(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.
(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:
(7)–Мам, а почему нельзя?
(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!
(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.
(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!
(21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.
(23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать…
(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.
(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.
(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!
(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?
(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.
(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с отчаянием понял, что никогда не сделает этого.
(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.
(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.
(По С.С. Качалкову*)
*Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.) - современный писатель-прозаик.
1. Внимательно прочитайте текст.
2.Сформулируйте 2-3 проблемы, поднятые автором в тексте.
3. Проверьте, насколько полно заявлена позиция автора по каждой из проблем, сформулируйте её.
4. Выясните, есть ли к проблемам по 2 примера-иллюстрации, продумайте пояснения.
5. Определите смысловую связь между примерами и проанализируйте её.
6. Выразите своё отношение к позиции автора.
7. Обоснуйте его.
Сергей Николаевич Плетёнкин
Поведение, речь и поступки героя как средство его характеристики |
-
(4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии. -
взвизгивая от радости, начал рассказывать. -
(14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (17)Она выходит и даёт мне 500 рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи‐то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло! -
(30)Однажды в 11 классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. |
Семья Плетёнкина
Он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии. (5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала: –(7)Мам, а почему нельзя? –(8)Потому что… – раздражённо отвечала мать. –(9)Вон у отца отпрашивайся! (10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать. | Плетёнкину неинтересны проблемы жены и дочери. Он «нетерпеливо» отмахивается от их плохого настроения, даже не вникая в его причины. «Удивительное происшествие» – незаслуженно полученные пятьсот рублей – для Сергея Николаевича гораздо важнее, чем атмосфера в семье. |
Сергей Николаевич Плетёнкин
Прошлое | Настоящее как итог бессовестной жизни |
| –(7)Мам, а почему нельзя? | |
Наташа Абросимова
Прошлое | Настоящее как итог правильной жизни |
| -
стала настоящей дамой -
Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд. -
Кожаное пальто, сапожки стильные, …ухоженная… |
Причины радости героев рассказа
Плетёнкин | Наташа Абросимова |
несказанно повезло, душа от радости пела | глаза светились от счастья |
случайно получил 500 рублей | юноша впервые обратил внимание на неё, «дурнушку», проводил и попросил о помощи |
Счастье героя – в возможности брать незаслуженное, незаработанное | Счастье девушки – в великодушии, в стремлении помочь |
Жизнь не изменила характеры героев: она не сделала совестливым Плетёнкина и жестокосердной Наташу. |
Плетёнкин | Наташа Абросимова |
30)Однажды в 11 классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. | (31)У неё глаза светились от счастья |
он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город» | она тут же согласилась. |
(32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. 33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить. | она смотрела на него с …усталой тоской |
–(34)Ну, получается, что я обманул тебя! | –(35)Меня? – она улыбнулась. –(36)Разве ты меня обманул? |
–(37)А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. | (38)Она молча ушла. …слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что‐то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут. |
… (39)Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но … понял, что никогда не сделает этого. |
Авторская позиция
Ключевые слова и предложения как способ определения проблематики |
(14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи‐то у меня нет!» | (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. | 20)Представляешь, как повезло! «несказанно повезло», «душа от радости пела», «удивительное происшествие», «взвизгивая от радости, ….. начал рассказывать. |
32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург… | (30)Однажды в 11 классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31) «У неё глаза светились от счастья», «попросил написать за него сочинение на конкурс , она тут же согласилась. 32)Плетёнкин …получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. | «невидная дурнушка» (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. «попросил написать за него сочинение на конкурс» |
У главного героя нет совести | Окружающие - средство получения выгоды | Деньги и другие блага определяют настроение и поведение героя |
Проблема утраты совести | Проблема потребительского отношения к окружающим | Проблема зависимости от материальной выгоды |
Формулировка проблемы и комментарий
Проблема утраты совести | Проблема потребительского отношения к окружающим | Проблема зависимости от материальной выгоды |
Проверяем возможность пояснений к примерам |
1. Бессовестно завысил цену за проезд. | Пассажиры - источник дополнительных незаслуженных доходов. | |
