СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический урок "Агенты будущего. Миссия выполнима"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был разработан и проведен в 4-ом классе. Материал для его разработки взят с сайта Экокласс

Просмотр содержимого документа
«Экологический урок "Агенты будущего. Миссия выполнима"»

Агенты будущего. Миссия выполнима

Экологический урок для 4 класса

Цель урока:

Сформировать ответственное отношение к отходам и научить грамотному обращению с ними; мотивировать учащихся к участию в раздельном сборе отходов.

Урок знакомит с мировым опытом обращения с отходами и формирует понимание того, какие действия может принять каждый ученик, чтобы внести вклад в решение проблемы, а также важность любого, даже самого маленького действия.


Задачи урока:

  • Изучить фракционный состав бытовых отходов и выяснить, какую долю составляет вторсырьё;

  • Познакомить учащихся с проблемой и раскрыть такие понятия, как переработка отходов, раздельный сбор, захоронение отходов, сжигание отходов, загрязнение окружающей среды;

  • Выяснить преимущества и недостатки разных способов обращения с отходами;

  • Познакомиться с технологиями раздельного сбора и переработки отходов;

  • Определить список доступных для школьников действий, направленных на внедрение и развитие раздельного сбора отходов;

  • Вдохновить учащихся на активную деятельность по решению проблемы отходов в своем городе/поселке.

Необходимое оборудование:

  • Проектор и экран, компьютер, ноутбук или интерактивная доска для демонстрации в Microsoft PowerPoint;

  • Принтер(желательно цветной), листы А4 для распечатки карточек интерактивных заданий и Бланка «План действий»;

  • Распечатанный раздаточный материал по числу учеников: карманный книжечки-Удостоверения с памяткой и домашним заданием;

Продолжительность урока 40-45 минут

Ход урока

Слайд 1:


Учитель: Ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а экстренное совещание.

На прошлом экологическом уроке мы с вами выяснили, что Чистый город начинается с каждого из нас. Для того чтобы в нашем городе, поселке был чистый воздух нужно: разумно использовать транспорт; беречь воду и электроэнергию; заботиться о зеленых помощниках.

Вы проинспектировали помещение нашего класса и выдвинули предложения по улучшению экологической обстановки в классе.

Но к нам поступил тревожный сигнал из города Сайда государства Ливан, которое находится на берегу Средиземного моря. Внимание на экран


Слайд 2: (Фрагмент документального фильма «Мусор»5 мин.)

Перед человечеством с каждым днём всё острее встаёт проблема мусора. Чтобы помочь спецслужбам в их нелёгком деле, нам нужно выполнить несколько заданий: провести исследование, собрать наши идеи и составить план действий для всех спецагентов, готовых помогать в спасении планеты от мусора. Ну что, поможем?

Тогда приступаем к экстренному заседанию!


Слайд 3: Для начала нужно узнать врага в лицо. Так кто же наш враг?


Дети отвечают: Мусор


Учитель: Что же такое мусор? Какие у вас версии?

Ученики отвечают, предлагают определения слова «мусор». (1—2 минуты)

Слайд 4: «Сегодня нужная вещь, завтра мусор».

Учитель резюмирует ответы: Да, вы правы. Можно сказать, что мусор — это те вещи, которые мы использовали и которые стали нам не нужны. То есть мусором рано или поздно становится любая вещь, а от ненужных вещей нам очень хочется избавиться.


Слайд 5:

Каждый день мусорные ведра в наших домах наполняются ненужными вещами. Чаще всего мы выбрасываем упаковку от еды и других товаров, очистки и огрызки – пищевые отходы, газеты, журналы, черновики и другие бумажные отходы. От всего остального мы избавляемся реже. Хорошо бы подсчитать, какую долю отправляющегося из наших домов на свалки мусора составляют полезные материалы, которые можно было бы отправить на переработку. Для этого нам понадобится заглянуть в мусорное ведро. Но, так как проблема отходов глобальная, то и заглядывать мы будем не только в российское ведро, но и в европейское и в американское.


Слайд 6:


Уложите разные виды отходов в специальные урны для подсчета. Урна разделена на 100 частей. Подсчитайте, какую часть из общей массы отходов составляют разные виды отходов и заполните таблицу.


