СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №18

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №18

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №18»

Прочитайте текст и выполните задания 1-3


Подходящие для кротов условия обитания – рыхлая, в меру влажная земля, богатая питательными веществами. Чаще всего встретить признаки присутствия подземных зверьков можно на окраинах леса, на лугах, холмах, на сельскохозяйственных полях. Кроты постоянно находятся в движении и за сутки способны проложить до 50 м новых ходов. На занятой территории животные выстраивают целую многоярусную систему соединенных друг с другом нор различного назначения. В рыхлой земле крот перемещается на глубине 5-10 см, приподнимая почву в месте постройки тоннеля. Глубина ходов в просыхающем сверху грунте достигает 50 см. При необходимости строить ходы на большой глубине животное периодически роет вертикальные ответвления, через которые выбрасывает избыток земли. Небольшие земляные холмики являются основным признаком присутствия на участке подземного жителя. Гнездо, в котором он отдыхает в перерывах между поисками пищи, располагается на глубине 1,5-2 м. Кротовые относятся к плотоядным животным. Зверёк ест червей, многоножек, пауков, жуков и других насекомых. Пищей для (...) могут стать попавшие в норы полевые мыши и даже некрупные крысы. Пойманную добычу он пережевывает зубами, количество которых зависит от вида.


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


1) Цель приведённого текста – рассказать о жизни, условиях обитания и особенностях кротов.

2) Почти все слова в приведённом тексте употреблены в прямом значении.

3) В тексте встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зверёк, холмики).

4) Синтаксическое средство – парцелляция – служит в тексте для выделение особенно важной информации.

5) Текст принадлежит к художественному стилю, так как явно прослеживается индивидуальный авторский стиль, позиция автора также ярко выражена.


2. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в тексте. Запишите это местоимение


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


УСЛОВИЕ, -я, ср.

1. Обстоятельство, от которого что-н. зависит. Требовательность к себе – у. успеха.

2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.

3. Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.

4. мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях.

5. мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

тОрты вернА положИть создалА сливОвый


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Зачастую недопонимание порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ граждан.

Иванов переехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, останутся БЕЗОТВЕТНЫМИ.

Надя ОДЕЛА на куклу вязаную шапку и шубку и отправилась гулять.

Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Ваня разделил апельсин и протянул брату равную половину.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ПОЛУТОРА часов значение ИМЕНИ

выглядел более УГРЮМО много ЯБЛОКОВ нет ТУФЕЛЬ


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В фамусовском обществе ценятся не благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

2) Готовясь к устному выступлению, понадобится много времени.

3) Каждый человек видит жизненный идеал по - своему, согласно своего характера и моральных устоев.

4) Благодаря уникальным экспозициям Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты.

5) Внимательный читатель «домысливает» сложные сюжеты и прослеживает мотивы, которые связывают эпизоды в разных частях художественного текста.

6) А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.

7) Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

8) В дальнейших исследованиях автор опирался как на данные толковых словарей, так и на материалы летописей.

9) МГУ объявило о наборе студентов на новую специальность.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) неразбериха, дифференцировать, смириться

2) уникальный, претендовать, позеленеть

3) заря, обмакнуть, загорелые

4) снимать, собираться, выскочка

5) собака, плавание, вычерпать


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пед..нститут, пере..начил, меж..нститутский

2) на..кусить, о..дать, по..толкнуть

3) и..чадие, ра..цвет, бе..чувственный

4) пр..образил, пр..ключение, пр..пятствие

5) раз..чаровал, п..мерк, нед..еденный


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) рассла..ваться, гречн..вый

2) раста..ть, недоум..вая

3) фасол..вый, рул..вой

4) привередл..вый, пристра..вать

5) продл..вать, ключ..вой


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) раскол..шь, неслыш..мый

2) муч..вшийся, движ..мый

3) помн..шь, (она) вклин..тся

4) подпиш..шь, невид..мый

5) (они) посе..т, колебл..щийся


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Чтобы (НЕ)ЗАБЛУДИТЬСЯ в лесу, нужно хорошо знать народные приметы. (НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, Иван утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил; я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям. (С)НАЧАЛА май лес наряжает, (ЗА)ТЕМ лето в гости приглашает.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но (КОЕ)ГДЕ ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Художестве(1)ая сила этой картины была действитель(2)о потрясающа: каждый, кто смотрел на неё, видел исти(3)о своё.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Щегольство и изящество в одежде и убранстве домов составляли как привычку так и необходимость их жизни.

