СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание студентов техникума посредством преподавания учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание студентов техникума посредством преподавания учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА»" оформлена по направлению "Методы и приёмы формирования нравственной личности, повышение общей культуры молодёжи". 

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание студентов техникума посредством преподавания учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА»»

Скрипка Анна Викторовна, преподаватель филологических дисциплин

ГПОУ «Харцызский технологический техникум ГОУ ВПО «ДонНТУ»


Духовно-нравственное воспитание студентов ТЕХНИКУМА посредством преподавания УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «литературА»


В настоящее время Донецкая Народная Республика переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в военном конфликте на территории Республики, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И сегодня, как никогда, принцип нравственности, духовности, морали стоит остро перед подрастающим поколением, образованием и государством в целом. После вступления в действие Государственного Стандарта, который ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника как:

– любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, гражданского общества, многонационального народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

– креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

– владеющий основами научных методов познания окружающего мира; – мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

– готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
– осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

– уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

– осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

– подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

– мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Как мы видим, все вышеуказанные характеристики в той или иной мере направлены на духовно-нравственное воспитание личности. В настоящий момент в повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании. В последнее время в современном научно-педагогическом знании эти понятия стали актуальными и не относятся только к религиозным.

Для поиска новых идей в духовно- нравственном воспитании используется понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит своё выражение в мыслях, словах и действиях. Духовность должна быть постоянно воспитываема и начинать такое воспитание следует с самого рождения. Ребенка нужно окружить атмосферой доброжелательства и любви, внимания и чистоты отношений как в семье, в школе, так и в техникуме. В период студенчества — педагоги и, особенно преподаватели литературы, способны воспитать в каждом студенте данные качества через прекрасное творение автора — литературное произведение, так как первостепенная задача преподавателей в данном направлении включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами.

Нам известно, что в техникум приходят студенты, у большинства которых слабо развита мотивация к обучению, низкий уровень интеллектуального развития. Порой студенты затрудняются излагать свои мысли. Что необходимо сделать для того, чтобы студент полюбил читать книги, делал это с удовольствием? Какие цели должен поставить перед собой преподаватель? Как найти взаимодействие с каждым из студентов, привлечь его внимание к литературе?

Для ответов на поставленные выше вопросы следует сказать, что в большей степени сейчас нам может помочь так называемая инновационная «способностная» педагогика, в основе которой лежит системно-деятельностный подход. Некоторыми признаками данной педагогики является:

  • цель — развитие личности;

  • характер и стиль взаимодействия — демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность;

  • способы усвоения — поисковая мыслительная деятельность, рефлексия;

  • функции преподавателя — организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой студентов;

  • позиция студента — активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности;

  • методы обучения: проблемные.

Как нам видно из предложенного, что ведущими методами обучения являются проблемные (проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский). Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения имеет следующие цели:

  • активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся;

  • формирование новых знаний и умений путем создания проблемных ситуаций;

  • нахождение нескольких способов решения задания, определения нового понятия;

  • нахождение нового метода решения задания;

  • повышение интереса к предмету;

  • воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;

  • создание условий для самореализации личности; воспитание и развитие исследовательских навыков;

  • формирование учебных навыков работы и коммуникативных навыков;

  • развитие навыков контроля и самоконтроля, умений студентов самостоятельно работать со справочной и научной литературой.

В своей педагогической практике использую фрагменты проблемного обучения на занятиях литературы, так как считаю их наиболее эффективными для достижения наших целей. Общеизвестно, что дисциплину «литература» когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а А.Т. Твардовский уроки литературы, русской словесности определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть — значит увидеть ранее невиданное.

Как говорил Николай Алексеевич Некрасов: «Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала — идеала добра, света и истины». Главный предмет познания литературы — ЧЕЛОВЕК, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе, к действительности вообще. На учебных занятиях литературы рассматриваются такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение в произведениях разных писателей и поэтов, например, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, В. Г. Распутин, и др. Ведь содержание материала — текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого бытия. Так, на заключительном уроке по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед студентами становится вопрос: «Кто же Раскольников: преступник, фанатик идеи, гуманист?». Также ребятам предлагаются мнения критиков по этому поводу.

«Но особенно ясно неверность и нелепость нравственной «арифметики» Раскольникова обнаруживается в непредвиденных последствиях преступления для окружающих людей. Разве Раскольников мог думать, что вместе со старухой ему придется убить не повинную ни в чем Лизавету... Нравственно ему собственно так же придется убить и Соню в минуту, когда он признается ей во всем. Такое же неожиданное следствие преступления — попытка самоубийства мужика, случайно заподозренного в убийстве. Дуня, которую он надеялся спасти от Свидригайлова на деньги старухи, оказывается именно благодаря преступлению в руках Свидригайлова... Разве, наконец, мог он предвидеть, что мать его умрет от невыносимого страдания, что сын ее убийца?» [2] «То была вакханалия, захватывающая, даже «избранное общество», сказавшаяся у молодежи злобными преступлениями, и не только ради корысти, но и во имя «идеи», как, например, у Раскольникова в романе «Преступление и наказание», — торжество социально-философского вывода — «цель оправдывает средства».

«В жанре, так сказать, традиционного романа XIX века Раскольников мог быть изображен как отрицательный персонаж, и в этом сказалось бы авторское к нему отношение. Однако Раскольников вовсе не отрицательный герой, которому противопоставлена положительная героиня — Соня Мармеладова. Наоборот, он необычно привлекательный, и не только силой своего характера и остротой ума, но и высокой человечностью. Он поистине гуманист, болеющий болями человечества? [1] Каждый обучающийся выбирает то высказывание по данной проблеме, которое ему ближе, тем самым ребята самостоятельно, по своим убеждениям делятся на 3 группы, каждая из которых должна обосновывать свою точку зрения, опираясь на текст.

Очевидна направленность предложенного вопроса на раскрытие полярных позиций участников урока — диспута. На занятиях применяются всевозможные средства для достижения поставленной цели. К таковым можно отнести подготовку обучающимися ассоциативных рисунков, подготовка вопросов команде-сопернику, вопросы-загадки, инсценировки из художественных произведений. И именно такие занятия становятся незабываемыми. На них обучающиеся не только приобретают знания, навыки, но и раскрывают свое собственное «Я», учатся раскрывать себя с другой стороны. А преподаватель еще и еще раз убеждается, что каждый студент — это чудо и все дети талантливы!

Список использованных источников:

Белкин, А. Читая Достоевского и Чехова. — Москва, 1973 Мережковский, Д.С.. Достоевский.- Москва, 1890. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования.

Левандовская Л. В. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10307/ (дата обращения: 28.03.2020).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!