СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

P { margin-bottom: 0.21cm; }

«Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России».

Просмотр содержимого документа
««Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России».»

МБОУ Одинцовская гимназия № МБОУ Одинцовская гимназия № 4 4 






«Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России».






Автор: Кузнецова Полина Алексеевна

8-У класс, 21/06/2000 г.р.






Святая Русь - такое имя дали нашей стране иностранцы, пораженные тем, что смыслом жизни русского человека был духовный идеал - обретение святости. Не важен был социальный статус человека, важно было, какого уровня святости он достиг. По мнению историка Василия Ключевского, личность Сергия Радонежского превратилась «в народную идею, а само дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом».

Весь жизненный путь преподобного Сергия, а вернее его восхождение от молодого инока к игумену всея Руси описаны в «Житии Сергия Радонежского» выдающимся русским писателем конца XIV — начала XV вв. Епифанием Премудрым. Его путь – это постепенное постижение Промысла Божия о себе самом.

Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных в местечке Радонеж, и в детстве был он окрещен именем Варфоломей. Но некое чудо свершилось еще до рождения его - будучи в утробе матери младенец трижды прокричал в церкви. Иерей же сказал напуганным родителям: «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы». Очень любил и почитал отрок Варфоломей своих родителей, но печалились родители – никак не давалась сыну книжная премудрость. Однажды на поле под дубом мальчик увидел молящегося монаха-черноризца. Когда старец закончил молиться, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте». И ответил ему старец: «О грамоте, чадо, не скорби; с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». И открылась тогда Варфоломею вся премудрость азбуки. Господь показал ему, что ничего человек не может, при всем старании, совершать без его на то доброй воли. Только со смирением и молитвой Богу можно браться и заканчивать любое дело.

Уже в юности отрок Варфоломей ощутил стремление к иноческой жизни. Но при жизни родителей, праведных Кирилла и Марии, не смел он принять монашество - не мог Варфоломей оставить в старости и одиночестве своих родителей, которых искренне любил и почитал. И только после их кончины юноша приступил к собственному духовному деланию, к монашескому подвигу.

Он удалился от мира в пустынь, уединенное место в чаще леса, вместе со своим братом Стефаном. Из срубленных бревен сложили они келью и построили деревянную церковь, и освятили ее во имя Святой Троицы. Много пришлось им вынести: холод, голод, жажду, неудобства, бедность и одиночество. Брат Стефан не вынес нужды и лишений. Он ушел в Москву, поселился в монастыре Богоявления, где преуспел в добродетели. А юный Варфоломей терпел лишения, голод и холод, но стойко следовал выбранному пути. Любовь к Богу и желание ему послужить укрепляли его. Здесь же он принял постриг, и имя ему в монашестве было Сергий, весьма редкое в тогдашней Руси.

Много зверей в этой пустыни тогда жило. До глубины души трогает рассказ автора «Жития…» о помощи преподобного медведю. Последнюю краюшку хлеба делил преподобный Сергий с диким зверем. Истинно, когда святой пребывает в Боге, все вокруг в гармонии, любви и внутреннем единстве!

Блаженный Сергий все посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за всё благодарил Бога, не протестовал, не унывал в трудностях.
И Господь, видя великую веру святого и его большое терпение, послал к нему монахов, желающих преуспеть в служении Богу. Сергий Радонежский ничем не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, был всегда терпелив и постоянен. Он всячески запрещал рассказывать о случаях чудесной помощи больным, об исцелениях, происшедшим по его молитвам. Преподобный без лености, как купленный раб, служил братии: помогал монахам строить кельи, «и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил, и каждого у кельи ставил». Вот так забыл о себе святой, посвящая всего себя служению делу Божьему и воплощению двух главных заповедей любви: любви к Богу и любви к ближнему. Скромность, почитание себя за худшего из смертных, всегда отличала святых. А способны ли мы сегодня так забыть о себе? Он был учителем и примером. Примером скромности, терпения, кротости, нестяжания, трудолюбия. Понемногу монастырь увеличивался, братия умножалась, строились новые кельи, «и жили для Бога, глядя на жизнь преподобного Сергия и ему по мере сил подражая». Христиане из различных городов и мест шли к Сергию. «И никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда блаженный не прекращал благотворительность. Так была рука его раскрыта для нуждающихся, как река полноводная с тихим течением», - читаем мы у Епифания. Приходили к нему за благословением и укреплением князья, игумены, митрополиты и крестьяне. Он почитался как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской. Он бескорыстно привечал странников, ухаживал за больными, помогал нищим и обиженным.

Можно сказать, что преподобный Сергий был последовательно твёрд и непреклонен – в своей простоте, смирении, скромности. Однажды братия монастырская вдруг начала роптать, но игумен не впал в гнев пастырский. Он, уже старик, взял посох свой и ушёл в дикие места, где основал скит Киржач. И другу своему, Митрополиту Московскому Алексию, не позволил возложить на себя золотой крест митрополичий: «От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете». Так завоёвывает святой Сергий на Руси тот великий нравственный авторитет, который и позволяет ему свершить главный подвиг жизни – благословить князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем и Ордой татарской.

