СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дидактическое обоснование: учебник «Азбука», 1 класс 2 часть, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, УМК «Школа России».

Тема урока: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Тип урока: комбинированный.

Цель: ознакомление учащихся с творчеством Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Задачи урока:

Дидактические: учить размышлять о характере и поступках героя; формировать умение характеризовать героев; учить озаглавливать рассказ.

Развивающие:

Регулятивные:

учить нацеливать на успешную учебную деятельность; учить осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; учить строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; учить определять и формулировать цели урока с помощью учителя; развивать умение оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные:

учить умению адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; научить умению понимать вопросы к тексту; анализировать содержание художественного текста; устанавливать причинно-следственные связи; формировать умение читать текст, понимать его содержание; учить структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

учить слушать и понимать речь других; научить оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника.

Воспитательные: ориентировать на самоопределение к деятельности; формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; научить эмоционально воспринимать поступки героев литературных произведений; учить оценивать поступки героев в соответствии с определённой ситуацией; формировать умение выражать свои чувства; прививать любовь к животным.

Методы обучения: словесный (беседа, объяснение); практический (выразительное чтение); наглядный (демонстрация, иллюстрация).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Дидактические средства обучения: учебник, раздаточный дидактический материал, демонстрационный наглядный материал.















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

1 мин.


- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Эльвира Александровна, и сегодня я проведу у вас урок.

Приветствуют учителя.

Подготовка учащихся к уроку.


Л: самоопределение к деятельности.

2. Проверка домашнего задания.


3 мин.










  1. речевые упражнения.



4 мин.




















  1. определение темы и целей урока.


6 мин.

-Как вы думаете, какими видами деятельности мы будем заниматься на уроке? Я буду показывать вам карточку один будет читать, а остальные будут показывать мне палец вверх, если будем это делать и палец вниз, если не будем делать.

спать

узнавать

понимать

слушать

выполнять

рассуждать

общаться

болтать

лениться

-На столе у вас лежат карточки на пару. Прочитаем эту чистоговорку все вместе.

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Ра-ра-ра – за мостом стоит гора.

Ро-ро-ро – подари нам гусь перо.

Ры-ры-ры – наступил конец игры.

- Назови слова, в которых есть «ру».

- Назови слова, в которых есть «рю»

- Назови слова, в которых есть «ря»

Словесная оценка учителя.


- Посмотрите на слова.

глиб

каландаш

лучка

белка

валежка

блюки

клубок

клыша

кастлюля

клик

глаз

склипка


- Прочитайте их вполголоса. Что вы заметили в этих словах?

- Кто может так говорить?

- Во все словах произошла замена?

- В каких словах не было замены букв?

- Давайте исправим ошибки и прочитаем эти слова правильно.

- А может ли птица говорить?

- А есть птицы, которые умеют говорить?

- Назовите их?


- А вообще птиц можно научить говорить?

- А как учат птиц говорить?


- А как вы думаете, а наоборот птица могла научить человека говорить?

- Нам сегодня и предстоит это узнать. Есть замечательный рассказ, из которого мы узнаем может ли птица научить говорить человека.

- А сейчас мы узнает автора этого рассказа.

- Перед вами фамилия этого детского писателя.

Ч…руш…н

- Вам нужно подобрать правильный слог для фамилии писателя.

- Какой слог мы выберем «ча» или «чя»? Почему?

- А здесь, какой слог мы выберем «ши» или «шы»? Почему?

- А чтобы узнать имя, вам надо расположить буквы в правильном порядке.

Е

в

г

е

н

и

й

- Так как зовут Чарушина?

- Мы познакомимся с произведением Евгения Чарушина, а каким именно вы узнаете, если откроете азбуку на странице 8 и 4, 84ой.

- Так с каким произведением мы познакомимся?

- Так какая тема нашего урока?


- В соответствии с темой сформулируйте цели урока.

 

 

 



Учащиеся читают слова и показывают пальцы.















- Рубашка, руки, крутит...

- Рюкзак, рюши, брюки...

- Грядка, ряд, моряки...









- В словах заменили букву «л» на букву «р».

- Маленькие дети, которые не выговаривают звук [р].

- Нет.

- Белка, клубок, глаз.

Исправляют ошибки и читают правильно слова.

- Нет.

- Да.

- Попугаи, сойки, канарейки, сороки, галки, скворцы…

- Да.

- Человек много раз повторяет, а птица запоминает и начинает произносить.

- Нет.











- Чарушин.



- Слог «ча», потому что «ч» и «щ» пишется с буквой «а».


- Слог «ши», потому что «ж» и «ш» пишется с буквой «и».






- Евгений Чарушин.





- Как мальчик Жене научился говорить букву «р».

- Евгений Чарушин. «Как мальчик Жене научился говорить букву «р».

- Познакомимся с биографией Чарушина и его произведением. Ответить на вопрос может ли птица научить человека говорить.

Р: нацеливание на успешную учебную деятельность.









Р: осознание значимости чтения для дальнейшего обучения.







П: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.








К: умение слушать и понимать речь других.









Р: умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.








Л: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения









Р: умение определять и формулировать цели урока с помощью учителя.



3. Организация познавательной деятельности:

  1. Подготовительная работа к восприятию произведения.


4 мин.

















  1. Краткая беседа по проверке первичного восприятия.



6 мин.


























  1. Чтение нового произведения в целом.

6 мин.

