2) Энергия не может ни возникнуть из ничего ни исчезнуть бесследно.

3) Солнце светило ласково нежно и согревало своим теплом землю.

4) В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

5) Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Меж голубоватых камней по склону блистает (1) стеснённая каменными берегами (2) вода, которая бурлит (3) пытаясь растечься вширь.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дай (1) Джим (2) на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я (3) сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай (4) Джим (5) на счастье лапу мне.

Пожалуйста (6) голубчик (7) не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь (8) ты (9) не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит. (Сергей Есенин)


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ранним утром (1)когда багровое солнце только начинало подниматься над горизонтом (2)когда синий туман ещё лежал в долине(3) по которой протекала река(4) когда узкий серп убывающего месяца (5)ещё не исчез с небосклона (6) к лесу потянулись первые подводы.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огурцы настолько нежны (1) что (2) если посмотреть на свет сквозь их кожицу (3) то можно увидеть крупные зёрна (4) которые отливают белизной.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Зимой гораздо менее птиц в лесах и зверей на полях, а насекомые совсем исчезают. (2)Иные из них погибают, оставляя яички, другие забираются глубоко в землю, как, например, муравьи. (3)Некоторые насекомые засыпают на всю зиму и просыпаются только весной, когда земля оттает. (4) Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи покидают нас ещё с осени. (5)Дикие гуси, утки, лебеди еще с осени тянутся по небу с севера на юг длинными вереницами. (6)Они очень хорошо чувствуют, что чем южнее, тем теплее, и ищут таких стран, где не бывает зимы. (7)Галки, вороны, сороки, тетерева, рябчики зимуют с нами и потому называются зимующими. (8)Остаются также и воробьи в своих теплых гнездах; но и те зимой прыгают не так весело, как летом. (К.Д. Ушинский)


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Слепой лежал тихо, сложив на груди руки и улыбаясь. (2)Оберегая

нервы Рабида, профессор не сказал ему, что операция удалась, что он, безусловно, станет вновь зрячим. (3)Какой-нибудь десятитысячный шанс на неудачу мог обратить всё в трагедию.

(4)Среди мучительного напряжения, ожидания и всяких предположений Рабид услышал голос подходящей к нему Дэзи Гаран. (5)Это была девушка, служившая в клинике; часто в тяжёлые минуты Рабид просил её положить ему на лоб свою руку. (6)И теперь он с удовольствием ожидал, что эта маленькая дружеская рука слегка прильнёт к его онемевшей от неподвижности голове.

(7)Когда она отняла руку, он, так долго смотревший внутрь себя и научившийся безошибочно понимать движения своего сердца, понял ещё раз, что главным его страхом за последнее время стало опасение никогда не увидеть Дэзи. (8)Ещё когда его привели сюда и он услышал стремительный женский голос, распоряжавшийся устройством больного, в нём шевельнулось отрадное ощущение нежного и стройного существа, нарисованного звуком этого голоса. (9)Это был тёплый, весёлый и близкий душе звук молодой жизни, богатый певучими оттенками, ясными, как тёплое утро.

(10)Постепенно в нём отчётливо возник её образ, произвольный, как все наши представления о невидимом, но необходимо нужный ему. (11)Разговаривая в течение трёх недель только с ней, подчиняясь её лёгкому и настойчивому уходу, Рабид знал, что начал любить её уже с первых дней; теперь он стремился выздороветь прежде всего ради неё.

