своей будущей пьесе: «О пьесе — не спрашивайте. Пока я её не напишу до точки, её всё равно, что нет. Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью... Мне хочется солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского эдакого, — не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего. Эх, кабы удалось!»

Сохранились воспоминания о том, как писатель представлял будущую концовку пьесы.

В третьем акте «наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу».

Последнее действие должно было быть освещено ярким солнцем. Ночлежники роют песок в карьере. «И отверженные, озверевшие люди становятся снова подлинными людьми, расцветают в них человеческие, нежные чувства, оттаивает злоба, наполняются сердца любовью».

После завершения пьесы М. Горький так формулировал её философскую проблему: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

Со временем писатель отказался от замысла показать, как честный труд преображает людей и вытаскивает их даже с самого дна.

Пьеса вышла отдельным изданием 31 января 1902 года в издательстве «Знание». В письме К.П. Пятницкому, которому пьеса была посвящена, М. Горький писал: «В тот день, когда открыли продажу пьесы, ни мне, ни служащим в конторе нельзя было выйти оттуда до 9 ч. вечера... Цепь покупателей не прерывалась. Всё, что успевали привозить... расхватывалось в ту же минуту. Это продолжалось несколько дней...» Успех был невероятный. В течение года издательство «Знание» выпустило 14 изданий пьесы. Споры вокруг пьесы захватили самые различные печатные издания. В одних указывалось, что она пронизана «светом философского утешения», провозглашает «великую освободительную возможность в царстве деспотического факта», в других критики замечали, что «в Сатине всё-таки скорее, чем в Луке, следует признать положительный тип в смысле выразителя собственных взглядов автора. Но и это как-то неловко ввиду того, что Сатин проповедует презрение к труду и участвует в шулерском обыгрывании рабочего человека...».

Будущий знаменитый режиссёр В. Мейерхольд написал в одном из писем: «В Художественном театре Луку поняли как тип положительный... в этом весь курьёз, так как с точки зрения Горького Лука — тип отрицательный...»

В печати появлялись и экстравагантные оценки. В «Новом времени» В. Буренин написал, что новая пьеса Горького — «в четырёх „картинах", в нескольких выпивках, в трёх драках и в трёх трупах». В то время как Д. Философов предсказывал после её появления, что «со временем от шумной славы Горького не останется и следа», некоторые критики замечали, что в России уже «целое поколение воспитывается на Максиме Горьком». Вскоре пьеса «На дне» стала частью классического театрального репертуара.

Композиция пьесы

Композиция пьесы построена из нескольких пересекающихся друг с другом линиях, создающих сложное полифоническое единство. Не случайно большинство постановщиков пьесы, — а их за долгую сценическую историю «На дне» было предостаточно, — обычно разделяли сцену на несколько участков. Каждый участок словно представлял собой демонстрацию самостоятельного сюжета. Один сюжет разворачивается в отношениях Костылёва, Василисы, Васьки Пепла, Наташи.
Другой связывает рабочего Клеща и Анну, затем Квашню и Медведева, наконец, Барона и Настю. Кроме того, историю таких героев, как Бубнов, Алёшка, Актёр, тоже можно представить в качестве самостоятельной сюжетной линии. Но все рассказанные и показанные на сцене судьбы изменяются из-за Луки.

В поисках спасения

Предшествовавший XIX век вселил в образованных людей веру в знание и прогресс, дал шанс оптимизму и надеждам на «всеобщее счастье». Позитивистское учение и стало основой для новых интеллектуальных веяний, для новых надежд. Реалистическая литература выросла на этом. Однако горьковский реализм оказался безжалостным по отношению к сцене. В этой пьесе нет ни одной счастливой судьбы, ни одной радостной души. Последние годы жизни ночлежников отмечены горем и муками. Страдания окончательно разрушают их. Актёр превратился в алкоголика, трудягу-слесаря Клеща выбила из колеи безработица. Бывший телеграфист Сатин спился, Васька Пепел промышляет воровством, да и хозяева ночлежки не слишком рады зарабатывать деньги именно таким путём...

