СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы   учителя истории Карпихиной Т.В.

 

 «Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы» 

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы»»

Из опыта работы учителя истории Карпихиной Т.В.



«Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы»

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н.Толстой

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия.

Почему данная тема особенно актуальна.

Что говорят на этот счёт наука, философия, кибернетика. социологи:

Академик Виктор Дмитриевич Плыкин в своей книге «Новая модель вселенной».

≪ В настоящее время человечество Земли излучает колоссальный поток отрицательной информации и энергии зла, что приводит к росту земных катаклизмов, межнациональных конфликтов, техногенных катастроф и др. Сегодня потоки зла, достигая информационного поля планеты, искажают информацию и нарушают ход планетарных процессов. Человечество напоминает организм, который не очищается от собственных шлаков. Этот организм или отравится собственными отработками, или начнет усиленное самоочищение для спасения≫

Юлий Анатольевич Шрейдер - российский математик, кибернетик, философ.

«Среди грозящих человечеству глобальных катастроф самой страшной может стать антропологическая - «...уничтожение человеческого в человеке». В связи с этим важнее всего «... понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и осознающим, то есть совестливым.

В последние десятилетия произошли поистине стремительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни не только России, но и мирового сообщества. В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологизации, экологических катастроф, религиозного экстремизма, международного терроризма мир стал перед «проблемой «человечности» современного человека» «Современный человек, оказавшись в плену многих зависимостей, не имеет опыта осознанной жизни. Он много знает о мире, но он мало понимает о своих отношениях с этим миром»

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в проблемах экономики, не в сложностях политической обстановки, а в разрушении личности.

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности .

На каком фоне сегодня идёт формирование личности ребёнка.

Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, институт семьи рассыпается. Ребёнок развивается окружённый множеством разнообразных источников, сильно воздействующих на него как позитивно, так и негативно. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций оказывает СМИ, особенно телевидение, наиболее влиятельное из них, где много жестокости и насилия, разрушающих психику детей. В результате - нравственные ориентиры молодого поколения размываются. Материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме

Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15 млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л. алкоголя в год, тогда как при 8 л. алкоголя в год начинается вырождение нации.

Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени в помощи и лечении психологов По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

  • В результате мы видим серьёзные проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России

  • За последние 20 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм»

  • 55% молодых людей готовы переступить через
    моральные нормы

  • Более 70 % молодых людей не желают служить в армии;

  • 200 тыс. уклоняются от службы в армии;

  • 90% выпускников покидают школы с
    различными заболеваниями

Распадается институт семьи.

  • 29% детей рождаются в незарегистрированных браках. Россия занимает: 1 место в мире по числу разводов и рожденных вне брака детей.

  • Обострение проблемы социального сиротства : число детей сирот возросло на 75% за 20 лет.

  • Высокий уровень детской преступности

  • Сл 10 В результате всего этого -Взорвался «Духовный Черноболь»

Всем нам известные факты:

  • Пьяный родитель избивает молодую учительницу нач. классов на глазах у детей.

  • Подростки издеваются над пожилой учительницей физкультуры.

  • Восьмиклассница, сбросившаяся с крыши 9-тиэтажного дома

  • Пятиклассник. повесившимся во дворе своего дома.

  • Сегодня 5-7 тысяч россиян завербованы ИГил и уехали в Сирию.

  • Студентки вузов России одевают хитжаб, принимая ислам.

Данные факты свидетельствуют о кризисе духовно-нравственного воспмтания. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций от веры привело к кризису общественного сознания…. Переживая острый социальный кризис, общество и школа испытывают социальную потребность в духовно-нравственном обновлении и возвышении.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что нашёл своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов.

В этих условиях основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Однако, школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно здесь и должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но духовная и культурная жизнь. Усвоенное и пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Что же мы понимаем под понятием духовно-нравственного воспитания.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс формирования:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Каковы же наши традиционные источники нравственности:

Родина, семья, труд, искусство, религия, природа.

Соответственно этому определяются и выстраиваются базовые духовные ценности: Родина-патриотизм, любовь к малой Родине, закон и порядок,

Семья- любовь и верность, уважение к родителям, здоровье и достаток, забота о старших и младших,

Труд-творчество, целеустремлённость, уважение к труду,

Религия-милосердие, телерантность представление о духовности,

Искусство - эстетическое развитие, гармония, красота, нравственный выбор,

Природа - экологическое сознание, ценность чистоты родной земли, заповедная природа

Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Из какого источника черпают наши дети этот живительный напиток - духовность и нравственность в школе.