Учащие выполняют задание 1: собирают пазл, наполняя урну различными видами отходов. Подсчитывают и записывают данные в таблицу. Результаты каждой группы фиксируются в общей таблице на доске. ( 5-7 минут)


Слайд 7:


Людей, вещей, а значит и мусора становится больше с каждым днём. Если так пойдёт и дальше, то людям всё труднее будет справляться с отходами. Нужно найти для этого самый разумный способ.

Слайд 8

Учитель: Предлагаю провести исследование и определить, как лучше поступить с мусором — отправить на свалку, сжечь или переработать. Я раздам каждой исследовательской группе материалы, которые помогут выполнить задание. Это карточки с тремя способами обращения с отходами и карточки с преимуществами и недостатками, которые нужно поровну распределить между ними.

Когда распределите карточки, взвесьте все «за» и «против» и выберите лучший способ обращения с отходами.

Учащие выполняют задание 2.(5-7 минут)

Учитель: Давайте вместе проанализируем собранную информацию.


Слайд 9:


Учитель рассказывает и показывает на доске те области, о которых говорит.


Учитель: Самый простой и дешёвый способ избавиться от мусора — это сложить его в кучу где-нибудь подальше и забыть. Но, к сожалению, мусор не даёт о себе забывать. Небольшие кучи со временем разрастаются, превращаются в горы и требуют всё больше и больше территорий, которые навсегда становятся испорченными. На свалке часто происходят самовозгорания, и ядовитый дым загрязняет воздух, переносясь ветром на большие расстояния. Дождевая вода просачивается через свалку, собирая по дороге опасные вещества, и попадает вместе с ними в почву и грунтовые воды, отравляя их. Кроме того, свалка — это отличное место для размножения крыс, которые распространяют вредные для человека инфекции. И, конечно, выглядят такие «горы» не очень красиво, а спрятать их невозможно.

Есть группа, которая решила, что свалка — лучший способ избавиться от мусора?

Ребята отвечают. Скорее всего, все группы откажутся от этого способа. Если же нет, то предложите продолжить и рассмотреть все способы, а потом ещё раз всё обдумать и принять окончательное решение.

Учитель: Мне кажется, что минусов очень много и это не лучший способ обращения с отходами. Однако, в нашей стране на сегодняшний день на свалки отправляется 90—95% мусора. Как же ещё можно с ним поступить?


Слайд 10

Учитель: А что если взять и сжечь все ненужные вещи? Такой способ может показаться очень привлекательным — мусор можно заставить просто исчезнуть. Так ли это? Вовсе нет. Объём мусора действительно уменьшается, но не до нуля. Вместо кучи мусора образуется высокотоксичная зола, объём которой не меньше четверти объёма сожжённого мусора. А золу придётся везти на свалку. При сжигании мусора можно получать тепло и электроэнергию. Это так, но если сжигать всё подряд, то много энергии получить сложно — например, стекло, металл, пищевые отходы горят не очень хорошо. А если что-то горит не очень хорошо, то на поддержание процесса горения энергию придётся наоборот тратить.

Не так давно выяснилось, что при сжигании мусора образуются яды - диоксины, которые имеют свойство накапливаться в воде, почве, в телах животных и человека. Они вызывают серьёзные заболевания и от них почти невозможно избавиться. Установка и обслуживание на мусоросжигательных заводах фильтров, улавливающих диоксины и другие вредные вещества, которые выбрасываются при сжигании смешанных отходов, стоят очень дорого.

И ещё, все те материалы, для которых было добыто очень много природных ресурсов, уже никогда нельзя будет восстановить и использовать. Хорошо, что в нашей стране сжигается совсем немного отходов — меньше одного процента.

Есть группа, которая решила, что сжигание — лучший способ справиться с мусором?

Ребята отвечают. Скорее всего, все группы откажутся от этого способа. Если же нет, то предложите продолжить и рассмотреть все способы, а потом ещё раз всё обдумать и принять окончательное решение.

Учитель: Тут тоже очень много минусов. Пока этот способ тоже трудно назвать лучшим.



Слайд 11

Учитель: Теперь вся надежда на третий способ переработку. Что тут у нас? Материалы возвращаются в хозяйственный оборот, на производство новых вещей затрачивается меньше энергии и меньше воды, при производстве новых вещей вода меньше загрязняется, меньше отходов вывозится на свалку, сохраняются природные ресурсы для потомков… Что, неужели сплошные плюсы?

