Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Русская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза М.Н. Алексеева
« Экологическое путешествие по реке Миус: из прошлого в настоящее»
Классный руководитель: Алексеева Н.И
с.Русское 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
Введение | |
| |
Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия | |
Сценарий мероприятия | |
Список ресурсов | |
Приложения | |
Введение
Экологическая культура является одной из основных характеристик современного общества. Вопросы экологии все чаще стали нас волновать. Экологические проблемы стали надвигаться с катастрофической скоростью.
Экологическое путешествие по реке Миус поможет подрастающему поколению обнажить проблемы протекающей в нашей местности реки и задуматься о её будущем.
Проведение данного мероприятия повысит экологическое образование учащихся начальной школы и поможет распространению экологических знаний среди населения села Русского.
Мероприятие проводится на классном часе в начальной школе (3-4 класс), тесно связано с уроками окружающего мира.
Цель: формирование чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
-формирование интереса к познанию окружающего мира, экологического сознания и необходимости охраны природы, получения начальных навыков экологической культуры;
Задачи:
Обогащать представления об окружающем мире.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
необходимость рационально относиться к окружающей природе
Прививать любовь к родному краю
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Планируемые результаты
- научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека,
-приобретут первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности по месту жительства;
-получат личный опыт участия в экологических проектах.
Форма проведения: игра-путешествие (по итогам проекта)
Тема сегодняшнего путешествия касается всех жителей нашего села. Всех, потому что Миус-наша река. Мы попытаемся дать ответы на трудные вопросы о взаимодействии природы и человека.
Технологии, методы и приемы: исследование, наблюдение, работа над проектом
Этапы подготовки и проведения мероприятия:
1.Подготовительный: получение и выполнение заданий по теме
2. Сбор информации, распределение ролей
3.Индивидуальная работа и работа в группах
4.Создание презентации и выставки фотографий
Оборудование: мультимедийный проектор,
-карточки с заданиями,
-сообщения учащихся,
-фотографии, сделанные при работе над проектом
Сценариий мероприятия
Учитель: Позвольте начать с мероприятие словами местного поэта
Миус под кручею журчит
И к иве плещется волной.
Словно мелодия звучит,
Внушая мир, добро, покой
В.Петров
Наш земляк воспел нашу речку Миус в своем стихотворении. Красота реки его поразила. А сейчас Миус так же красив?
В работе над проектом по данной теме вы выполняли задания, разделившись на группы. У каждой группы имеется материал, который поможет нам отправиться в путешествие по реке Миус.
Итак, мы с вами в далеком прошлом, ребята. Давайте узнаем
историю названия реки.
1 группа: Мы узнали, что в Примиусье есть придание о том, что название нашей реки произошло от сказанного некогда сравнения- «Вьётся як мий ус»
2 группа: Исторически достоверные источники свидетельствуют о том, что имя Миусу дал в 1330 году, побывавший в наших местах арабский ученый-путешественник Ибн Батутта. Имя «мий-топь» и «уса-вода» т.е река с топкими берегами. Это было так при весеннем наводнении, река разливалась, затапливала берега и близлежащие территории.
Обитаема ли наша речка в прошлом веке?
1 группа: С давних пор своей рыбой славился Миус. Старики еще помнят, как шла на нерсет по Миусу «красная рыба»: севрюга, осетер. Не менее ценные рыбец, шемая. В изобилии водились сомы, сазаны, щуки. В Москве был даже Миусский рыбный рынок. От которого сейчас осталось название площади. Ловили сетями, черпаками, а рыбы не убывало. Полноводной, чистой обильной была наша река еще 30 лет назад. Берега украшали вербы, камыши. Вода была чистой и прозрачной и это не смотря на то, что работали водяные мельницы. Электростанции и множество плотин.
Мы возвратились в настоящее время
И так, вопрос: Обитаема ли наша речка сейчас?
2 группа: Да, обитаема. В реке сейчас водятся : карась, щука, сом, сазан и живут животные: ондатры.
-Проблема: Почему мелеет Миус?
1 группа: В данное время Миус обмелел и причиной этого является как природный так и человеческий фактор. Лето стало жарче и засушливее. Речку давно не чистили, берега обсыпаются, падают ветки с деревьев и камни с берегов, тем самым загрязняя реку, а люди сбрасывают мусор и бытовые отходы.
Работы по очистке реки начали от границы Украины, вдоль села Куйбышево, но к нашему селу Русское пока не дошли.
История и география: Откуда в речке вода?
2 группа: Наша река Миус относится к малым рекам России и Украины. Её истоком является малоприметный родник на территории Донецкого кряжа. Далее она протекает по территории Украины (Луганская и Донецкая обл.) и России (Куйбышевский, Матвеево-Курганский, Неклиновский районы Ростовской области) и впадает в Миусский лиман Таганрогского залива (Азовское море). Её длина составляет 258 километров, площадь бассейна 6680 кв.км. Питание преимущественно снежное и дождевое. Характерны весенние наводнения.
Путешествие в прошлое.
История: Что было, когда нас не было?