Биография Е. Чарушина.

Портрет писателя на доске.

- Этот писатель жил почти 60 лет назад. Он писал очень интересные и поучительные рассказы. Перед вами несколько его книг.

- А как вы думаете о чём он писал?

- А кто стал главными героями?

А вы знаете, что Чарушин не только писатель, но ещё и художник. Он сам иллюстрировал свои книги. Чарушин рисовал с детства. Он любил рисовать животных, особенно детёнышей. У него был свой метод рисования. Он рисовал не контурно, а пятнами и штрихами.

И сегодня мы с вами познакомимся с таким рассказом.

(Листаем и рассматриваем книги)

- Предположите, о чём и о ком пойдёт речь в этом рассказе?

- Теперь нам пора познакомиться с рассказом «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

- А сейчас давайте послушаем аудиозапись рассказа. Сядьте так как вам удобно, когда будем слушать запись в классе должна быть полная тишина. Прослушайте внимательно и ответьте на вопрос «Какая птица научила выговаривать Женю звук [р]»

Учитель включает запись.


- Так какая птица научила Женю выговаривать звук [р]?

(Учитель вывешивает картинку вороны)

- Как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле?

- С кем произошла история?

-Как звали мальчика?

- Что он не умел делать?   

- Так вот, этот рассказ не просто о каком-то мальчике. Этот рассказ о самом Чарушине. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, утка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетёрок, дружил с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.


Словарная работа.

- В этом рассказе есть слова непонятные.

- Прочитайте трудные слова, которые нам встретятся в тексте перед чтением.

Учитель на доску вывешивает слова

невысокой

раскатывается

обрадовался

выговаривается

прищёлкнула

- Как вы понимаете значения слов раскатывается и выговаривается?




- Сейчас вы сами прочитаете текст. Вы слышали, как красиво читал диктор. Теперь я хочу послушать как вы прочитаете. На сколько у вас получится также выразительно как у диктора.


- Почему мальчик Женя обиделся на ребят?

- Найдите ответ в тексте.

- Какие слова предлагали ребята ему сказать?

- Найдите ответ в тексте.

- Как поступили ребята? Правильно или нет? Почему?

- Нужно ли смеяться? Как надо поступить?

- Какие чувства испытывал Женя?

- Кто же научил мальчика говорить букву р?

- Как кричит ворона?

- Давайте прочитаем.

- Что произошло дальше? Какой был результат.

- А теперь ответьте на главный вопрос.

- Женя говорил букву «р» или научился произносить звук, который обозначает эта буква?









- О природе.

- Животные.












- О мальчике Жене, который научился у вороны говорить букву «р».









Слушают рассказ учителя.



- Ворона.


- Нет, потому что вороны не умеют разговаривать.

- С мальчиком.

- Женя.

- Он не умел выговаривать звук [р].






















Читают на доске трудные слова из текста.




Раскатывается - гулко, раскатисто звучать, раздаваться. 

Выговаривается – произносить устами, выражать голосом и словами или словесными звуками.


Читают рассказ по цепочке.





- Потому что они над ним смеялись и дразнили его.

- Пароход, таракан, рыба.



- Нет, они поступили неправильно, потому что это могло произойти с ними.

- Нет, нужно было помочь Жене решить эту проблему.

- Женя обиделся.

- Ворона.

- «Кррааа…»


- Женя научился выговаривать звук буквы «р», но стал его путать со звуком буквы «л».









П: умение понимать вопросы к тексту; анализировать содержание художественного текста.






К: умение слушать и понимать речь друг.









Л: умение эмоционально воспринимать поступки героев литературных произведений.








Пр: умение размышлять о характере и поступках героев.












Пр: умение характеризовать героев произведения.






П: умение читать текст, понимать его содержание.

4. Закрепление изученного на уроке:


  1. Обобщающая беседа.

3 мин.







  1. Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением.


3 мин.


- Почему автор назвал рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву «р», а не по-другому?

- Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому. Какие бы заглавия вы придумали?

- А теперь я проверю, насколько внимательны вы были на уроке и как хорошо вы усвоили материал.

- Я вам буду говорить предложения, если вы считаете, что это правда, то хлопаете, если нет, то сидите ровно.

1. Женя не умел произносить звук «р».

2. Ребята дразнили Женю.

3. Женя не обижался на ребят.

4. Женя встретит ворона в заповеднике.

5. Женя не путал звук [р] со звуком [л].

Словесная оценка учителя.

- Потому что в этом рассказе рассказывается о мальчике Жене, который научился произносить звук [р].


- Буква «р», «Ворона» …








Учащиеся отвечают на вопросы и сигналят хлопками.





Л: умение выражать свои чувства.











П: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

5. Итог урока.



2 мин.

– Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а думающих и умеющих рассуждать читателей.

- О рассказе какого писателя мы сегодня с вами говорили?

- Чему нас учит автор посредством этого рассказа?

- Понравилось ли вам произведение, а чем именно оно вам понравилось?





- О рассказе Чарушина.


- Учит не обижать у кого есть отклонения в речи и учит быть терпеливым.


Ответы учащихся.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.


К: умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника.


6. Рефлексия.


2 мин.

- С помощью большого пальца ответьте мне на вопрос.

- Содержание рассказа я…

- Урок мне …

- На уроке было …

- Спасибо за урок!





Поднимают смайлики и отвечают на вопросы.


Р: умение оценивать свои достижения на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!