Как может писатель увлекательно показать жизнь ночлежки, населённой столь жалкими и вроде бы никчёмными людьми? Горький построил пьесу как сочетание нескольких пересекающихся друг с другом сюжетных линий. Как вы помните, так были построены романы Ф.М. Достоевского, которые позднее литературоведы назвали «полифоническими». Вот и у Горького получилась «полифоническая» по своему строению пьеса.

Пьесу «На дне» ставили во многих театрах, её сценическая история насчитывает более столетия. Во многих постановках режиссёры разделяли сценическое пространство на несколько секторов. Каждый из них становился сценой для самостоятельного отдельного сюжета. Сколько же их? В одном сюжете оказываются связанными вместе Костылёв, Василиса, Васька Пепел и Наташа, в другом — слесарь Клещ и Анна, в третьем — Квашня и Медведев, в четвёртом — Барон и Настя. Свои сюжетные линии ведут Бубнов, Алёшка, Актёр. Однако вдруг на сцене появляется персонаж, который словно взрывает общий ход пьесы, — Лука.

Спасутся ли эти люди? Почему ночлежка стала для них страшной тюрьмой, на пребывание в которой их осудила судьба? На какое помилование, на чью милость могут они рассчитывать? Ведь вряд ли они смогут вырваться из ночлежки сами. Воля сломлена, силы растрачены, надежды иссякли... И тут в ночлежку попадает странник Лука. С ним к ночлежникам словно возвращается надежда. Ведь давно никто не обращался к ним с таким приветствием: «Доброго здоровья, народ честной...» А ведь «честной» народ промышляет воровством, проституцией, в лучшем случае живёт милостыней... Для Луки все они прежде всего — люди:

«Мне — всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все чёрненькие, все — прыгают... так-то... Старику — где тепло, там и родина...»

Образ Луки

С появлением в ночлежке Луки — странствующего старика — драматический конфликт обостряется, и все события словно ускоряются. Ведь старик приносит в ночлежку надежду. Они так ждут её, так верят, что даже не задумываются — а он-то кто? Почему самому Луке приходится ночевать рядом с ними? Почему на старости лет он так и не обрёл своего угла? Да что угла, даже паспорта у
него нет... И всё же есть у него одна важная черта, которой он отличается от ночлежников: это — способность к состраданию, умение утешать и жалеть.

Посмотрите, как он общается с ночлежниками. Один из них, Актёр, настолько потерял себя (сейчас мы бы сказали — «утратил свою идентичность»), что даже забыл любимое стихотворение. А ведь было время, когда он читал его под «гром аплодисментов». Для спившегося Актёра у Луки находится рассказ о бесплатной больнице, в которой лечат от пьянства. Хотя он ни адреса больницы не может назвать, ни города припомнить, но совет Актёру даёт полезный: «Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!., возьми себя в руки и — терпи... А потом — вылечишься... и начнёшь жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приёма. Человек — всё может... лишь бы захотел...»

Не все безусловно верят Луке, но все хотят ему поверить. Ночлежники видят, что намерения Луки — добрые, что этот бездомный старик сострадает им, хотя и сам нуждается в сострадании.

Васька Пепел искренне говорит ему: «Ты, брат, молодец! Врёшь ты хорошо... сказки говоришь приятно! Ври, ничего... мало, брат, приятного на свете!»

Удивительно, что и в ночлежке персонажи не утратили интереса к самым, казалось бы, отвлечённым философским вопросам. Эти вопросы они обращают тоже к Луке: «Слушай, старик: Бог есть?» — спрашивает его Васька Пепел. Лука отвечает ему лукаво: «Коли веришь — есть; не веришь — нет... Во что веришь, то и есть...»

Литературоведы заметили, что пьеса «На дне» устремлена к поиску истины. Что же такое истина? Может, истина и в самом деле «то, во что веришь...»?

