Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с. Большой Труев – Средняя общеобразовательная школа
с. Явлейка
т. 8 8415756177
Эколого-просветительский проект «Бумажный БУМ».
Номинация: экологическое просвещение и распространение природоохранных идей
Работу выполнили:
классный коллектив обучающихся 7 класса «Кометы»
Руководитель работы:
Макарова Марина Михайловна, учитель немецкого языка, классный руководитель
с.Явлейка, ул.Школьная, 1, Пензенская обл., Кузнецкий район
с.Явлейка
2017-2018 гг.
Содержание
Актуальность выбора темы проекта стр. 3
Цели и задачи проекта стр. 3-4
Обзор литературы стр. 4-8
Формы организации диагностики стр.8-9
Перспективы реализации проекта, возникшие риски стр.9-10
План реализации проекта стр.10-12
Описание механизма и этапов реализации проекта стр.12-14
Выводы стр. 15
Литература стр.15
Актуальность выбора темы проекта
У Вас дома давно лежит ненужная куча газет и прочих бумажных отходов, сложенных где-нибудь в углу и Вам лень выкинуть их?
А в тоже время ученики ищут новые возможности для реализации своих идей и планов? Много мусора и нехватка материальных возможностей для активистов школы? Мы нашли решение сразу всех злободневных вопросов! Наш проект – это два в одном (смотрите цель нашего проекта).
По всей России ширится и успешно развивается движение под названием «Бумажный Бум» - это эколого-просветительский проект по сбору макулатуры в школах. Актив нашего класса выступил с инициативой перед старшеклассниками школы разработать и реализовать свой подобный школьный проект. При разработке данного проекта в основу было положено формирование навыков экономного и бережного расходования бумаги. Мы хотим улучшить экологическую обстановку нашего родного края и сохранить лес. Наша работа является неотъемлемой частью экологического образования учащихся, воспитывает ответственное и уважительное отношение к лесной экосистеме, ко всему живому на Земле.
Целью нашего проекта является создание «Ученического фонда новых возможностей» для экологического просвещения и распространения природоохранных идей.
Задачи проекта
Воспитывать активную жизненную позицию школьников в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Формировать позитивное отношение школьников к базовым ценностям нашего общества.
Содействовать раскрытию творческого потенциала и способностей обучающихся
Вовлекать обучающихся в активную природоохранную деятельность.
Расширить знания обучающихся об изготовлении бумаги из вторичного сырья.
Оценить роль макулатуры в нашей жизни.
Сроки реализации проекта: 2016-2017гг.
Ожидаемые результаты
1.Активная жизненная позиция школьников в сфере экологической и природоохранной деятельности.
2.Уменьшение выброса бумажных отходов
3.Своеобразным «продуктом» проекта должно стать осознание себя как человека, от которого зависит красота и чистота места своего проживания.
4.Сплочение классных коллективов
5.Укрепление семейных связей через совместную деятельность родителей и детей
6.Создание Ученического фонда новых возможностей.
7.Использование полученных средств на нужды школы.
Практическая значимость.
Данный проект учит детей ответственному и бережному отношению к окружающей среде и природным ресурсам.
Сокращает количество отходов, попадающих на сельскую свалку.
Переработка макулатуры экономит ценные природные ресурсы.
В соревновательной игровой форме привлекает учащихся к социально-значимой работе, направленной на сохранение лесов России, в частности лесных массивов в местах проживания учащихся (сёла Явлейской сельской администрации), сбережение природных ресурсов и на очищение населённых пунктов от бумажного мусора.
Привлекает внимания к проблемам экологии и необходимости вторичного использования природных ресурсов.
Основные формы и методы реализации проекта: организационная линейка, просветительская работа, экологические уроки и лекции, подготовка и реализация подпроекта «Бумажная фантазия», демонстрация презентаций и видеороликов, социально-значимая деятельность (сбор макулатуры)
Обзор литературы
Понятие «Макулатура».
Макулатура (нем. Makulatur, от лат. maculo — пачкаю) — отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы.
