СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая безопасность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру для  3  класса. Тема укрока " Экологическая безопасность".

Просмотр содержимого документа
«Экологическая безопасность»

Дата

15.02.2019г.



Тема

 «Экологическая безопасность».

Тип урока

"Открытие нового знания" (Изучение нового)

Цель

  Дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, влиянии человека на окружающую среду и последствиях для самого человека, познакомить обучающихся со способами очистки воды и отработать их на практике.

Задачи

образовательная: ознакомить с терминами «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»,

расширение круга знаний о безопасности человека;

воспитательная: воспитывать правильное отношение к охране своего здоровья, учить соблюдать

правила экологической безопасности; воспитывать бережное отношение к природе;

развивающая: развивать мышление, воображение, речь, умение работать в группе, анализировать и оценивать свою работу.

Планируемые результаты

( в том числе УУД)

Предметные:

Знать: правила экологической безопасности в повседневной жизни, устройство бытового фильтра.

Уметь: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты; на здоровье и безопасность человека; пользоваться бытовым фильтром для очистки воды.

Метапредметные:

- извлекать, преобразовывать информацию и структурировать ее.

-делать выводы и сравнение.

Личностные:

 Регулятивные УУД:

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способности к самооценке своих действий.

- способность к организации деятельности (самоконтроль);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей по плану;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

 Коммуникативные УУД:

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить речевые высказывания;

- вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Познавательные УУД:

- создание способов решения проблемы и решение проблемы;

- умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.



Основные понятия

Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр

Ресурсы:

 

 Учебник «Окружающий мир» и электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, 2 часть, издательство «Просвещение», презентация, ПК, проектор, рабочий лист урока, плакат, бытовой фильтр для очистки воды, стаканы, питьевая вода.

План урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

3. Этап выявления места и причины затруднений

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8. Этап включения в систему знаний и повторения;

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(2 мин)


Приветствует обучающихся, отмечает их общую готовность

Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение?

Наш урок пройдет под девизом:

Наблюдай, исследуй, делай выводы.

-Что мы будем делать?

(выслушивает ответы детей)

-Вспомним правила работы в группе.

(ответы детей)

Листы самооценки.


Приветствуют друг друга






Называют правила работы в группах



Знакомятся с листами самооценки

Личностные

Самоопределение (мотивация учения)

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблем

(формулирование целей и задач урока)

5 мин.

Организует просмотр видеоролика

Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы посмотрели видеосюжет.

Учитель:− С каким настроением смотрели фильм? Почему?

Учитель:− Как изменилось у вас настроение? Почему?

(выслушиваются ответы детей)

Учитель: − Произошло нарушение нормальной экологической обстановки.

-Ребята, наша планета находится в большой опасности. Мы часто слышим «неблагоприятная экологическая обстановка».

-Как вы думаете, почему?

Правильно, в современном мире происходит загрязнение окружающей среды.

Учёные - экологи думают о том, как сделать нашу планету чище, а жизнь на ней безопасней.

1. Как называется наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой?

2. Кто такие экологи?

Безопасность человека от загрязнений окружающей среды имеет своё название.

3. Как она называется? (Экологическая безопасность)

Просит самостоятельно сформулировать тему, цели урока

Экологическая безопасность. Это и есть тема нашего урока.

Серьезные проблемы сегодня мы будем решать:

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экологическая безопасность – это важно или нет?”.

(выслушивает ответы)

Смотрят видеоролик

Отвечают на вопросы учителя











Вспоминают и раскрывают понятие "Экология"





Формулируют тему и цели урока

Коммуникативные выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.



3. Этап выявления места и причины затруднения

(3 мин)


Выявляет пробелы в знаниях обучающихся

- Сегодня нам предстоит ответить на три очень важных вопроса для всех людей. Как защититься человеку от…….

  • Как защититься от загрязнённого воздуха?

  • Как защититься от загрязнённой воды?

  • Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?

Я предлагаю вам сегодня побыть в роли юных экологов.

Ребята, а теперь давайте вспомним сами и напомним, друг другу, что является источником загрязнения окружающей среды и как загрязнённые вещества поступают в наш организм?

(Выслушивает ответы обучающихся)

Воспринимают речь учителя, отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).


4. Этап построения проекта выхода из затруднения

(2 мин)


Организует построение плана по построению цепочек загрязнения

Ребята, а теперь давайте вспомним сами и напомним, друг другу, что является источником загрязнения окружающей среды и как загрязнённые вещества поступают в наш организм, составим цепь загрязнения .

- У вас на партах лежат конверты. Возьмите их в руки. Откройте. Достаньте то, что в них лежит.

Положите перед собой.

Как вы считаете, что мы сейчас будем делать с раздаточным материалом?(выслушивает идей, корректирует высказывания)


Разложите картинки по цепочке. Будьте внимательны, аккуратны и не торопитесь.

Планируют собственную деятельность по преодолению затруднений

Правильно формулируют высказывание

Регулятивные

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Этап реализации построенного проекта

Физ. минутка.

(8 мин)


Контролирует выполнение учащимися работы по построению цепочек загрязнения, корректирует, оказывает помощь при необходимости


Физ. минутка.