Выдающееся драматургическое мастерство Горького проявилось в том, что постановкой и обсуждением философских вопросов он сближает зрителей и ночлежников. Конечно, бытовые проблемы ночлежников вряд ли смогли бы надолго задержать зрительский интерес. Горькому удалось показать, что люди всегда и везде остаются людьми, если у них находятся силы обсуждать высокие человеческие вопросы: судьба, Бог, совесть, надежда...

Герои в поисках истины

Вообще замечено, что пьеса «На дне» построена как последовательный, развёрнутый в вопросах и ответах поиск истины. Так что же такое истина? Над этим вопросом и предлагается размышлять зрителям и читателям. Лука не случайно рассказывает притчу о праведной земле. Он вспоминает историю о человеке, жившем в Сибири и верившем в праведную землю. Эта вера придавала ему силы в тяготах, выручала в бедности. Он знал: наступит момент, когда можно будет уйти в праведную землю, и позади будут все невзгоды. Но сосланный в Сибирь учёный не находит праведной земли, и тогда... «Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и всё верил — есть! А по планам выходит — нету! Грабёж!.. И говорит он учёному: „Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не учёный...“ Да в ухо ему — раз! Да ещё!.. А после того пошёл домой и — удавился!..»

Владельцу ночлежки Костылёву нужна не праведная земля — праведный человек ему нужен. Только праведный человек и может знать правду: «Он — про себя её храни... и — молчи! Ежели он настояще-то... странен... он — молчит! А то — так говорит, что никому не понятно... И он — ничего не желает, ни во что не мешается, людей зря не мутит... Как люди живут — не его дело... Он должен преследовать праведную жизнь... должен жить в лесах... в трущобах... невидимо! И никому не мешать, никого не осуждать... а за всех — молиться... за все мирские грехи... за мои, за твои... за все! Он для того и суеты мирской бежит... чтобы молиться». Если послушать Костылёва, то странники именно таковы. Однако странник Лука иначе видит смысл своего странничества. Он хочет передать ночлежникам веру. Ведь вера придаёт человеку силы, побуждает его к действию, к добрым поступкам.

Лука пытается предотвратить убийство Костылёва. Он советует Ваське Пеплу уйти вместе с Наташей. Однако всё заканчивается трагически.

Вспомним: одним из современников М. Горького был Лев Николаевич Толстой (позднее Горький даже написал о нём восторженный очерк). Словно отвечая на рассказ Толстого «Три смерти», Горький включает три смерти в сюжет пьесы «На дне». Васька убивает Костылёва, умирает Анна, сводит счёты с жизнью Актёр. Первую смерть Лука не сумел предотвратить, хоть и пытался, вторую облегчил как мог, а третью, возможно, и спровоцировал. Ведь в кульминационный момент, когда стало известно об убийстве Костылёва, Лука неожиданно исчезает. Конечно, он заранее готовился уйти, и ночлежникам было понятно, что «беспачпортному» человеку не следует попадаться лишний раз на глаза полицейским. Тем не менее его исчезновение — это крушение всех надежд ночлежников. Ближайшее следствие исчезновения Луки — самоубийство Актёра, который понял, что больше никогда не сможет изменить свою жизнь.

Драматургическое новаторство М. Горького проявилось в философичности пьесы и в напряжённых диалогах, развёрнутых в полифоническом театральном действии. В пьесе нет ничего однозначного. За каждым героем — своя правда и свои заблуждения, и даже монолог Сатина, казалось бы однозначно призывавший людей к уважению и гордости, вызывал острые споры критиков и зрителей.

Лука и Сатин

Внешне Луке противопоставлен Сатин, который, судя по авторской задумке, должен был опровергать «философию утешительства» Луки. Однако Лука не только утешал, но и внушал надежду, а порой и призывал ночлежников менять свою жизнь, и в философии Луки и Сатина много общего.

Сатин говорит: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека».