На 2004 год, уровень сбора макулатуры в России составил 12%, в мире 49%, в США 50%, в Европе 59,4%. Самый высокий уровень сбора макулатуры был в Германии и составил 73,6%.
Классификация макулатуры:
1. ГРУППА "А" - макулатура высокого качества (белая немелованная бумага для письма и печати (кроме газетной), использованные бумажные мешки, невлагопрочные).
2.ГРУППА "Б" - макулатура среднего качества (картон всех видов с печатью, книги, журналы, брошюры, каталоги, блокноты и другие виды полиграфической и бумажно-беловой продукции, изготовленные из белой бумаги, без переплетов, обложек и корешков)
3.ГРУППА "В" - макулатура низкого качества (газеты и газетная бумага, бумага и картон с пропиткой и покрытием, бумага и картон черного и коричневого цветов, бумага с копировальным слоем и пр.)
1 тонна макулатуры заменяет около 4кубических метров древесины или 100 кг. макулатуры спасают 1 дерево и уменьшает вырубку лесов. Склад макулатуры принимает бумажные отходы только в тоннах, соответственно, собрав одну тонну, мы спасем 10 деревьев)
По мнению ученых, ежедневно в Москве выбрасывается около 25 тонн макулатуры, большая часть которой попадает в мусор из жилого сектора.
В таблице ниже, показаны примерные цены на принимаемую макулатуру по ГОСТу 10700-97. Цены указаны за тонну и действительны с 1.10.2010
Наименование вторичного сырья | макулатура цена Вывоз нашей машиной | макулатура цена Ваша доставка вторсырья к нам на склад |
Картон, гофро-картон (кипы) | 1500 - 4500 руб. | 2000 - 4700 руб. |
Картон, гофро-картон (россыпь, связки) | 500 - 1500руб. | 1500 - 3000 руб. |
Раздельно (журналы, газеты, книги, брошюры, листовки, бумага А4) | 800 - 3000 руб. | |
Разовая загрузка машины не менее 1 тонны.
- Стоимость макулатуры находится в рамках от 300 до 4500 р. за одну тонну макулатуры.
- Самая низкая цена макулатуры на сбор (смешанная бумага разных сортов).
- Самая дорогая стоимость макулатуры у отходов чистой белой бумаги
- На стоимость сдаваемой макулатуры влияют следующие факторы:
А) Условия доставки: наша машина (цена макулатуры ниже) или Ваш транспорт (стоимость макулатуры Выше).
Б) Упаковка: прессованная (макулатура дороже) или нет.
В) Замусоренность или влажность макулатуры.
Г) Объем сдаваемой макулатуры (чем больше, тем дороже макулатура).
Д) Сорт макулатуры (выше сорт - выше цена)
II.Документация по сбору макулатуры
СП 2398-81 Санитарные правила по сбору школьниками вторичного сырья
Утверждаю Главный государственный санитарный врач СССР,
Заместитель Министра здравоохранения СССР П.Н.БУРГАСОВ
14 мая 1981 года
Согласовано с Заместителем Министра просвещения СССР В.П.КОРОТОВЫМ 13 мая 1981 года
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО СБОРУ ШКОЛЬНИКАМИ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ
1. Школьникам разрешается проводить сбор только следующих видов сырья:
а) металлического лома (кроме консервных банок);
б) бумажной макулатуры.
2. К сбору вторичного сырья допускается привлекать учащихся школ, начиная с 5 класса, которые к этому виду общественно полезного труда допущены врачом.
Учащиеся 3-4 классов могут допускаться к сбору бумажной макулатуры.
3. Учащимся 3-6 классов разрешается сбор вторичного сырья только в квартирах, где они проживают.
Учащимся 7-10 классов разрешается проводить сбор вторичного сырья в учреждениях (кроме медицинских), магазинах и предприятиях.
В этом случае объекты сбора вторичного сырья должны быть предварительно согласованы директором школы с санитарно-эпидемиологическими станциями.
4. Категорически запрещается школьникам проводить сбор вторичного сырья путем обхода квартир, во дворах, из мусоросборников, на рынках, свалках и других местах, неблагополучных в санитарно-эпидемическом отношении.
