«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю-
Лес, степи, горы. А человеку нужна
Родина. И охранять природу значит
охранять Родину»
М.М.Пришвин
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах в естественных природных условиях происходит знакомство детей с многообразием растений и животных. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать
обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Можно выделить следующие функции экологической тропы:
познавательная
ознакомительная
развивающая
оздоровительная
Природа Урала - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая красота и прелесть. Создание оздоровительной экологической тропы на территории детского сада "Лапушка" поможет детям накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.
Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.
Задачи:
Развитие познавательного интереса к миру природы.
Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.
Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Развитие художественно-творческих способностей детей через участие в праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности.
Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:
Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Этапы создания и оформления тропы:
Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей.
Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде паспорта.
Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – Дедушку Зная
Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
«Информационный центр» Используя различные формы работы с родителями, мы пришли к выводу, что одним из эффективных направлений работы с родителями является наглядно-информационное. Заходя на территорию детского сада родителей, встречает мудрая Совушка, которая живет, на информационном столбе, делясь со всеми полезной информацией. Такой информационный стенд позволяет в доступной форме донести до родителей любую информацию. Тематика стендов разнообразна, динамична, меняется в зависимости от времени года.
Стоянка. "Тропинка тайн и загадок".
Цели:Развивать умение работать с планом экологической тропинки.
Познакомить детей с хозяином тропинки – Дедушкой Знаем
Формировать представление о нормах и правилах поведения в природе.
Учить детей проводить экскурсии на экологической тропинке.
Воспитывать доброе, заботливое и бережное отношение ко всему живому.
Показывать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Знакомство с хозяином тропы.
Знакомство с картой-схемой экологической тропинки.
Знакомство с выносными знаками, обозначающими каждую точку.
Закрепление правил поведения в природе.
Стоянка. "Зеленая аптека"
Объекты для наблюдений: ромашка, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива, календула, мята, чистотел, мелисса, лопух.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах; о правилах их сбора, хранения и применения.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.
Рассматривание и сбор семян растений.
Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка грядки к зиме.
Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.
Игры с детьми: "Мы растений", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить" и т.д.
Стоянка. "Деревья"
Объекты для наблюдений: береза, осина, рябина, тополь ,черёмуха, яблоня, ель, лиственница.
Цели:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.
Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.
Воспитывать интерес к деревьям, желание узнавать, как они себя чувствуют и помогать им.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года.
Сравнение их между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.Забота человека о деревьях.Использование луп для наблюдений.
Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование.
Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
Игры с детьми: "Мы деревца", "Подари дереву подарок", "С какого дерева листок", "К названному дереву беги", "Следопыты", "Кто с кем дружит" и т.д.
Задания детям: "Нарисуй любимое дерево", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку-малышку", "Придумай имя" и т.д.
Проведение выставки "Чудо-дерево".
Проведение праздников: "Праздник русской березки", "Ивушка плакучая", "Птичья столовая" и др.
Стоянка. "Муравьиный город"
Объекты для наблюдений: муравейник, муравьи.
Цели:Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет муравейники.
Объяснять, что строительство муравейника - это большой труд многих тысяч шестиногих созданий.
Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам.
Разъяснять, почему нельзя разорять муравейники.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Наблюдение за муравейником в разные времена года.
Связь с растительным и животным миром.
Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.
Игры с детьми: "Мы муравьи", "Зима - лето", "Муравьиная ванна", "Фотограф".Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку", "Построй сам муравейник" и др.
Стоянка. "Ориентирование"
Цели:
Познакомить детей с компасом.
Формировать представление об ориентировании на карте и местности.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Знакомство с компасом.
Вступительная беседа: "Как пользоваться компасом", "Стороны света".
Познакомить детей с природными ориентирами: солнце, звезды, мох на деревьях.
Исследование территории детского сада, определение сторон света по компасу и по природным ориентирам.
Задания: Определить по компасу расположение различных объектов.
Предложить другие способы ориентирования.
Практикум: Практическое занятие с компасом.
Обозначение ориентировки на местности.Составление карты.
Стоянка. "Удивительное рядом"
Цели:Развивать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, накапливать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (объектов природы, символов, условных заместителей, моделей).
Расширять поисково-познавательную деятельность путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия в непосредственном контакте с естественными факторами природы.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Организация экспериментальной и поисковой деятельности.
Беседы - обобщающие, эвристические, сопровождающие.Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Уроки доброты.Логические задачи экологического содержания.
Экологические конкурсы и тренинги.Обучающие ситуации с игровой мотивацией.
Чтение экологических сказок.Изготовление природоохранных знаков и щитов.Рисование на природе.
Стоянка. "Уголок нетронутой природы"
Объекты для наблюдений:
Участок хвойного леса.
Деревья: ель и литвенницы
Травянистые растения: мать-и-мачеха, подорожник.
Кустарники: акации
Мхи на корнях деревьев и почве, под деревьями
Полянка - открытое освещенное место, окруженное деревьями.
На тропинке - плотно утрамбованная почва.
Цели:Знакомство с экосистемой "Лес", взаимосвязями растений с окружающей средой (солнце - свет, вода, тепло, почва, животные и птицы).
Развивать у детей элементы экологического сознания: "Мы все друг другу на свете нужны ".
Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растительному и животному миру, научить видеть их красоту и неповторимость.
Оздоровление детей на свежем воздухе.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Рассматривание и наблюдение за жизнью леса в разные времена года.
Прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. Проведение эколого-оздоровительных походов.
Беседы с детьми о лесе, как о сообществе растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Сравнение разных видов деревьев между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.
Забота человека о лесе.
Разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о лесе и его обитателях.
Использование луп для наблюдений.
Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование.
Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.
Связь с миром животных, птиц, насекомых.
Игры с детьми: "Экологическая цепочка", "Мгновенная фотография", "С какого дерева листок", "Неприродная тропа", "Следопыты", "Кто с кем дружит", "Микропоход", "Звуки природы", "Жилище на коленях", "Окна Земли" и т.д.
Задания детям: "Нарисуй лес", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку-малышку", "Придумай имя" и т.д.
Проведение выставки "Чудо лес", "Дары леса".
Проведение праздников и развлечений: "Сказки старого леса", "Встреча птиц", "В гостях у старичка Лесовичка", "Война грибов".
Проведение природоохранных акций "Чистый лес", "Уютный дом".
Мы хотим, чтобы каждый ребенок, пройдя по нашей тропинке, понял великую необыкновенность природы, которая незаметна в городской суете.
Стоянка «Птичья столовая» позволяет формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников; Наблюдения за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы (рассказ Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники», стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой», стихотворение М. Глазкова «Покормите птиц») ; дидактические игры, упражнения, загадки на тему «Птицы»; составление описательных рассказов; продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка) ; изготовление макета «У кормушки».
Стоянка «Лужайка с насекомыми» – эта зона для организации наблюдений за растениями и насекомыми их узнавания. Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые.
Стоянка «Мини-стадион», спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей.
Стоянка «Морской берег» расширять представления детей об обитателях морских глубин, развитие эмоциональной отзывчивости и познавательной активности детей в процессе формирования представлений о море. Песочный «пляж» служит для босо хождения по гальке, что способствует закаливания и профилактике плоскостопия.
Стоянка «Цветник» уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.