государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области начальная школа «Гармония» п.г.т.Безенчук
муниципального района Безенчукский Самарской области
Экологический проект
«Умный взгляд на мусор»
Разработала:
воспитатель в ГПД
Губанова Е.В.
п.г.т.Безенчук, 2019
Аннотация проекта
Загрязнение окружающей среды одна из важнейших проблем в наше время. С каждым годом растет объем отходов, и все они представляют угрозу для окружающей среды, многие из них опасны для здоровья человека, т.к. содержат красители, растворители, вредные соединения и т.д.
С развитием новых технологий в нашей жизни появились такие упаковочные материалы, которые требуют особого подхода к их утилизации. Бесчисленные упаковки из синтетических материалов не могут быстро разлагаться и стали серьезным источником загрязнения окружающей среды. Поэтому возникла необходимость помочь школьникам понять, что они являются частью природного сообщества, что их бережное отношение к природе является залогом выживания человека на Земле – что и стало целью данной работы. Проект «Умный взгляд на мусор» - долгосрочный. Особое внимание в нем уделяется формированию целостного взгляда на современный образ жизни человека, и как продукты его технического развития влияют на окружающую природу. В ходе проведенной работы у детей формируются представления о необходимости утилизации, переработки и вторичного использования продуктов человеческой цивилизации. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность школьников. Важное значение при работе с детьми школьного возраста придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, развитию самосознания, направленного на природоохранную активность, выработку первичных навыков экологической грамотности.
Актуальность проекта
«Человечество не погибнет в атомном кошмаре - оно задохнется в собственных отходах»
Нильс Бор
Отношение к охране окружающей среды становится одним из основных показателей уровня развития нашего государства (во всяком случае, отражает его точнее, чем добыча и переработка природных ископаемых или производство продуктов питания). В период технической модернизации и преобразования российского общества, общества - потребления одной из острейших экологических проблем остается проблема переработки и утилизации отходов.
Проблема отходов является, несомненно, одной из важнейших проблем современного общества. И одним из эффективных ее решений является организация селективного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.
С учетом возможностей переработки образуемый в России бытовой мусор имеет следующую структуру: 35% - вторичное сырье, 35% - биоразлагаемые отходы, 30% - неперерабатываемые отходы.
Свалки являются серьезным источником загрязнения почвы, грунтовых вод и атмосферы токсичными химикатами, высоко токсичными тяжелыми металлами, свалочными газами, а при возгорании мусора - диоксинами, фуранами и бифенилами. При захоронении в недрах полигона образовывается смесь угарного газа и метана, формируется токсичная жидкость. Так есть данные о том, что за 15 лет 80 % захороненного органического вещества не разложилось. При сжигании отходов в атмосферу выделяются сотни высокотоксичных соединений - яды, мутагены, канцерогены, которые являются сильнейшими ядами, воздействуют на иммунитет человека: увеличивается восприимчивость организма к инфекциям, возрастает частота аллергических реакций, онкологических и других тяжелых заболеваний.
Очевидно, что не захоронение и сжигание, а переработка является самым эффективным ресурсосберегающим средством.
Для того, чтобы переработка мусора была эффективной и оправданной,
необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерева и т. д.
Реализация проекта позволит привлечь внимание школьников и их родителей к проблеме экологического состояния п.г.т.Безенчук, сформировать новую экологическую культуру и положительное отношение к раздельному сбору мусора, как самому эффективному ресурсосберегающему средству.
Цели проекта:
формирование новой экологической культуры, повышение сознательности школьников и их родителей через привлечение их в процесс раздельного сбора мусора;
организация информационно-медийного сопровождения по вовлечению школьников и их родителей в процесс раздельного сбора мусора.
Задачи проекта:
информировать школьников и их родителей о проблемах, создаваемых бытовыми отходами, и о преимуществах раздельного сбора мусора;
способствовать снижению загрязнения п.г.т.Безенчук, улучшению экологической обстановки;
формировать новую экологическую культуру и положительное отношение к раздельному сбору мусора как самому эффективному ресурсосберегающему средству;
привлечь внимание сотрудников, школьников ГБОУ НШ «Гармония» и их родителей к проблеме раздельного сбора отходов.
\
Основное содержание проекта
Загрязнение окружающей среды одна из важнейших проблем в наше время.
Опыт самых развитых стран показывает, что участие каждого жителя вносит значительный вклад в развитие культуры грамотного обращения с отходами и помогает сделать процесс избавления от мусора безопасным и эффективным. На сегодняшний день решение «мусорной» проблемы состоит в налаживании раздельного сбора и переработки отходов.
Что необходимо сделать, чтобы нам стало понятно, что отходы – дело каждого, а культура обращения с отходами – это то, что позволит нам, создать чистое будущее, в котором потребление разумно, а окружающая среда благоприятна для жизни? Начать менять привычки и действовать разумно прямо сейчас. Ведь каждый из нас своим поведением, своими привычками и активными действиями каждое мгновение влияет на будущее и создаёт его.
Реализация данного проекта поможет привлечь внимание школьников и их родителей к проблеме экологического состояния п.г.т.Безенчук, сформировать новую экологическую культуру и положительное отношение к раздельному сбору мусора, как самому эффективному ресурсосберегающему средству.
Механизм реализации проекта.
Сбор информации по теме проекта.
Подготовка методического материала для проведения консультаций, мероприятий в рамках проекта.
