СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология и здоровье человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Экология и здоровье человека»

Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье – это величайшее благо, его надо уметь сохранять.

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Особую актуальность проблема здоровья приобрела в наше время в связи с ухудшением экологической обстановки не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. Программой предполагается изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека. Необходимо указывать не только факторы, снижающие здоровье, но, что более важно, и факторы, укрепляющие здоровье.

Цель курса – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Определение ценности санитарно-гигиенических и экологических знаний в формировании личности позволит сформулировать общие цели:

  • осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

  • разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

  • формирование санитарно - гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Таким образом, цели данного курса сводятся к решению следующих задач:

  • способствовать формированию жизненной позиции и осознанному выбору профиля обучения в старшей школе;

  • приобщать к самостоятельному пополнению знаний по этому направлению, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

  • воспитывать учащихся средствами данного курса;

  • формировать экологическую и гигиеническую грамотность – важную составляющую культуры каждого человека;

  • развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль;

  • формировать общеучебные умения работы с научно- популярной литературой.

Программа элективного курса "Экология и здоровье человека" разработана с учетом изменений происходящих в общеобразовательной школе и рассчитана на 17 часов.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии биоэкологического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Содержание и структура курса отражают систему понятий биологии; отвечают закономерностям развития познавательных возможностей школьников, их интересов, способностей и запросов; показывают природную сущность человека, среду его обитания и экологические факторы здоровья.

Основные направления курса:

  • организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;

  • усвоение теоретических сведений в связи с практической деятельностью учащихся при синтезе, анализе, сопоставлении фактов;

  • выработка навыков самоконтроля.

В организацию учебной деятельности школьников включены:

Методы обучения:

а) методы проблемного обучения (эвристический, исследовательский);

б) методы учебно - познавательной деятельности (наглядные, практические, аналитико-синтетические, проблемно-поисковые);

в) методы контроля и самоконтроля (программирований, выполнение практических работ и т.д.)

Формы обучения: общеклассные, групповые, индивидуальные cредства обучения:

а) печатные: таблицы и раздаточный материал;

б) экранные и звуковые: кинофильмы; видеофильмы; слайды.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  • оценивать состояние здоровья;

  • находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;

  • соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);

  • применять способы закаливания и ухода за кожей;

  • уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;

  • проводить наблюдения и самонаблюдения.

  • формирование основ экологической культуры.


Метапредметные:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи;

  • осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;

  • организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;

  • работать с различными источниками информации.

  • устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных факторов на организм человека; влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;

  • систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы,, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;

  • осознавать необходимость участия в охране окружающей среды.

Содержание программы

Раздел I.

Окружающая среда и здоровье человека (5 ч)

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.

Раздел II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (11ч.)

  1. Опорно-двигательная система (2час.)

Условия правильного формирования опорно - двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.

  1. Кровь и кровообращение (3 час.)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

  1. Дыхательная система (1 час)

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений.

  1. Пищеварительная система (2 часа)

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продуктов.

  1. Кожа (1 час)

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

  1. Нервная система. Высшая нервная деятельность (1 час)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Практическая работа. Развитие утомления.

Лабораторные работы. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

7.Репродуктивное здоровье (1 час)

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.

111. Заключение (1 час)

Подведение итогов по курсу «Экология и здоровье человека». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.

Тематическое планирование

п/п

Темы

разделов

Кол-во часов

Тема и содержание урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1.

















Окружающая среда и здоровье человека

5

1. Классификация экологических факторов.

2. Образ жизни. Здоровье.

3. История развития представлений о здоровом образе жизни. 4. Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека. Этнография. 5. Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Называть разделы экологии. Объяснять составляющие экологии человека. Давать определения здоровью, ЗОЖ, средам, образу жизни. Называть исторические этапы. Называть и характеризовать типы телосложения. Давать определения терминам. Характеризовать вредные привычки.

2.

Влияние факторов среды на функционирование систем органов

11

1. Условия правильного формирования опорно- двигательной системы.

2. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

3. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Гипоксия. Анемия.

4. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД,

5. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

6. Правильное дыхание. Горная болезнь.

7. Состав и значение основных компонентов пищи.

8. Рациональное питание. Режим питания. Диета.

9. Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание.

10. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты.

11. Период полового созревания. Половая жизнь.

Называть природные и антропогенные факторы и их влияние на кровь. Знать изменения клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Называть условия полноценного развития системы кровообращения. Объяснять нарушения деятельности органов кровообращения. Знать строении е дыхательной системы, заболевания. Знать состав пищи, роль белков, жиров, углеводов. Объяснять опасность гиповитаминозов, знать признаки основных видов витаминной недостаточности. Называть вредные вещества. Знать заболевания: сальмонеллез, ботулизм. Характеризовать правила приема пищи, режим питания. Знать строение кожи, правила пребывания на солнце. Знать о роли кожи в терморегуляции. Называть факторы, влияющие на НС. Объяснять причины утомления и переутомление. Называть основные группы биоритмов и причины их нарушений. Охарактеризовать периоды полового созревания.

Знать этапы развития организма. Знать к каким последствиям ведет ранняя половая жизнь. Знать факторы риска, гендерные роли.

3.

Заключение

1

1. Здоровье как одна из главных ценностей.

Объяснять, что такое здоровье, образ жизни



Литература

1. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.- Москва, 1992г.,- с.112.

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: – М.: Издательский центр «Академия», – 1998. – 176 с.

 3. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 – 144

4. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Нар. Асвета, 1996. – 144 с

5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Издательский центр «Академия», . – 320 с.

6. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. ТЦ «Сфера», 2000 г. – 128 с.

7. Сиротюк А.Л. Экологические преступления.- Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации, Изд. ”ИНФРА*М-НОРМА”, Москва, 1996г.,- с.586.

 8. “Ты и Я”. Изд.: Молодая гвардия. Отв. редактор Капцова Л.В., Москва,1989г. - с.365. 

9. Криксунов Е.А. Экология. Учебник. - Москва, 1995г.- 240с.


Календарно – тематическое планирование факультативного курса

«Экология и здоровье человека» в 8 классе

0,5 ч/нед. Всего 17 ч.


п/п

Раздел тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт

Вид контроля

Примечание

Окружающая среда и здоровье человека.– 4ч.

1.


Классификация экологических факторов.

1



Устный опрос


2.

Образ жизни. Здоровье.

1



Лабораторная работа


3.

История развития представлений о здоровом образе жизни.

1





4.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека. Этнография.

1



Презентация сообщений


5.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

1



Презентация сообщений


Влияние факторов среды на функционирование систем органов. – 11ч.

6.

Условия правильного формирования опорно- двигательной системы.

1



Лабораторная работа


7.

Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

1



Лабораторная работа


8.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Гипоксия. Анемия.

1





9.

Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД,

1



Лабораторная работа


10.

Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

1



Лабораторная работа


11.


12.

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Состав и значение основных компонентов пищи.

1


1



Лабораторная работа


13.

Рациональное питание. Режим питания. Диета.

1



Лабораторная работа


14.

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание.

1



Лабораторная работа


15.

Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты.

1



Лабораторная работа


16.

Период полового созревания. Половая жизнь.

1






17.

Здоровье как одна из главных ценностей.

1



Презентация сообщений





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!