  1. Это, прежде всего учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

  2. Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе.

От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Очевидно, что "харизма" учителя, как высшая степень педагогической одаренности, связана с его гуманистическим приоритетом. Если учитель мало эмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка. Авторитаризм учителя, по мнению ведущих педагогов связан с низким уровнем культуры педагога и является следствием преобладания у него рассудочно-эмпирического стиля мышления

.Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Технология «Педагогическая любовь»

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения. В этом контексте важно отметить также, что положительное самовосприятие, любовь к себе так же важна для учителя, как и любовь к ребенку.

Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных проектов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.



Важным аспектом духовно-нравственного воспитания остаётся богатое культурное наследие христианства.

Президент В.В.Путин отмечал - «трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни». 
  В «ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВО-СЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» читаем: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре — все это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний.

Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии.   Ведь именно христианская православная  религия  с 988 года традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного  сознания и среды обитания людей, в которой сохранились самые главные этические нормы  и ценности жизни. Христианство учило людей  уважительному отношению каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой  культуры, а  православно-христианские  принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными  возможностями. Именно  на их основе возможно преодоление современного кризиса  культуры и  образования, кризиса  внутреннего мира человека.

История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и  подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный облик, дополняют и расширяют нравственный  опыт человека. Заставляя  понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни.

Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы.  Именно жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и школе. В этих произведениях  школьники могут увидеть примеры жизни святых, под их воздействием у детей формируются понятия о добре и зле, о нравственном идеал. Православная культура содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.

Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения. В той связи Курс «Духовное краеведение Подмосковья», который как региональный компонент включён в учебный план школы, очень актуален и своевременен.

Основные цели курса:

  1. Историко-культурологическое образование;

  2. Духовно-нравственное образование.

Эти цели очень логичны, так как  культура России  на  протяжении десятилетий формировалась под воздействием православной культуры. Отсюда вытекают задачи курса:

  • дать  школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

  • дать знания о христианской нравственной культуре: о понимании христианами  этических категорий добра и  зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в жития святых и героев Отечества;

  • способствовать решению задач нравственного воспитания школьников, формированию качества патриотизма и гражданственности.


Одним  из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Курс предполагает посещение православных храмов, так учащиеся могут лучше познакомиться с православным искусством. Так  на уроках «Духовного краеведения» школьники узнают, что в архитектуре и убранстве православных храмов нет ничего случайного, любая деталь имеет символический смысл. Четыре стороны храма, объединенные одной главой, символизируют четыре стороны света под властью Единой Вселенской Церкви.

На уроках учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятным и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.

У нас есть хороший опыт сотрудничества школы с воскресной школой Христорождественского храма с. Заозерье Приоритетом здесь является воспитание и развитие: духовное, нравственное, творческое и интеллектуальное. Каково содержание культурно-просветительской деятельности воскресной школы и в чем оно заключается на основании материалов, которыми мы владеем?

Это выступления и фестивали, приуроченные к церковным праздникам и в рамках общественно-церковных мероприятий; это выездные выступления театральных студий и хоровых коллективов, открытые уроки в общеобразовательных школах, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и искусства России, с именами святых вождей нашего Отечества, героев, подвижников и тружеников Земли Русской. Можно сказать, что воскресная школа это школа дополнительного образования. Почему? Потому что основная, общеобразовательная школа не дает многое из того, что нужно дать ребенку как будущему члену общества, как христианину, как высоконравственному человеку. В воскресных школах есть такие предметы как Основы нравственности, Христианская этика, Традиции благочестия, отсутствующие в общеобразовательных школах. Воскресная школа вводит детей в мир национальной русской культуры и искусства, в историю своего Отечества, т.е. формирует у детей национально-патриотические чувства

Мы ценим это сотрудничество.

Задача священнослужителей и учителей научить видеть те самые границы между добром и злом, любовью и ненавистью, которые в настоящее время размыты.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным.. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может

Вывод: мы убеждены , что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и внеурочной деятельности, решая вопросы духовно -нравственного и патриотического воспитания, мы можем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

народная мудрость :

ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО, 
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.

народная мудрость.



















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей