СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дыхание и кровообращение животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить формирование знаний о дыхании и кровообращении животных как составной части обмена веществ.

Просмотр содержимого документа
«"Дыхание и кровообращение животных»

___ Дата____

Биология 6 класс

Тема: Дыхание и кровообращение животных.

Цель: продолжить формирование знаний о дыхании и кровообращении животных как составной части обмена веществ.

Регулятивные УУД:

- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

-учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

-развивать внимание учащихся;

- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

- учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

Работать над формированием логических умений:

- анализ синтеза;

- сравнение;

- обобщения и классификации;

- доказательства;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение цепочек рассуждения.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация и систематизация знаний и умений.

  1. Проверка домашнего задания

Тест «Фотосинтез и дыхание» 6 класс

1.Дыхание, как и фотосинтез,

А)характеризуется поглощением кислорода б)Является процессом жизнедеятельности в)Характеризуется выделением углекислого газа г)Характерно для растений

2.Растения, как и другие организмы, - 

А)Способны к фотосинтезу б)Выделяют кислород в)Дышат г)Размножаются

3.Дыхание, в отличие от фотосинтеза,

А)Характеризуется выделением углекислого газа б)Происходит во всех клетках растения в)Характерно для всех организмов г)Свойственно только растениям

4.Дыхание у растений интенсивнее

А)В молодых тканях б)Днём в)Летом г)Ночью

5.Во время дыхания:

А)Выделяется кислород б)Растение обеспечивается энергией в)Поглощается кислород г)Поглощается вода и минеральные вещества

6.Растения обеспечивают жизнь другим организмам потому, что

А)Выделяют кислород б)Синтезируют органические вещества в)Дышат г)Могут быть средой их обитания

7.Основной продукт фотосинтеза –

А)Сахар б)Кислород в)Белки г)Соли

8.Растения синтезируют органические вещества из

А)Углекислого газа и минеральных солей б)Воды и минеральных солей в)Кислорода и воды г)Углекислого газа и воды

9.Органоиды растительной клетки, участвующие в фотосинтезе, - 

А)Митохондрии б)Хлоропласты в)Вакуоли  г)Рибосомы

10.Растения – автотрофы потому, что

А)Синтезируют органические вещества из неорганических б)Выделяют углекислый газ при дыхании в)Поглощают углекислый газ из воздуха г)Поглощают воду и минеральные соли из почвы



11.Выберите правильные утверждения:

1.Зеленые растения — автотрофы, то есть способны самостоятельно создавать органические вещества из неорганических

2.Лист является специальным органом воздушного питания, так как при участии энергии солнечного света в хлорофилловых зернах из углекислого газа и воды образуются органические вещества.

3.Сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах в течение суток безостановочно

4.Корневое питание обеспечивает растение минеральными солями и водой, а воздушное (листовое) является основным поставщиком органических вещесты

Дописать предложения

  1. Как называется процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ с выделением энергии. (фотосинтез)

  2. Как называется процесс противоположный фотосинтезу. (дыхание)

  3. Название бактерий не нуждающиеся в кислороде. (АНАЭРОБНОЕ)

  4. Название бактерий нуждающихся в кислороде. (аэробное)

  5. Название процесса разложения сложных органических веществ(например, сахаров) на более простые органические вещества без потребления кислорода при участии бактерий и грибов. (брожение)

  1. Вспомните (опрос):

  • Какая система органов обеспечивает дыхание животных?

  • Какой газ необходим животным для жизни?

  • Каковы особенности кровообращения в замкнутой кровеносной системе?

  1. Сообщение темы и цели урока.

– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.

Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.

– А зачем живые организмы дышат?

Дети предлагают свои ответы:

– Кислород воздуха участвует в прцессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.

– Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди?

Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по разному.

– Целью сегодняшнего урока будет выяснение значимости дыхания и строения органов дыхания у животных.

Запись выходных данных урока на доске: “Дыхание у животных”


  1. Изучение новой темы

  1. Рассказ с элементами беседы

Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми тканями организма обеспечивает кровеносная система.

Типы дыхания

  • Клеточное дыхание.

  • Трахейное дыхание.

  • Жаберное дыхание.

  • Легочное дыхание.

  • Кожное дыхание.

Клеточное дыхание

Растворенный в воде кислород поглощается всей поверхностью тела. Углекислый газ выделяется сквозь оболочки в воду. При клеточном дыхании газообмен происходит через мембрану клетки.

Трахейное дыхание

Трахеи –от греч.(trachea – дыхательное горло) – дыхательные трубки, пронизывающие тело и открывающиеся на его поверхности специальными отверстиями – дыхальцами. По трахеям в клетки насекомого поступает воздух, богатый кислородом.

Жаберное дыхание

Особые разветвленные кожные выросты. Заглатывая ртом воду и проталкивая ее через жаберные щели, рыба создает в них постоянный ток воды. Жабры пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из омывающей жабры воды в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Наружные - различно устроенные придатки рыб и амфибий, сидящие по большей части в жаберной области и служащие для дыхания. По природе своей они представляют, вероятно, видоизмененные жаберные лепестки внутренних жабр, мигрировавшие наружу.

Легочное дыхание

Легкие – ячеистые мешки, пронизанные множеством кровеносных сосудов.

 Кожное дыхание.


Функции органов дыхания

В результате дыхания у животных, как и у растений, осуществляется газообмен: в организм поступает кислород, а из организма удаляется углекислый газ. У одноклеточных животных (амеба, инфузория) и просто устроенных многоклеточных (многие черви) газообмен происходит через покровы тела. У большинства многоклеточных животных существует потребность в транспорте кислорода к клеткам, расположенным далеко от покровов. Его обеспечивают органы дыхания и кровеносная система. Кровь служит переносчиком кислорода и углекислого газа. Она доставляет кислород ко всем клеткам организма животного и освобождает их от образовавшегося в процессе «работы» клеток углекислого газа.

Органы дыхания животных

Органы дыхания животных отличаются большим разнообразием. Жабры возникли у водных животных как производные глотки в виде выростов кожи по обеим сторонам тела. Жабры рыб расположены под жаберными крышками и состоят из жаберных дуг с жаберными лепестками. Они обильно пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами, через стенки которых идет газообмен.

Органы дыхания наземных животных — трахеи и легкие. Трахеи насекомых — это тонкие трубки, по которым кислород воздуха доставляется ко всем внутренним органам. Отверстия трахей — дыхальца — находятся обычно на брюшке насекомого. При сокращении мышц брюшка воздух выталкивается из трахей, а при их расслаблении поступает внутрь тела.

Лёгкие — органы дыхания наземных позвоночных животных. У лягушек они представляют собой полые мешки. В легких крокодилов, черепах, змей есть перегородки, которые увеличивают их поверхность. Легкие птиц и млекопитающих состоят из тонкостенных легочных пузырьков. Стенки пузырьков пронизаны мелкими кровеносными сосудами. Благодаря такому строению легких, поверхность газообмена увеличивается во много раз.

Круги кровообращения

Кровь животных, имеющих легкие, проходит по двум кругам кровообращения: малому и большому. По малому (легочному) кругу кровообращения кровь идет от сердца к легким. В легких совершается газообмен, кровь насыщается кислородом и поступает в сердце. Эта насыщенная кислородом кровь далее по большому кругу кровообращения поступает ко всем органам и тканям, а от них — обратно к сердцу.

  1. Физкультминутка (Дыхательная гимнастика)

Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

  1. Самонаблюдение

Дети подсчитывают ЧСС на запястье

  1. Обобщение, систематизация и закрепление знаний

  1. Ответить на вопросы в учебнике на стр.109.

  1. Подведение итогов урока

Метод «Неоконченные предложения»

  1. Домашнее задание

Изучить параграф 42, уметь отвечать на вопросы после параграфа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!