Проведение исследований в соответствии с программой.
Общая работа (Проект реализуется через запланированные мероприятия по темам.)
Проведение и участие в экологических акциях и конкурсах.
Подготовка аналитического материала по итогам проведенной работы.
Презентация итоговых результатов
Этапы и сроки реализации проекта
этап - подготовительный (1-14 апреля 2019 г.)
Задачи:
анализ экологической ситуации п.г.т.Безенчук и Самарской области;
оценка местных проблем отходов, объема и состава отходов в настоящем и будущем, анализ и систематизация полученных данных, формулировка проблем;
информирование школьников и их родителей о начале деятельности экологический проект по раздельному сбору мусора;
формирование инициативной группы среди учащихся, родителей и педагогического состава;
сбор информации о практике раздельного сбора мусора;
анкетирование участников проекта о готовности участия в проекте раздельного сбора мусора.
этап - основной (апрель – май 2019 г.)
Задачи:
привлечь обучающихся 1 класса ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т.Безенчук в процесс раздельного сбора мусора;
выработать механизм по раздельному сбору бытовых отходов;
оказать влияние на родителей и привлечь их к участию в раздельном сборе отходов;
выработать рекомендации по организации, информированию и пропаганде раздельного сбора бытовых отходов для применения их в других классах ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т.Безенчук;
применить разработанные рекомендации и наработанный опыт по организации, информированию и пропаганде раздельного сбора бытовых отходов;
повысить эффективность деятельности ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т.Безенчук в повышении экологической культуры школьников.
организовать раздельный сбор мусора в 1 классе ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т.Безенчук
этап - завершающий (май 2019 г.).
Задачи:
анализ проделанной работы
подведение итогов проекта
Партнеры
Во время реализации экологического проекта ученики 1 класса будут взаимодействовать с учениками 2-4 классов ГБОУ НШ «Гармония», родителями, педагогическим составом школы.
Целевая аудитория
Экологический проект «Умный взгляд на мусор» будет реализовываться в 1 классе ГБОУ НШ «Гармония» п.г.т.Безенчук. Количество участников 27 человек, возраст 6-8 лет.
План реализации проекта
Дата | Мероприятие | Ответственный |
01.04-14.04.2019 | Сбор информации об экологической обстановке и способах переработки мусора | Губанова Е.В. |
10.04-12.04.2019 | Проведение анкетирование среди родителей | Губанова Е.В. |
15.04.2019 | Открытие проекта «Умный взгляд на мусор» | Губанова Е.В. |
15.04-15.05.2019 | Участие в конкурсе среди образовательных учреждений по сбору макулатуры «#БумагаНеМусор» | Губанова Е.В. |
15.04-19.04.2019 | Знакомство детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором (просмотр презентаций, видео, проведение бесед) | Губанова Е.В. |
22.04-26.04.2019 | Экспериментальная деятельность учащихся по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага | Губанова Е.В. |
22.04.2019 | Участие в школьном субботнике | Губанова Е.В. |
29.04.-30.04.2019 | Внедрение системы раздельного сбора мусора в классе | Губанова Е.В. |
30.04.2019 | Проведение консультации для родителей «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» с раздачей буклетов | Губанова Е.В. |
07.05.2019 | КВН «Что мы знаем о природе и ее охране» | Губанова Е.В. |
06.05.-16.05.2019 | Проведение конкурса поделок из бросового материала среди учеников 1 класса «Сокровища с мусорной свалки» | Губанова Е.В. |
17.04.2019 | Организация выставки поделок из бросового материала | Губанова Е.В. |
13.05-23.05.2019 | Создание лепбук: «Берегите природу» | Губанова Е.В. |
24.05.2019 | Создание ЭОМ «Сортировка мусора» | Губанова Е.В. |
27.05-31.05.2019 | Подведение итогов | Губанова Е.В. |
10. Ожидаемые результаты
Результат-продукт:
лепбук «Берегите природу»;
брошюры для родителей «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»;
выставка поделок из бросового материала «Сокровища с мусорной свалки»;
ЭОМ «Сортировка мусора»
Методическая копилка «Формирование у детей экологической культуры раздельного сбора мусора»
Результат-эффект:
повышения уровня знаний и формирование экологической культуры участников проекта, формирование положительного отношения к раздельному сбору мусора как самому эффективному ресурсосберегающему средству.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Управление отходами – это искусство извлекать из него полезные компоненты и после переработки использовать повторно. Сортировка мусора может улучшить экологию и сократить использование не восполняемых и медленно восполняемых природных ресурсов. Если люди научаться сортировать мусор и использовать его повторно в производстве, сократится количество свалок, приносящих вред природе, снизится вырубка лесов, можно будет экономней расходовать полезные ископаемые для производства электроэнергии и новых материалов.
Проект «Умный взгляд на мусор» необходимо продолжать, расширять контингент участников, с целью формирование новой экологической культуры, повышение сознательности школьников.
Используемые ресурсы
https://открытыйурок.рф
https://www.youtube.com
https://multiurok.ru
http://просторазделяй.рф
https://ru.wikipedia.org
https://nsportal.ru
https://www.maam.ru/
Приложение 1.
Анкета для родителей.
Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
Сортируете ли вы мусор для утилизации?
Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в п.г.т.Безенчук?
Ваши предложения по утилизации отходов в нашем поселке.