Давайте вернемся к нашим таблицам и посмотрим, можно ли что-нибудь из нашего мусора отправить на переработку?

Ребята называют виды отходов, которые можно отправить на переработку и подсчитывают их общее количество. Результаты заносятся в общую таблицу на доске.(5-7 мин)

Учитель: Из нашей таблицы видно, что Россия могла бы легко переработать 68%, Европа 69%, а США 82% всех отходов!

Почему же тогда в России перерабатывается только 5—7% отходов? Какой пункт мы не назвали, когда говорили о переработке?

Необходимо изменить привычки и научиться сортировать отходы. Ребята, а вы знаете, что означает сортировать отходы?

Ученики отвечают. (1 минута)

Учитель: То есть, изменить привычку, значит перестать смешивать и начать разделять отходы по материалам? Правильно? Получается, что мусор, от которого мы хотим избавиться и который вредит планете, можно сделать не врагом, а союзником! Нужно просто правильно с ним обращаться - сортировать и перерабатывать, то есть превращать ненужные вещи в новые и полезные. Кто считает, что такой способ — самый лучший из трёх?

Ребята отвечают.

Учитель: Кажется, мы нашли самый разумный способ.

Слайд 12

Учитель: Оказывается, в России существует больше 1000 предприятий, которые занимаются переработкой отходов. Вот примеры некоторых из них.

Компания «ЭкоТехнологии» в городе Тверь перерабатывает пластмассу – получает из ненужной пластиковой упаковки (бутылок, канистр, ящиков, плёнки) полуфабрикат для производства новых вещей из пластика.

На заводе «Мечел» в Челябинске производят самые разные изделия из металла, в том числе используя металлолом.

Пермская целлюлозно-бумажная компания при производстве новой бумаги не может обойтись без макулатуры – это дешевле и сохранить деревья никогда не будет лишним.

Российская стекольная компания в Санкт-Петербурге умеет переплавлять использованную стеклотару в новые изделия из стекла.

Завод «Пларус», находится в г.Солнечногорске в Московской области. На сегодняшний день является единственным заводом в России, который работает с технологией “Бутылка в бутылку”. Это означает, что из использованных пластиковых бутылок на предприятии получают гранулят «Clear PET», из которого опять изготавливают новые пластиковые бутылки.

Чтобы все эти предприятия могли помогать экономить природные ресурсы и меньше загрязняли окружающую среду, им нужно получать как можно больше вторсырья. Переработать-то они смогут, а вот откуда взять материал для переработки? Со свалки?

Важно, чтобы жители нашей планеты помогали вторсырью попасть на завод, а не на свалку. Для этого мы все должны научиться сортировать отходы.

Учитель: И это не так сложно, как может показаться. Способов сортировки отходов существует довольно много.

Можно отдельно собирать все виды материалов, и для этого понадобится сразу много контейнеров. В некоторых странах так и делают. По определённому расписанию специальная машина объезжает город и собирает, например, всё стекло. В другой день она приезжает за пластиком, в третий за макулатурой и так далее.

Не всегда можно сделать всё так тщательно и аккуратно. Но даже разделение всего на два контейнера сильно облегчает задачу и помогает полезным материалам отправиться на перерабатывающий завод, а не на свалку. Достаточно отделить сухие отходы от влажных, то есть то, что гниёт, от того, что не гниёт. На современных ручных и автоматических сортировках можно будет разделить сухие отходы и извлечь из них полезное вторсырьё.


А можно использовать и третий способ, который тоже довольно простой и ещё больше облегчает процесс отделения полезных материалов. Это три контейнера. Один предназначен для пищевых отходов, которыми можно кормить животных или компостировать для получения удобрения для сельского хозяйства. Во второй контейнер можно складывать вторсырьё, которое нужно заводам в том регионе, где вы живёте. А третий контейнер для того, что переработать нельзя и что придётся отправить на свалку.

Вот так каждый город может подобрать наиболее удобную для себя схему. Любую из этих схем можно использовать и для сортировки отходов у себя дома или придумать свою.

Ну что же, кажется, мы нашли самый разумный способ обращения с отходами — переработка. Мы решили превратить врага в союзника, чтобы он приносил пользу, а не вред.


Слайд 13

Учитель: Сейчас каждая группа станет жителями одного из районов нашего виртуального городка. У вас, как у любого человека, будет появляться мусор. Вам нужно будет разработать эффективную систему управления отходами.