История России хранит память о великом благословении преподобного, данном великому князю Дмитрию Донскому на Куликовскую битву и о великой победе, с которой началось освобождение Руси. Тяжелое это было время для нашего Отечества. Стонала земля русская от монголо-татарского ига, их набегов и непосильной дани. «Божьим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены» пишет Епифаний. Великий князь Дмитрий, глубоко почитавший старца, пришел к нему за благословением на битву. Предрекая ему победу, преподобный Сергий Радонежский напутствовал князя Дмитрия Донского: "Любовию и единением спасемся". И направил с Дмитрием двух воинов-монахов Пересвета и Ослябю, которые личным примером воодушевляли русских воинов, помогали им победить страх перед монголо-татарами и проявили такие чудеса веры и мужества, что стали героями Куликовской битвы. Сила молитвы преподобного Сергия переносила его на поле брани, ему открывались имена погибших, об упокоении душ которых он молил Бога. Он стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой и судьбоносной битве.

Эпоха Сергия Радонежского совпала с важным историческим процессом - становлением Руси Московской, это время было ознаменовано бесконечными феодальными раздорами, порождёнными борьбой князей-вотчинников за усиление политического влияния и расширения своих уделов. Преподобный Сергий много сделал для русского государства не только как молитвенник, но и как политик, способствуя объединению Руси вокруг единого центра – Москвы. Ради сохранения мира Сергию приходилось действовать решительно и строго. В это тяжёлое время он помогал князьям помириться между собой и, признав над собой власть московского князя, объединиться вокруг московской земли. А когда кроткими уговорами не удавалось делу помочь, преподобный Сергий мог и твёрдость проявить. Приказал, например, в Нижнем Новгороде закрыть все храмы за непокорство. Что было делать нижегородскому князю Борису? Как жить без богослужения? Пришлось покориться воле святого – к вящей пользе для Руси-матушки. Борис Зайцев в своей книге "Преподобный Сергий Радонежский» пишет: «его смирением и молитвой духовно укреплялась Русь». И далее им отчетливо выражена мысль о том, что Сергий уходил в пустынь и основывал монастырь ради единственного, самого главного дела - спасения души, но Промыслом Божиим был призван к участию и в национально-государственном устроении Руси.

Эпоха Сергия Радонежского дала огромное количество святых. Эти преподобные служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Отрекаясь от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становились чуждыми им. Возносясь душой к Богу, они продолжали болеть за свой народ и молиться за него. Ученики преподобного Сергия – это особый разговор. Велел преподобный «твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но всё общим считать». Более двадцати монахов, постриженников преподобного Сергия, выросли у ног этого молитвенника! Продолжая дело своего наставника, впоследствии они основали более сорока монастырей! Среди них такие жемчужины и оплоты духовной жизни Руси как Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь, Саввино-Сторожевский монастырь... Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных учеников игумена, основал 4 обители. Без преувеличения, Сергий Радонежский является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем иночества.

Русь возрастала и образовывалась монастырями. Ученики учеников преподобного Сергия снова уходили подальше от суеты мира, снова скит превращался в монастырь, и снова становился школой молитвы и жизни в Боге, школой ведения крестьянского хозяйства. Около пятидесяти монастырей было создано уже учениками учеников преподобного Сергия!

Обители эти превратились в настоящие духовные центры просвещения и образования народа. В монастыре монахи и посадские люди обучались грамоте, изучали духовные книги, строительное дело, учились передовой агротехнике и многому другому. Но главное чему учили в монастыре - это навыку молитвы, приучали к размеренной и организованной духовной жизни.

Без преувеличения можно сказать, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, - и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, -  все это является проявлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил преподобный Сергий Радонежский.

Сегодня имя преподобного Сергия Радонежского известно каждому православному. Только в пределах России почти шестьсот храмов имеют либо главный престол, либо придел, освященный в честь великого святого.

Актуально ли в наше время наследие преподобного Сергия? Письменных трудов подвижник после себя не оставил, но его учение, по выражению В.Ключевского, было положено «в живую душу народа». Я знаю человека, которому в юности случайно попала в руки книга «Житие Сергия Радонежского», написанная Епифанием Премудрым. Прочитанное произвело на юношу такое сильное впечатление, что он решил пойти в Храм, чтобы увидеть на иконе лик человека, обладавшего столькими добродетелями и без остатка посвятившего свою жизнь Богу. У иконы Сергия Радонежского молодой человек принял неожиданное для себя решение…стать священником. С тех пор он закончил духовную семинарию, стал иереем, трудится во славу Божию и мечтает принять монашество, всем сердцем стремясь приблизиться к своему наставнику - Сергию Радонежскому. И не забывает повторять: «Случайностей не бывает – во всем промысел Божий!» Нам же остается только постичь промысел Божий о самих себе, как когда-то это сделал Сергий Радонежский.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!