В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью гражданственности. «Ни одно общество не может видеть свою перспективу без раскрытия и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей. Возрождение духовных ценностей рассматривается как органический естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням » - пишет Президент Ислам Абдуганиевич Каримов. [1]
Русская литература в изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, культуры, нравственного самосознания. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса.Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества.
Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, В.В.Зеньковский, А.Н.Острогорский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и другие. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский в своем трактате « наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: « кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
[1] И.А. Каримов «Узбекистан на пороге достижения независимости». – Т., 2011, с.68