И действительно, Сатин искренне восхищается Лукой: «Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье!» Он не позволяет сказать о Луке ни единого дурного слова: «Молчать! Вы — все — скоты! Дубьё... молчать о старике!.. Старик — не шарлатан! Я — понимаю старика... да! Он врал... но — это из жалости к вам, чёрт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... Есть ложь утешительная, ложь примиряющая...» Однако он не только восхищается Лукой, но фактически одновременно спорит с ним.

И всё же удивительно, что именно Сатин, пьяница и карточный шулер, произносит в этой пьесе знаменитые слова: «Человек — это звучит гордо...»

В первых постановках роль Сатина играл замечательный русский артист и театральный деятель Константин Сергеевич Станиславский. В своих воспоминаниях он рассказал о том, как Горький работал над этим образом, как создавался образ Сатина:

«Он говорил о своей скитальческой жизни, своих встречах, о прообразах действующих лиц и о моей роли Сатина — в частности. Оказывается, что босяк, с которого он писал эту роль, пострадал из-за самоотверженной любви к сестре. Она была замужем за почтовым чиновником. Последний растратил казённые деньги. Ему грозила Сибирь. Сатин достал деньги и тем спас мужа сестры, а тот нагло предал его, уверив, что Сатин не чист на руку. Случайно подслушав клевету, в порыве бешенства Сатин ударил предателя бутылкой по голове, убил его и был присуждён к ссылке. Сестра умерла. Потом каторжанин вернулся из ссылки и занимался тем, что ходил по городу с протянутой рукой и на французском языке просил милостыню у дам, которые ему охотно подавали за его живописный романтический вид».

Конечно, Сатин в пьесе значительно отличается от своего прототипа. Именно с ним автор связывает идеи свободы и человеческой гордости, поэтому Сатин и утверждает: «Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»; «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»

Новаторство Горького-драматурга

Премьера прошла в Московском Художественном театре в 1902 году. В.И. Немирович-Данченко писал: «„На дне“ делает колоссальные дела. Сейчас 19-е, завтра 20-е представление (за один месяц!), и билетов нет за два дня».

В этой пьесе Горький проявил себя замечательным драматургом-новатором. Его современник (кстати, никогда особенно Горького не любивший) Ю. Айхенвальд сказал: «Творчество Горького входит в общий процесс демократизации жизни. Если мы представим себе то огромное расстояние, какое должно было пройти, например, драматическое искусство, для того чтобы от своих прежних, когда-то единственно законных и возможных героев, от царей и властелинов, спуститься на дно житейского моря и взять объектом своего изображения рабски униженных людей, стоящих на самой границе животного прозябания и, словно колосья в поле, измятых и побитых внешними ударами судьбы; если мы вообразим себе те преграды, какие должна была упорно разбивать возраставшая жизнь, для того чтобы драматургия получила возможность отвлечь своё внимание от сильных к слабым, от пресыщенных к голодным и обнять любовной картиной задворки общества, пустырь, огороженный от неба и воздуха, бесстыдные отрепья, едва прикрывающие замученное человеческое тело, — то мы должны будем признать в этом расширении сферы художественного воспроизведения глубоко знаменательный социальный факт, великое завоевание справедливости».

Чехова раздражало в Горьком то, что он связывал в нём с «искусственностью», «выдумкой». Об этом же говорил ему и Лев Толстой: «Вы прикрашиваете всё: и людей и природу, особенно — людей!» Но к пьесе «На дне» это вряд ли относится. Ведь монолог Сатина — это слова пьяненького, опустившегося человека, в котором лишь на миг пробуждается осознание собственной человеческой гордости. Поэтому конец пьесы, реалистической и правдивой — отчаяние бывшего человека, ставшего жертвой своей судьбы. В этом сказалось горьковское чувство времени, писательское представление о трагической эпохе, в которую он жил.

Горький понимал, что его пьеса опередила время. Режиссура была новаторской, но авторская, горьковская идея была выражена в премьерном спектакле не слишком точно: «...ни публика, ни рецензята — пьесу не раскусили. Хвалить — хвалят, а понимать не хотят. Я теперь соображаю, — кто виноват? Талант Москвина — Луки или же неумение автора? И мне не очень весело».