А теперь мы проведём подвижную игру «Экологический светофор». Попрошу всех выполнять действия по команде.

- Если ты не рвёшь больших букетов, то хлопни в ладоши над головой.

- Если ты никогда не оставляешь мусор в лесу, то топни ногой.

- Если ты сажаешь цветы, деревья, то подними руку.

- Если ты не ломаешь веток, то прыгни.

- Если тебе нравятся цветы, то улыбнись.

- Если в твою комнату залетел шмель, ты выпускаешь его на волю, то махни рукой.

- Если ты считаешь, что каждый человек должен заботиться о природе – протяни своим соседями руки.

Вот такими дружными мы должны быть, что бы сберечь природу.

Составляют в группах цепочки загрязнения



Выполняют физ.минутку


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

(7 мин)


Организует работу в группах по установлению правил экологической безопасности

Как же обезопасить себя?

Нужно знать и соблюдать правила экологической безопасности

- Вы будете составлять правила экологической безопасности, работая в группах.

Первая группа отвечает на первый вопрос и составляет правила «Как защититься от загрязнённого воздуха?»

Вторая группа отвечает на второй вопрос и составляет правила «Как защититься от загрязнённой воды?»

Третья группа отвечает на третий вопрос и составляет правила «Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?»

Четвертая группа отвечает на четвертый вопрос и составляет правила «Как защититься от загрязненной почвы?»


Раздаточный материал (значки):

- Не находись рядом с автомобилем с работающим двигателем.

- Не находись рядом с курящими людьми.

- Не ходи рядом с дорогой, где движется транспорт.

- Разводи комнатные растения.

- Сажай деревья и кустарники.

- Не купайся в загрязнённых водоёмах.

- Пей только кипячёную воду.

- Очищай воду в домашних условиях с помощью фильтра.

- Не ходи под дождём без зонта или головного убора.

- Не пей воду из водоёмов.

- Перед едой мой фрукты и овощи тёплой кипячёной водой.

- Не собирай грибы и ягоды вблизи дорог и свалок.

- Не ешьте продукты с истёкшим сроком годности.

- Перед покупкой требуйте у продавца сертификат качества- не ешьте рыбу, выловленную из грязного водоёма.


-Пожалуйста, сейчас распределите, кто в вашей группе будет командир, кто будет писать, и кто представлять составленные правила. На это даю вам полминутки.


Обмен мнениями.

Работа в группе над заданием.

Представление результата.

Личностные

формировать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способности к самооценке своих действий.


7.Закрепление изученного материала.

(10 мин)
































Знакомство с бытовым фильтром (организует работу с учебником)

Ребята, одно из правил второй группы пить только очищенную воду. А как можно очистить воду? А кто дома пользуется фильтрами? Большинство из вас уже соблюдает правила экологической безопасности.

Практическая работа в группах.

Но в жизни могут быть разные непредвиденные ситуации. Представьте, что вы отправились в поход. Всё взяли, а чистую воду забыли. Как быть?

А вы знаете, что можно самим изготовить фильтр и очистить воду?

И наша экологическая лаборатория этим сейчас и займётся.

Каждая группа получает необходимый материал для практической работы и инструкцию.

Ваша задача

  1. Читаете инструкцию и четко следуете ей.

  2. Выполняете опыт

  3. Делаете вывод и записываете его.

Затем каждая группа представляет свой результат. На работу вам 7 минут.

Организует представление результатов работы обучающимися

Ребята, вы все молодцы! Смогли изготовить фильтр и очистить грязную воду.

А могу я её сейчас выпить?

Нет, сделанный вами фильтр очистил воду только от грязи, но в ней остались опасные бактерии. Как вы думаете, что ещё надо сделать с водой?

Самый простой способ – это воду прокипятить. И если вы не уверены в качестве воды, то всегда кипятите воду.

Ребята, поднимите руку, кто теперь самостоятельно сможет изготовить фильтр и очистить воду? Отлично!



Работают с содержанием учебника, .














Работают с инструкцией, выполняют практическую работу



Представляют результаты и выводы









Регулятивные

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона).

Организация фиксирования нового знания.

Самостоятельная работу по плану. Самоконтроль.

Самостоятельный поиск информации.

Работа с учебником.

Организация, планирование творческой деятельности.

Коммуникативные выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Личностные

-формирование желания осваивать новые виды деятельности


8. Этап включения в систему знаний и повторения;

5 мин.

Фронтальная беседа + мини-игра

- Какие предприятия могут наносить вред окружающей среде?

- Ребята, что мы можем сделать для спасения природы?

Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята хлопают в ладоши.

Посадка деревьев.

Вырубка лесов.

Охота на редких животных.

Сбор одуванчиков.

Полив цветников.

Открытие заповедников.

Строительство очистных сооружений на заводах.

Разведение костров в лесу.

Выброс дыма заводами.

Выброс газов автомобилями.

Уход за комнатными растениями.





Отвечают на вопросы учителя

Личностные

-формирование желания осваивать новые виды деятельности

9. Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

+

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 мин)

-Вы побывали в роли экологов и поработали в экологической лаборатории, изучили правила экологической безопасности и будете их соблюдать.

Оценка деятельности учащихся.



Регулятивные

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!