(12)И он совершенно не знал, что эта девушка, голос которой делал его таким счастливым, думала о его выздоровлении со страхом и грустью, так как была некрасива. (13)Он был слеп, и она могла спокойно смотреть на себя его внутренним о ней представлением, которое он выражал не словами, а всем своим отношением, и она знала, что он любит её.

(14)Наступил час испытания. (15)В два счёта повязка была снята. (16)Рабид понял, что прозрел. (17)Теперь он нетерпеливо ждал, когда уйдут все люди, возвратившие ему зрение, чтобы позвать Дэзи и сказать ей всё самое главное.

(18)Узнав, что операция удалась блестяще, Дэзи вышла с улыбкой на лице и казнью в душе к дверям, за которыми всё так необычайно переменилось. (19)И, припомнив со всей быстротой последних минут многие мелочи их встреч и бесед, она поняла, что он точно любил её. (20)Коснувшись двери, она помедлила и открыла её.

– (21)Кто вы? – вопросительно улыбаясь, спросил Рабид.

– (22)Правда, я как будто новое существо для вас? – сказала она, мгновенно возвращая ему звуками голоса всё их короткое, таящееся друг от друга прошлое.

(23)В его чёрных глазах она увидела нескрываемую, полную радость, и страдание отпустило её. (24)Не произошло чуда, но весь её внутренний мир, вся её любовь, страхи, самолюбие и отчаянные мысли и все волнения последней минуты выразились в такой улыбке залитого румянцем лица, что вся она, со стройной своей фигурой, казалась Рабиду звуком струны, обвитой цветами. (25)Она была хороша в свете любви.

– (26)Теперь, только теперь, – сказал Рабид, – я понял, почему у вас такой голос, что я любил слышать его даже во сне.

(27)В этот момент его, рождённое тьмой, точное представление о ней было и осталось таким, какого не ожидала она.

(По А. Грину*)

*Александр Грин (1880-1932) – русский писатель-прозаик, поэт.


22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Доктор не сказал Рабиду о том, что операция прошла успешно, опасаясь, что может быть неудачный исход.

2) Рабид знал, что Дэзи некрасива, и старался заранее свыкнуться с этим.

3) Обретший зрение Рабид узнал свою возлюбленную по голосу.

4) Когда Рабид увидел Дэзи, в его глазах девушка прочла нескрываемое страдание и разочарование.

5) Рабид очень хотел выздороветь ради Дэзи, которую полюбил, ни разу не видя её.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.

2) Предложения 8, 9 содержат элементы описания.

3) В предложениях 12, 13 представлено повествование.

4) Предложения 18 и 19 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 24, 25 содержится рассуждение с элементами описания.


24. Из предложений 15-17 выпишите фразеологизм.


25. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, личного и указательного местоимений, формы слова. Напишите номер этого предложения.


26. «В основе рассказа А. Грина лежит история любви двух героев. Выразить сложность и глубину чувств Дэзи и Рабида автору помогают тропы: (А)_________ («движения сердца» в предложении 7, «в свете любви» в предложении 25), (Б)_________ («нескрываемую, полную радость» в предложении 23, «тяжёлые минуты» в предложении 5), (В)_________ («как тёплое утро» в предложении 9), а также приём – (Г)_________ («не словами, ...а отношением» в предложении 13)».


Список терминов:

1) эпитет

2) сравнение

3) восклицательные предложения

4) метафора

5) фразеологизм

6) ирония

7) противопоставление

8) парцелляция

9) контекстные синонимы

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 123

2 них

3 5

4 сливовый

5 надела

6 равную

7 яблок

8 39672

9 34

10 135

11 345

12 235

13 неясные

14 сначалазатем

15 13

16 123

17 3

18 124567

19 12346

20 134

21 36\457

22 135

23 25

24 вдвасчёта

25 6

26 4127


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!