СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме : «Экологическая пирамида»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие поможет дошкольникам   расширить, закрепить и уточнить   знания  детей о живой природе,  выявить  связи  и закономерности в ней, сформировать положительное отношении к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме : «Экологическая пирамида»»

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме : «Экологическая пирамида»

Данное мероприятие поможет дошкольникам расширить, закрепить и уточнить знания детей о живой природе, выявить связи и закономерности в ней, сформировать положительное отношении к окружающему миру.

Воспитатель:

Кузнецова Наталья Юрьевна

КГКУ «Центр содействия семейному устройству г. Находки»


Форма проведения: Игровая- познавательная

Методы и приемы: Словесные, наглядные, практические, поисковые, демонстрация моделей.

Цель: Формировать представление детей о взаимосвязи обитателей леса—растений, животных, насекомых, их пищевой зависимости друг от друга. Познакомить детей с экологической пирамидой – цепочкой. Научить составлять пищевые цепочки. Способствовать воспитанию интереса к миру природы.

Задачи: Закреплять знания о разных видах животных , насекомых, деревьях. Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее, умение логически мыслить, правильно делать выводы. Совершенствовать экологические знания.



Предварительная работа: Беседа « Животные нашего леса»; чтение В.Танасийчука «Экология в картинках. Цепочки в лесу.», «Невидимые весы».

Материал: модель «экологических пирамид; картинки растений  (сосна, ель, дуб, рябина, береза, кустарники, растения, грибы и т.д.), картинки животных , птиц, насекомых; игрушечная пирамид; дидактический материал «Береги живое».

Ход занятия.

Воспитатель: ребята, посмотрите какая интересная картина появилась у нас в группе «Дикие звери в лесу».

- Назовите животных, изображенных на картине.

- Почему этих животных называют дикими (живут в лесу, сами добывают пищу, строят жилье).

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. Но эта картина не так просто появилась у нас в группе. В этом лесу случилась беда, все животные перепутали свое лесное назначение.

-Волки и лисы перестали охотиться на зайцев, стали есть одну траву, листья на деревьях, орехи, грибы. А эти животные крупные им много еды надо; деревья гибнут без листьев, насекомые гибнут без травы и цветов.

- Правильно ли это? Так должно быть в природе? (-Нет! Волки и лисы-хищники, охотятся на других животных).

Воспитатель: Белки и зайцы стали охотятся на мышей и птиц.

В лесу исчезли все птицы, а насекомые торжествуют и поедают последние травинки и листочки.

- Правильно ли это? Должны белки и зайцы охотиться на животных? (-Нет! Они травоядные, питаются растениями, ягодами, орехами, грибами.)

Воспитатель: В лесу настоящая экологическая катастрофа, нарушилась экологическая пирамида в жизни животных, растений, насекомых.

- Ребята, в природе между численностью животных, птицами, насекомыми и растениями существует подвижное равновесие.

Например: все хищники, а они вон каких крупных размеров (показать картинку – волка, лисы), еды им много надо, они охотятся на других животных , это их питание.

- Как вы думаете, в таком случае кого должно быть больше в лесу хищников или тех животных, которые они поедают? ( -Травоядных должно быть больше чем хищников, т.к. хищникам необходимо много питаться, чтобы быть сытыми.)

Воспитатель: Такое соотношение численности животных называют- «Экологической пирамидой».

Давайте с вами сложим простую пирамиду из 3 полосок.(длинная –нижняя; средняя- короче и верхняя самая короткая)

А теперь соотнесем ее с природной пирамидой.



Воспитатель: Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик — одну или много? (Много). Для того чтобы зайчики наелись, растений должно быть больше, чем зайчиков. Какие картинки поставим на нижнюю длинную полоску? (трава, кустарники, деревья, грибы ягоды). – На среднюю полоску кого мы поселим? (зайцев, они питаются растениями) Воспитатель: Правильно! Полоска с растениями у нас длиннее, чем полоска с зайцами, и зайцев меньше, чем растений в лесу. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу должно быть больше зайцев, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк может съесть много зайцев, а один заяц — много травы. Подводим итог: чтобы всем хватило еды, растений должно быть больше, чем зайцев, а зайцев — больше, чем волков.



Воспитатель: - Ну а теперь, мы как настоящие экологи готовы спасти лес; расставим животных по своим природным местам, создадим пищевую цепочку для них, и расскажем чем и кем они должны питаться.

- Вы готовы отправиться в путешествие? Дорогу нам пока волшебный клубочек. ( Педагог бросает клубочек к 1 мольберту, дети по ниточке подходят к нему.)

Воспитатель: Животные заколдованы, нам их надо расколдовать

Игра «РАСКОЛДУЙ ЖИВОТНОГО»

Предложены карточки , разрезанных на части. Необходимо собрать животных: олень, еж, тигр, белка, заяц, лиса, волк).

Воспитатель: Животные расколдованы. Клубочек нас куда-то завет, давайте отправимся за ним (воспитатель катит клубок ко второму мольберту). Нам, ребята, надо распределить животных на хищников и травоядных, чтобы они знали к какому виду они относятся.

Игра «Хищники-травоядные»

На доске картинки: кость-трава. Дети по очереди подходят, прикрепляют животных, объясняя свои действия ( волк, лиса, тигр, сова, еж -хищник, охотятся на животных; заяц, лоси, олени, белка- травоядные, питаются растительной пищей).

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Лесные звери» (физминутка)
Раз, два, три, четыре, пять -
Как животных нам назвать? (Шагать на месте)
С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются. (Хлопать в ладоши)
По картинкам всяк их знает: (Сложить ладони в виде книжки)
Волк, лиса, медведь и заяц. (Загибать пальцы, считая)
Дом их - заросли густые. (Показать руками над головой крышу)
Звери дикие, лесные. (Поднять руки, растопырив пальцы)



Воспитатель: Посмотрите, куда нас клубочек привел! (прокатить клубок к доске с наглядными картинками животных и растений) Здесь собрались наши животные леса, которые ждут нашей помощи!

Давайте покажем и расскажем нашим зверям чем они должны питаться в природе .

Игра с кубиками «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БАШНЯ «ЛЕС»

Три разных по величине кубика, на каждой грани которых — картинки ( гриб — белка — куница; ягоды — еж — лиса; лиса--заяц--трава; тигр—кабан—желуди; колоски—мышь——лиса).

Ход игры: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка распадается.

Молодцы, все справились с заданием, теперь животные усвоили свое лесное назначение и благодарят вас за помощь.

-Ребята, как вы думаете, можно ли включить в «экологические пирамиды» человека? (дети выдвигают свои версии)

-Человек — самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

-Как может человек использовать растения леса? (ягоды, грибы, дрова, лекарственные растения, мед и т.д.)

-А что будем делать, чтобы не навредить растениям? Не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не оставляй мусор в лесу.

Итог: Ребята, вы правильно выполнили все задания и спасли лесных жителей от экологической беды. Вы настоящие Юные экологи и всегда будете стоять на страже родной природы!



Литература:

  1. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002.

  2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005.





ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БАШНЯ ИЗ КУБИКОВ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!