2. Подло воспользовался способностями девушки, чтобы получить бесплатную путёвку в Петербург | 2. Чужие способности -способ достижения незаслуженного успеха. | 2. За возможность бесплатно поехать в Петербург бессовестно поступает с девушкой, влюблённой в него. |
Формулировка проблемы и комментарий
Проблема утраты совести | Проблема потребительского отношения к окружающим | Проблема зависимости от материальной выгоды |
Выявляем смысловые связи между примерами-иллюстрациями |
1. Завысил цену за проезд. | | |
2. Воспользовался способностями девушки, чтобы получить бесплатную путёвку в Петербург | 2. Чужие способности как способ достижения незаслуженного успеха. | 2. За возможность бесплатно поехать в Петербург бессовестно поступает с девушкой. |
дополнение, сопоставление, сравнение, выделение |
Формулировка проблемы и комментарий
Проблема утраты совести | Проблема потребительского отношения к окружающим | Проблема зависимости от материальной выгоды |
Обозначаем смысловые связи между примерами-иллюстрациями |
1. Завысил цену за проезд. | | |
2. Воспользовался способностями девушки, чтобы получить бесплатную путёвку в Петербург. | 2. Чужие способности как способ достижения незаслуженного успеха. | 2. За возможность бесплатно поехать в Петербург непорядочно поступает с девушкой. |
Этот (второй) пример дополняет представление о Плетёнкине как о бессовестном человеке, готовом на любой неприглядный поступок. В нём зависимость от собственных желаний всегда оказывается сильнее честности и порядочности. | Сопоставляя (сравнивая) поведение и поступки героя в разные периоды его жизни, нельзя не заметить, что потребительство стало образом жизни героя, уничтожило в нём всё человеческое. Неспроста Наташа Абросимова смотрела на него как на «пропавшую вещь». | Автор текста обращает внимание читателя на то, как зависимость от материальной выгоды превращает в человека в «пропавшую вещь». Плетёнкин в погоне за материальной выгодой стал бездушным, бессовестным человеком. |
Проблема потребительского отношения к окружающим |
Пример 1 | Раскрывая проблему, автор рассказывает историю Плетёнкина, для которого уже в школе окружающие были источником личной выгоды. Герой бессовестно воспользовался способностями Наташи Абросимовой, «попросил написать за него сочинение на конкурс», «занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку». |
Пояснение 1 | Плетёнкин так и не понял тогда, что поступил подло, бесчестно, не по-человечески. И дело даже не в том, что он использовал чужой талант. Потребительское отношение Плетёнкина к девушке не прошло бесследно: в глазах Наташи, раньше светившихся от счастья, на всю жизнь поселились «тоскливое разочарование» и «усталая тоска». |
Пример 2 | Но каким же неприятным стал и сам герой, посчитавший «удивительным происшествием» и «несказанным везением» случай, с помощью которого он заполучил пятьсот рублей! Плетёнкин даже «взвизгивал» от радости, сообщая жене эту новость. Жажда наживы ослепила Сергея Николаевича: герой не сразу узнал в «настоящей даме» Наташу, которую, как ему показалось, он ловко обхитрил, взяв с неё за проезд значительно больше. |
Пояснение 2 | В окружающих Плетёнкин стал видеть лишь лёгкий способ удовлетворения личных потребностей, ресурс сомнительной радости. |
Смысловая связь и её анализ | Сопоставляя (сравнивая) поведение и поступки героя в разные периоды его жизни, нельзя не заметить, что потребительство стало образом жизни героя, уничтожило в нём всё человеческое. Неспроста Наташа Абросимова смотрела на него как на «пропавшую вещь». |
Соотношение проблемы и авторской позиции (вопрос-ответ)
Проблема утраты совести | Проблема потребительского отношения к окружающим | Проблема зависимости от материальной выгоды |
К чему приводит утрата совести? | К чему приводит потребительское отношение к окружающим? | Как влияет на человека зависимость от материальной выгоды? |
Потеряв совесть, человек становится способен на любой гадкий поступок. | Потребительски относясь к окружающим и используя их как источник собственной выгоды, человек деградирует. | В погоне за материальными благами человек становится их рабом, утрачивает свой облик. |
Соотношение авторской позиции и собственной точки зрения
Проблема утраты совести | Проблема потребительского отношения к окружающим | Проблема зависимости от материальной выгоды |
Потеряв совесть, человек становится способен на любой гадкий поступок. | Потребительски относясь к окружающим и используя их как источник собственной выгоды, человек деградирует. | В погоне за материальными благами человек становится их рабом, утрачивает свой облик. |
Собственная позиция (почему согласен (-на)?) |
Автор, безусловно, прав. Совесть – это система нравственных ценностей человека, и, если она утрачивается, любые проступки уже не кажутся бессовестными. | В самом деле, тот, кто стремится жить за чужой счёт, постепенно теряет свой человеческий облик. | Действительно, порой деньги, развращая души людей, приводят к нравственной деградации. |
Обоснование собственной позиции
Потребительское отношение к окружающим разрушает самого человека. (Почему?)
-
Он не способен испытывать ни любви, ни жалости, ни сострадания.
-
Человек не развивается, становясь зависимым от окружающих.
-
Корыстолюбивый человек своим поведением становится похож на хищника, готового получить материальные блага любым путём.
-
Чем больше материальной пользы человек пытается извлечь из отношений с окружающими, тем больше он теряет духовное, то, что делает нас людьми.
Егораева Г.Т. ЕГЭ Формирование способности учащихся находить и использовать информацию текста
при написании комментария к сформулированной проблеме