СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"эффективное использование информационных технологий"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описание опыта работы.Применение информационных технологий на уроках. 

Просмотр содержимого документа
«"эффективное использование информационных технологий"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1








«Эффективное

использование

информационных технологий»








Буркова И.П.- учитель математики
















Онохой

2010 г.

«...Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции»

В. Сухомлинский

«Основные возможности интерактивной доски. Интерактивная доска при изучении школьного курса математики»

Современная эпоха – это время бурного развития информационных технологий, изменения информационного пространства. И это, безусловно, нашло отражение и в образовании, в частности школе. Одним из видов информационных технологий является интерактивные технологии, которые активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска.

Для организации современного урока наряду с меловой или маркерной доской учителя используют проекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD проигрыватели и другие технические средства. Этот богатый арсенал в настоящее время пополнился еще одним высокотехнологичным устройством - интерактивной доской. Сейчас достаточно большое количество школ имеют такие доски. Отношение учителей-предметников к ним неоднозначно. Одних новая техника пугает, у других вызывает восхищение. Каковы же преимущества интерактивной доски перед использованием более распространенного пока и привычного для учителей дуэта «проектор – экран»? Пытаясь ответить на этот вопрос, я выделила ряд факторов.

  1. Коммуникативный (фактор взаимодействия, общения)

При использовании проектора и экрана учителю приходится быть «привязанным» к компьютеру. Даже если он обращен лицом к классу, ребята не видят его действий, а следят лишь за мельканием курсора мыши на экране. Это отвлекает их от восприятия материала, а фигура учителя при этом вообще уходит из поля зрения учащихся, в лучшем случае превращаясь в «голосовое сопровождение» того, что демонстрируется на экране. Работая с интерактивной доской, учитель находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом, получая при этом возможность поддерживать с классом постоянный контакт.

  1. Физиологический

В отличие от простого проецирования на экран интерактивная доска не просто воспроизводит изображение с компьютера: в этом оборудовании проекционные технологии сочетаются с сенсорным устройством. Такое сочетание позволяет задействовать не только зрительный и звуковой, но еще и кожно-мускульный анализатор: задания на тактильные ощущения, связанные с перемещением, изменением и созданием различных объектов (иллюстраций, рисунков, геометрических фигур, символов и др.). Это активизирует различные органы чувств, участвующие в восприятии материала. А раз возбуждено несколько центров головного мозга, то обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала на уроке. И, как следствие, возрастает и уровень познавательного интереса.

Следующий момент, на котором хотелось бы остановиться, связан с вопросом здоровьесбережения школьников.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность использовать на уроке цветовую палитру, наиболее подходящую для его учеников, что позволяет снизить глазное напряжение. К тому же поверхность интерактивных досок не дает бликов, раздражающих глаз. Таким образом, разумное использование интерактивной доски способствует здоровьесбережению школьников.

  1. Коррекционный

Возможности интерактивной доски позволяют качественно изменить процесс демонстрации материала на уроке. Учащиеся не просто созерцают материал, появляющийся на экране (что характерно при использовании дуэта «проектор - экран»), а имеют возможность принимать активное участие в процессе его демонстрации, внося свои коррективы. Это осуществляется наличием необходимого инструментария и заложенных программой функций, позволяющих делать пометки и текстовые комментарии к любому демонстрируемому материалу, перемещая и создавая объекты.

  1. Фактор рефлексии

Уникальная возможность сохранения в памяти компьютера всех ходов и изменений, появившихся в процессе работы с материалом урока, которую предоставляет использование интерактивной доски, позволяет учителю в дальнейшем отредактировать разработанные материалы. Создавая видеозапись урока, педагог получает возможность провести качественную рефлексию урока: оценить эффективность приемов представления и подачи материала, успешность действий учеников.

Из опыта работы

В своей работе я рассматриваю три ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

  • Презентации, демонстрация и моделирование.

  • Повышение активности учеников на уроке.

  • Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

Презентации, демонстрации и создание моделей

  • Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, на уроках можно комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

  • Можно использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.

Активное участие

  • Правильная работа с интерактивной доской помогает проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.

  • Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Улучшение темпа и течения занятия

  • Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно готовятся заранее.

  • На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Делая все это у доски перед всем классом несомненно, привлекает всеобщее внимание.

  • Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, не надо тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

  • Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, поэтому всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

Перечислю некоторые способы использования возможностей интерактивной доски на своих уроках математики:

  • проведение мультимедийных презентаций;

  • проведение устного счета;

  • постепенная подача инфор

  • заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером;

  • взаимодействие с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки;

  • возможность вернуться к сделанным записям;

  • комбинирование кадров из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.);

  • запись урока, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся;

  • использование сохранённого урока при повторении и закреплении материала, рефлексии (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).