Учащиеся выполняют Задание 2.

Учитель: У жителей города всё время появляются вещи, от которых они хотят избавиться. Для начала распределите отходы по контейнерам. Контейнер наполнится и будет готов к вывозу, когда в нём появится не меньше 6 подходящих карточек.


Слайд 14

Учитель: Хорошо, вы разделили отходы. Те отходы, которым не нашлось места в вашем районе, вы не поленились и отнесли в соседние.

Было ли сложно для вас сортировать мусор?

Ученики отвечают.

Учитель: Теперь в городе есть контейнеры, заполненные стеклом, металлом, пластиком, бумагой, пищевыми отходами, полезными вещами и смешанным мусором. Каждому району нужно принять решение, куда отвезти содержимое контейнеров. Эти карточки помогут вам узнать, какая польза или вред может быть от разных видов отходов.

Ребята совещаются внутри группы и между группами, обмениваются карточками. (2—3 минуты)

Учитель: Сейчас каждый район по очереди расскажет о том, как он решил поступить с мусором и какую пользу или вред это принесло городу.

Слайд 15

Учитель: Как поступил район, который собрал полный контейнер стекла?

Группа отвечает. Учитель слушает ответ и по мере необходимости комментирует его.

Учитель: Здорово, благодаря переработке стекла вам удалось не только избавиться от мусора, но и сэкономить природные ресурсы, 75% электроэнергии и 50% воды.


Слайд 16

Учитель: Как поступил район, который собрал полный контейнер металла?

Группа отвечает. Учитель слушает ответ и по мере необходимости комментирует его.

Учитель: Вы хорошо потрудились. Вам удалось не только избавиться от мусора, но и сэкономить природные ресурсы, энергию от 60 до 90% и воду на 40%.


Слайд 17

Учитель: Как поступил район, который собрал полный контейнер пластика?

Группа отвечает. Учитель слушает ответ и по мере необходимости комментирует его.

Учитель: Переработка пластика помогла нам сохранить 60 % электроэнергии и 100% воды.


Слайд 18

Учитель: Что вы решили сделать с пищевыми отходами?

Группа отвечает. Учитель слушает ответ и по мере необходимости комментирует его.

Учитель: Отличная идея – вернуть в природный ресурс, то что природа сама сможет переработать. Вы не затратили при этом дополнительную электроэнергию и воду.


Слайд 19

Учитель: Как поступил район, который собрал полный контейнер бумаги?

Группа отвечает. Учитель слушает ответ и по мере необходимости комментирует его.

Учитель: Молодцы! Вы не только избавились от мусора, но и сохранили наших зеленых помощников - деревья. При этом экономия электроэнергии составили 50%, а воды 40%.


Слайд 20

Учитель: А как вы поступили с полезными вещами?

Группа отвечает. Учитель слушает ответ и по мере необходимости комментирует его.

Учитель: На самом деле, в мире много людей, которым нужна помощь. И ненужные вам вещи могут кому-то помочь. При этом идет полная экономия и электроэнергии и воды.

У нас еще остались черные контейнеры. Что вы предлагаете сделать с их содержимым?


Ребята отвечают.


Слайд 21:


Учитель: Вы отлично справились со своей миссией по раздельному сбору мусора в нашем виртуальном городе. И теперь этот город будет процветать, а люди, живущие в нем, будут чувствовать себя более счастливыми.

Мы провели исследования, собрали идеи и теперь можем составить план действий для спасения планеты от мусора.


Слайд 22-23:

Ученики читают пункты списка и составляют план действия, отмечая знаками «+» и « - » , пункты, которые они хотели бы реализовать, предлагают свои.


Слайд 24:


Сегодня вы прошли курс спецагентов и каждый из вас получает Удостоверение Агента Будущего. В нем есть дополнительные задания, которые вы сможете выполнить после урока и продолжить миссию спецагентов.


Слайд 25-26:


Ученики складывают книжечку-Удостоверение.


Слайд 27:


Учитель: Спасибо вам, ребята за вашу работу! Каждый из нас может что-то сделать, чтобы помочь нашей планете. Даже самое маленькое действие каждого жителя планеты очень важно. Вредные привычки можно заменить на полезные. И тогда мусор превратится из врага в союзника и станет приносить пользу. А мы, таким образом, сможем сохранить свое здоровье и нашу прекрасную голубую планету! Всего вам доброго!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!