В философской насыщенности пьесы, в том, что напряжённые диалоги о важнейших проблемах бытия разворачивались в полифоническом театральном действии, и проявилось драматургическое новаторство Горького.

Решаем читательские задачи

  1. Что любят и что презирают обитатели ночлежки? Какова их, как принято говорить, система ценностей?

  2. Какой закон царит на «дне»?

  1. Горький показал в своей пьесе настоящее «дно» человеческой жизни. И всё же: кто из показанных им героев вам понравился больше других? Кто из них вызвал ваше сочувствие?

  2. Иннокентий Анненский писал, что в пьесе «На дне» три основные темы: 1) сила судьбы, 2) душа бывшего человека, 3) человек иного порядка. С какими героями вы связали бы эти три основные гемы?

  3. Что артистического осталось в Актёре?

  4. С чем пришёл в ночлежку Лука и что он разрушил?

  5. Каким ночлежники запомнили Луку: заносчивым или милосердным, доброжелательным или опасным?

  6. Почему прославляющий человека монолог произносит пьяный Сатин?

  7. Критики в течение многих лет воспринимали Сатина в качестве антипода Луки, персонажа, который ему противопоставлен. Но разве мы не видим в словах Сатина понимания Луки? Противоречит ли понимание противопоставлению?

  8. Насколько ожидаема концовка пьесы? Стала ли она неожиданной для вас?

  9. Что послужило причиной краха костылёвской ночлежки?

Давайте поспорим

Премьерная постановка в 1902 году стала важным событием в истории театральной России. Однако режиссёр театра М. Москвин, игравший роль Луки, считал, что именно эта роль — главная. Горький же считал ключевым персонажем Сатина, с его монологом о человеке: «Речь Сатина о человеческой правде бледна. Однако, кроме Сатина, её некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может. Уж и так эта речь чуждо звучит его языку...»

Сатина играл Станиславский, который признавался, что эти слова в устах его героя звучат неестественно. Кто же, по-вашему, несёт людям правду и спасение в этой пьесе?

Горький считал, что для драматического произведения «необходимо, чтобы речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна». Как вы считаете, удалось ли ему следовать этому правилу в пьесе «На дне»? Проиллюстрируйте свой ответ наблюдениями над речью персонажей.

Готовимся к ЕГЭ

  1. Каким термином называется в литературоведении описание, подобное следующему: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь, в левой, каменной, стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикреплёнными к нему, и другой, пониже первого»?

  2. Как в литературоведении называется текст пьесы, который не звучит на сцене?

  3. С каким персонажем большинство обитателей ночлежки связывают свои надежды на будущее?

  4. Как звучит слово «человек» в устах Сатина?

  5. Чем оборачиваются мечтания ночлежников?

  6. О каком из героев пьесы М. Горький говорил, что он «достаточно сильно потерпел от старой правды, он изнасилован ею и отравлен силою её до мозга костей. Новой правды он не чувствует и не понимает, хотя эта очень простая и крепкая правда создаётся волею его класса и даже при участии его силы, но не освещённой классовым сознанием»?

Творческое задание

Темы сочинений

1. Драматургический конфликт в пьесе М. Горького «На дне».

2. Герой, несущий спасение? (По пьесе М. Горького «На дне».)

3. Женщины на «дне» жизни.

4. Смерть как выход из отчаяния.

Виртуальная кладовочка

http://gorkiy.lit-info.ru/ — этот сайт хорош тем, что в нём есть очень удобный поиск по ключевым словам. В контенте представлены произведения М. Горького, литературная критика, переписка писателя.

http://mxat.ru/authors/playwright/gorky/ — на сайте Московского Художественного театра есть материалы о драматургах, чьи пьесы входили когда-либо в репертуар театра. Страничка о Горьком написана интересно! На других страницах сайта есть материалы о режиссёрах-постановщиках спектаклей и об исполнителях главных ролей.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!