С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для меня – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Уроки стали динамичны, мобильны. Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для меня. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях.

Успешность обучения во многом зависит от форм организации познавательной дея­тельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и уче­ников. Безусловно, использование интерактивной доски не решит всех проблем, появляющихся в процессе обучения. Современному учителю, на мой взгляд, необходимо научиться умело использовать имеющийся на вооружении технический арсенал, в частности интерактивную доску, для эффективной организации учебного процесса. И здесь у каждого учителя есть свои практические приемы и тонкости.

Остановлюсь подробнее на некоторых моментах использования интерактивной доски на своих уроках математики.


  1. При изучение новой темы

В качестве примера приведу задание по математике для учащихся 5 класса по теме «Дроби». Ребятам было предложено разделить числа на группы. На рис. 1 представлен первоначальный вид задания, на рис. 2, 3 – результат работы: с помощью маркера учащиеся разделили выражения на три группы. Выполнив сравнение и имея перед глазами запись ответов, смогли без труда самостоятельно сформулировать тему урока, увидеть виды дробей, попробовать самостоятельно составить определения, проверив свои выводы с помощью формулировок, предложенных учителем.












Рис.1 рис.2 рис.3




В заданиях ГИА по математике много заданий на установление соответствий между графиками функций и формулами, задающими эти функции. В моей копилке ряд таких заданий. С помощью перемещения объектов или используя маркер ребята с интересом выполняют такие задания.
















  1. При иллюстрирование определений.


Рассмотрим самый простой вариант работы над новым понятием. Это анимированные слайды, где на экран последовательно выводятся объекты и надписи, выделяются на чертеже точки отрезки, углы. Несомненно, наличие таких модулей помогает мне проиллюстрировать изучение нового материала, показывать интересные примеры. Показав, такой модуль, можно предложить обучающимся нарисовать, например, треугольник в тетради, обозначить вершины другими латинскими буквами, выписать названия вершин, сторон и углов. В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.

  1. При закреплении пройденного материала


Интерактивная доска может стать незаменимым помощником для учителя при организации «мгновенного» контроля. Для этого в своей практике использую различные приемы. Например, «скрытый ответ» или «щторка». Для реализации приема «шторка» (рис. 5, 6) используются разные цвета и порядок объектов. После выполнения задания учащимися, правильность ответов проверяется перемещением цветной полоски по полю, на котором скрыты верные ответы.











Рис.5 рис.6





Использование инструмента «шторка» позволяет организовать не только поэтапное изложение материала, но и самопроверку. Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель.

С использованием интерактивной доски эффективнее проводятся обучающие самостоятельные работы. Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и решения. Проверяя свою работу, учащиеся видят свои ошибки, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала.



  1. Графическая работа со слайдом

Р

Рис.7

абота с интерактивной доской в графическом режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др.

Пример изучение числовых промежутков в 8 классе .(рис.7)

  1. Использование на уроке интерактивных фрагментов

Галерея доски содержит несколько интерактивных фрагментов. Например, при изучение темы: «Координатная плоскость» используется доска в клеточку.

.










При подготовке к обычному уроку, учителя математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. Так, например, при изучении темы « Как построить график функции Y = f(x) +t, если известен график функции Y = f(x)» достаточно построить только один шаблон параболы и гиперболы, чтобы потом отрабатывать движение функции в различных направлениях, подготовка этого задания облегчается наличием в коллекции доски готовых шаблонов координатных лучей, прямых, плоскостей. За урок можно вызвать к доске большое количество учащихся, ведь время экономится за счет того, что не надо каждый раз строить новый график. Достаточно только его передвинуть.

Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания.

Работа на уроке с интерактивной доской :

  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

  • Вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию к учебному процессу;

  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

  • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе

Совершенно очевидно, что классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устарели! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет. Применение их на уроках позволяет интенсифицировать (фр. Intensification, т.е. развитие чего-либо на основе применения эффективных средств, технологических процессов и передовых методов организации труда, достижений научно-технического процесса) в данном случае - процесс обучения, сделать его личностно-ориентированным и индивидуализированным. Использование интерактивной доски на уроке одинаково эффективно, независимо от того, какой предмет: математика, информатика, биология, литература, русский или иностранный язык.

Школьный урок — это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.



























Ресурсы

  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2005

  2. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы /авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2007

  3. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть I, II. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007

  4. Безрукова В.С. Современный урок в школе. – Электронная библиотека журнала «Директор школы»

  5. Багрова Н. В. Применение электронных учебных комплексов в учебно-воспитательном процессе. - http://wecomm.ru/structure/?idstucture=411

  6. Математика: Учеб.-собеседник для 5-6 кл. сред. шк. / Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков. – М.: Просвещение, 1989




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!