1 группа: Воды Миуса были свидетелями многих исторических событий. Река помнит, как поили своих разгоряченных коней хазарские воины, которые набегали на русские земли. Воды Миуса помнят как плыли галеры и появление Петровских «Струг», которые спускались к Азовскому морю. А в Великую Отечественную войну до августа 1943 года по берегам Миуса проходила линия обороны под названием «Миус-фронт». Обильно полили кровью наши прадеды миусскую землю.
Работа исследователей: Какие архитектурные сооружения есть на ее берегах?
2 группа: На берегах нашей реки мало архитектурных сооружений. Мы знаем мельницу в селе Куйбышево и гидроэлектростанцию в селе Русском. В устье реки в Миусском лимане в обширной бухте имеется грузовой порт с маяком. В настоящее время он не действует.
Река не является судоходной так как русло стало узким, а река мелкой до 50 сантиметров. А в это засушливое лето и ещё мельче.
Какие животные обитают в реке и на берегах? Какие растения растут у реки?
1 группа: На берегах Миуса водятся енотовидные собаки, лисы, приходят к водопою волки, дикие кабаны, косули. Возвышаются на берегах: ива, верба, камыш, обильно растет череда, подорожник, крапива.
В настоящее время возникли экологические проблемы.
Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?
2 группа: Люди сильно загрязняют воду, сбрасывают мусор и бытовые отходы, моют машины в реке. После дождей стекают ручьи с нечистотами, ядохимикатами и минеральными удобрениями с полей и заброшенных складов, грязные шахтные воды с Украины и многое другое. Это губительно влияет на всё живущее.
1 группа: Но есть и приятные моменты! В реке стали появляться и размножаться раки, а это говорит о том, что река понемногу стала очищаться от грязных шахтных вод с Украины.
Река – это и вода, и рыба, раньше Миус кормил и поил нас. А теперь? Качество воды в Миусе плохое, вода грязная, не пригодная для пищи. А раньше в реке хозяйки полоскали бельё и оно сверкало белизной. Что мы оставляем в наследство детям и внукам? Грязный ручей…?
2 группа: Беречь природу очень важное для человека дело! Ведь природа - наш дом. Каждый человек не должен быть равнодушным и тогда можно сообща решить все проблемы. Надо задуматься об экологическом будущем нашей маленькой реки и задать себе вопрос:
Так почему мы потребительски относимся к природе?
1 группа: Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять, а об осколки разбитых бутылок можно пораниться. В таблице приведены сроки разложения мусора. Задумайтесь над этими цифрами… На стенде есть фотографии, которые мы сделали при работе над проектом, где мы видим горы мусора, оставленные людьми. Это экологическая проблема.
Итог
Завершая наше путешествие
каждый из нас должен задуматься: какой увидят реку Миус наши потомки? Через век, через тысячелетие, и смогут ли они побродить по воде, посидеть в тени верб на ее берегах. Деятельность подрастающего поколения необходимо направить на защиту природы
Желая сберечь планету, надо начинать с малого: спасения родной реки Миус!
Анкетирование
Наше путешествие подошло к концу. Сейчас, пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты.
Список ресурсов
https://ru.wikipedia.org/wiki/Миус
http://mius-media.ru/391
https://nsportal.ru/ap/lib
https://nsportal.ru/detskiy-sad
Приложение 2
Таблица сроков разложения мусора
Виды мусора | Сроки разложения |
Пищевые отходы (апельсиновая корка) | От 10 дней до 1 месяца |
Газетная бумага | От 1 месяца до 1 года |
Картонные коробки | До 1 года |
Бумага | 2 года |
Доски деревянные (паркетная дощечка) | До 10 лет |
Обломки кирпича, бетона | До 100 лет |
Фольга | До 100 лет |
Жестяная банка (из под кофе) | До 90 лет |
Электрические батарейки | До 100 лет |
Пластиковые бутылки | Более 100 лет |
Полиэтиленовая пленка | 200 лет |
Стекло (бутылка) | Более 1000 лет |
Приложение 3
Анкета
Как ты оцениваешь сегодняшнее мероприятие?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что тебе хотелось бы изменить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ты пришел на мероприятие чтобы (может быть выбрано несколько ответов):
получить новые знания и умения
пообщаться с друзьями
интересна тема мероприятия
развить свои способности
Хотели бы ты участвовать в подобных мероприятиях в дальнейшем?
Да Нет
Спасибо!
Приложение 1
Задания для работы над проектом река «Миус»
Проблемные вопросы
Почему Миус так зовут?
Что было, когда нас не было?
Откуда в речке вода?
Куда плывет кораблик?
От чего зависит скорость течения реки?
Обитаема ли речка?
Почему мелеет Миус?
Как нам помочь речке?
Учебные вопросы
Какие исторические события связаны с нашей рекой?
Какие архитектурные сооружения есть на ее берегах?
Достаточно ли благоустроены берега нашей реки ?
Судоходна ли река Миус?
Где находится исток Миуса? Куда впадает река Миус?
Как измерить глубину реки?
Как измерить скорость течения реки?
Какие животные обитают в реке и на берегах?
Какие растения растут у реки?
Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?