Б.Кустодиев «Большевик»
В рабочей тетради
Позитивные явления
Негативные явления
На полях вы можете фиксировать вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить.
В начале ХХ века грамотность в России составляла 30-38%. В Карелии -20-30%.
Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». 26 декабря 1919 г.
В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил: 1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам НКП. 2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов. 3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения. 4.К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности НКП и местными органами привлекаются все организации трудового населения…
5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы. 6. Для ликвидации безграмотности органами НКП предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях. 7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями. 8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.
Председатель СНК В. Ульянов.Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич
Основные этапы и результаты.
- 1919 г .- декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР»
- 1920 г. –создание ВЧК по ликбезу.
- 1925 г. добровольное общество «Долой безграмотность»
- К 1926 г. остаётся 19 место в Европе (уступали Турции и Португалии)
- К концу 30 –х - около 90% грамотных.
«Философский пароход»
«…уволить 20–40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно», — просил Владимир Ленин в письме 21 февраля 1922 года Каменеву и Сталину, имея в виду профессоров Московского высшего технического училища, которые протестовали против вмешательства властей в учебный процесс.
Всего 195 человек — врачей, профессоров, педагогов, экономистов, агрономов, кооператоров, литераторов, юристов, инженеров, политических и религиозных деятелей, а также студентов — были в первых списках 1922 года на выдворение.
Всего 21 профессиональный философ был выслан в 20-х годах в числе прочей интеллигенции, среди них: Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Михаил Осоргин, Питирим Сорокин, Сергей Трубецкой и другие .
Новая литература.
1922 г. учреждён Главлит – цензурный комитет.
РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей.
1925 г. – резолюция ЦК ВКП (б) «О политике партии в области художественной литературы»
А за границей – «Смена вех» - сменовеховство - попытка примирения и сотрудничества с советской властью в надежде на возрождение России.
- Идеологом направления стал профессор Николай Устрялов, который вернулся в СССР и был расстрелян в 1937 году.
Новое искусство. А.Дейнека
Уже в ранний период творчества в своей островыразительной, часто использующей приёмы киномонтажа журнальной графике 20-х гг. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Его произведения Д 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток ("На стройке новых цехов", 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы ("Оборона Петрограда", 1928, ЦМВС),
Кузьма Петров-Водкин. «После боя» 1923 г.
«В Петрограде»
Окна РОСТА (Российское Телеграфное Агентство)
Сделаем выводы:
1. Почему этот период называют культурной революцией?
2. Напишите вывод в тетради. Можно начать его так:
- 20-е годы - это время…. Или…
-Духовная жизнь 20-х годов была…
Б.Кустодиев «Большевик»
- Кустодиев воспринимает революцию как бунт народа и происходящие события он изображает как огромную фигуру со знаменем, которая возвышается надо всем. Зритель сразу обращает внимание на суровость и беспощадность великана, направленную на преграждающую ему путь церковь, которая также возвышается над городскими улицами, хотя и уступает по величине человеку со знаменем.
- Синие тени на сероватом снегу призваны усилить состояние необъяснимой тревоги. У нас непроизвольно возникает тягостное ощущение, что этот человек своими огромными шагами скоро растопчет все, что встретится у него на пути.
Домашнее задание на выбор:
- П. 22, документ № 2.
- Подготовьте небольшой доклад о советской науке и технике 20-х гг.
- Конкурс на лучший кроссворд (Фабрика кроссвордов)
- Подготовить проверочный тест уровня А и В по изученной теме.