СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая тропа, как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологичекая тропа, расположенная на территории детского сада является специальным образовательным маршрутом в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах в естественных природных условиях происходит знакомство детей с многообразием растений и животных.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа, как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста»

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю-

Лес, степи, горы. А человеку нужна

Родина. И охранять природу значит

охранять Родину»

М.М.Пришвин

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах в естественных природных условиях происходит знакомство детей с многообразием растений и животных. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Экологическая  тропа  позволяет  более  продуктивно  использовать  

обычные  прогулки  с детьми  для  экологических занятий, трудовой деятельности  и одновременно для оздоровления  детей  на свежем  воздухе.

Можно выделить следующие функции экологической тропы:

  • познавательная

  • ознакомительная

  • развивающая

  • оздоровительная

Природа Урала - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая красота и прелесть. Создание оздоровительной экологической тропы на территории детского сада "Лапушка" поможет детям накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.

Задачи:

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.

Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Развитие художественно-творческих способностей детей через участие в праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности.

Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Этапы создания и оформления тропы:

Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей.

Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде паспорта.

Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – Дедушку Зная

Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.  

«Информационный центр» Используя различные формы работы с родителями, мы пришли к выводу, что одним из эффективных направлений работы с родителями является наглядно-информационное. Заходя на территорию детского сада родителей, встречает мудрая Совушка, которая живет, на информационном столбе, делясь со всеми полезной информацией. Такой информационный стенд позволяет в доступной форме донести до родителей любую информацию. Тематика стендов разнообразна, динамична, меняется в зависимости от времени года.

Стоянка. "Тропинка тайн и загадок".

Цели:Развивать умение работать с планом экологической тропинки.

Познакомить детей с хозяином тропинки – Дедушкой Знаем

Формировать представление о нормах и правилах поведения в природе.

Учить детей проводить экскурсии на экологической тропинке.

Воспитывать доброе, заботливое и бережное отношение ко всему живому.

Показывать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Знакомство с хозяином тропы.

Знакомство с картой-схемой экологической тропинки.

Знакомство с выносными знаками, обозначающими каждую точку.

Закрепление правил поведения в природе.


Стоянка. "Зеленая аптека"

Объекты для наблюдений: ромашка, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива, календула, мята, чистотел, мелисса, лопух.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах; о правилах их сбора, хранения и применения.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.

Рассматривание и сбор семян растений.

Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка грядки к зиме.

Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.

Игры с детьми: "Мы растений", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить" и т.д.


Стоянка. "Деревья"

Объекты для наблюдений: береза, осина, рябина, тополь ,черёмуха, яблоня, ель, лиственница.

Цели:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.

Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.

Воспитывать интерес к деревьям, желание узнавать, как они себя чувствуют и помогать им.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года.

Сравнение их между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.Забота человека о деревьях.Использование луп для наблюдений.

Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование.

Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.

Игры с детьми: "Мы деревца", "Подари дереву подарок", "С какого дерева листок", "К названному дереву беги", "Следопыты", "Кто с кем дружит" и т.д.

Задания детям: "Нарисуй любимое дерево", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку-малышку", "Придумай имя" и т.д.

Проведение выставки "Чудо-дерево".

Проведение праздников: "Праздник русской березки", "Ивушка плакучая", "Птичья столовая" и др.

Стоянка. "Муравьиный город"

Объекты для наблюдений: муравейник, муравьи.

Цели:Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет муравейники.

Объяснять, что строительство муравейника - это большой труд многих тысяч шестиногих созданий.

Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам.

Разъяснять, почему нельзя разорять муравейники.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Наблюдение за муравейником в разные времена года.

Связь с растительным и животным миром.

Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.

Игры с детьми: "Мы муравьи", "Зима - лето", "Муравьиная ванна", "Фотограф".Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку", "Построй сам муравейник" и др.

Стоянка. "Ориентирование"

Цели:

Познакомить детей с компасом.

Формировать представление об ориентировании на карте и местности.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Знакомство с компасом.

Вступительная беседа: "Как пользоваться компасом", "Стороны света".

Познакомить детей с природными ориентирами: солнце, звезды, мох на деревьях.

Исследование территории детского сада, определение сторон света по компасу и по природным ориентирам.

Задания: Определить по компасу расположение различных объектов.

Предложить другие способы ориентирования.

Практикум: Практическое занятие с компасом.

Обозначение ориентировки на местности.Составление карты.



Стоянка. "Удивительное рядом"

Цели:Развивать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, накапливать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (объектов природы, символов, условных заместителей, моделей).

Расширять поисково-познавательную деятельность путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия в непосредственном контакте с естественными факторами природы.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Организация экспериментальной и поисковой деятельности.

Беседы - обобщающие, эвристические, сопровождающие.Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Уроки доброты.Логические задачи экологического содержания.

Экологические конкурсы и тренинги.Обучающие ситуации с игровой мотивацией.

Чтение экологических сказок.Изготовление природоохранных знаков и щитов.Рисование на природе.

Стоянка. "Уголок нетронутой природы"

Объекты для наблюдений:

Участок хвойного леса.

Деревья: ель и литвенницы

Травянистые растения: мать-и-мачеха, подорожник.

Кустарники: акации

Мхи на корнях деревьев и почве, под деревьями

Полянка - открытое освещенное место, окруженное деревьями.

На тропинке - плотно утрамбованная почва.

Цели:Знакомство с экосистемой "Лес", взаимосвязями растений с окружающей средой (солнце - свет, вода, тепло, почва, животные и птицы).

Развивать у детей элементы экологического сознания: "Мы все друг другу на свете нужны ".

Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растительному и животному миру, научить видеть их красоту и неповторимость.

Оздоровление детей на свежем воздухе.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Рассматривание и наблюдение за жизнью леса в разные времена года.

Прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. Проведение эколого-оздоровительных походов.

Беседы с детьми о лесе, как о сообществе растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Сравнение разных видов деревьев между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.

Забота человека о лесе.

Разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о лесе и его обитателях.

Использование луп для наблюдений.

Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование.

Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.

Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.

Связь с миром животных, птиц, насекомых.

Игры с детьми: "Экологическая цепочка", "Мгновенная фотография", "С какого дерева листок", "Неприродная тропа", "Следопыты", "Кто с кем дружит", "Микропоход", "Звуки природы", "Жилище на коленях", "Окна Земли" и т.д.

Задания детям: "Нарисуй лес", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку-малышку", "Придумай имя" и т.д.

Проведение выставки "Чудо лес", "Дары леса".

Проведение праздников и развлечений: "Сказки старого леса", "Встреча птиц", "В гостях у старичка Лесовичка", "Война грибов".

Проведение природоохранных акций "Чистый лес", "Уютный дом".

Мы хотим, чтобы каждый ребенок, пройдя по нашей тропинке, понял великую необыкновенность природы, которая незаметна в городской суете.

Стоянка  «Птичья столовая» позволяет формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников; Наблюдения за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы (рассказ Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники», стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой», стихотворение М. Глазкова «Покормите птиц») ; дидактические игры, упражнения, загадки на тему «Птицы»; составление описательных рассказов; продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка) ; изготовление макета «У кормушки».

Стоянка «Лужайка с насекомыми» – эта зона для организации наблюдений за растениями и насекомыми их узнавания. Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые.

Стоянка «Мини-стадион», спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей.

Стоянка «Морской берег» расширять представления детей об обитателях морских глубин, развитие эмоциональной отзывчивости и познавательной активности детей в процессе формирования представлений о море. Песочный «пляж» служит для босо хождения по гальке, что способствует закаливания и профилактике плоскостопия.    

Стоянка «Цветник» уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!