5. Для передвижения тяжестей (собранная бумажная макулатура) должны иметься специальные приспособления в виде тележек, носилок, санок, сеток, мешков и т.д., соответствующие возрастным возможностям школьников.
6. Переноска тяжестей допустима для детей:
8 - 10 лет - не более 3 кг;
11 - 12 лет - не более 4 кг;
13 - 14 лет - не более 6 кг;
15 лет - не более 8 кг.
7. Школьники должны быть обеспечены рукавицами и халатами для сбора вторичного сырья.
8. Хранение собранного сырья разрешается в сараях или в других приспособленных для этих целей помещениях, изолированных от учебных и вспомогательных помещений школы.
9. Во избежание захламления школьного участка, собранное вторичное сырье должно своевременно вывозиться.
10. Сбор вторичного сырья должен проводиться при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований.
До начала сбора вторичного сырья директор школы обязан с помощью медицинских работников организовать в классах беседы о соблюдении правил личной гигиены с целью предупреждения инфекционных заболеваний и заражения глистами, а также о правилах ТБ.
11. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на директора школы.
12. Контроль за их выполнением возлагается на медицинских работников школы и санитарно-эпидемиологические станции.
Формы организации диагностики: нами был проведен социологический опрос среди учеников и родителей 1-11 классов.
I.Социологический опрос учеников Филиала СОШ МБОУ СОШ с.Большой Труёв- СОШ с.Явлейка по теме проекта.
В опросе приняло участие 85 учеников 1-11 классов.
1. Хотели бы Вы, чтобы в нашей школе был создан денежный "Фонд новых возможностей Ученического Самоуправления"?
а) да 83%
б) нет17%
2. Как Вы относитесь к идее заработка денежных средств путем сбора макулатуры?
а) положительно 77%
б) отрицательно 7%
в) затрудняюсь ответить 16%
3. Готовы ли Вы лично ради новых возможностей Ученического Самоуправления участвовать в акции по сбору макулатуры?
а) да 54%
б) нет 46%
4. Как бы Вы реализовали заработанные средства от сбора макулатуры?
Большая часть опрошенных - за дизайн и оформление школы.
Так же ученики хотят полученные средства от сбора макулатуры потратить на проведение школьных дискотек, на приобретение фирменных маек и повязок с эмблемой школы, на проведение летней оздоровительной кампании.
II.Социологический опрос родителей
Родители с сожалением отмечали, что сейчас в школе нет таких мероприятий, как сбор макулатуры и металлолома.
Обработав полученные результаты, мы пришли к выводу, что сбор макулатуры - это дело нужное и полезное. Это такое дело, которое работает на социализацию детей в обществе.
Перспективы развития проекта. Инициативная группа вела работу по данному проекту в течение 2016-2017 учебного года, привлекая родителей и остальных учеников класса. В 2017-2018 учебном году проект будет продолжен.
Возникшие риски:
Прогнозирование возможных отрицательных результатов исследования с указанием компенсирующих мероприятий: | Низкая активность учащихся | - Убеждали учащихся в нужности и полезности сбора макулатуры - Устраивали «капиталистические» соревнования -Широко освещали итоги акций по сбору макулатуры на школьном сайте |
| 2.Временные затраты учеников и родителей | - Определили группу родителей, способных оказать помощь в сборе и перевозке бумаги - Организовали работу по группам -Чётко определяли время и этапы проведения акции |
| 3.Отсутствие материальной выгоды | -Организовали волонтёрское движение - провели совместную работу родителей и детей - подростков -Награждали победителей и участников грамотами, памятными призами |
План реализации проекта
Пиар-компания (раскрутка идеи) – проведение Совета старшеклассников, агитационная работа – 1 неделя
Организация процесса – создание бригад, пункта приема макулатуры, инструктаж участников проекта – 1 неделя
Сбор макулатуры – в течение учебного года
Сдача макулатуры – по мере накопления.
Условия и реквизиты
На школьной территории имеется помещение-склад, которое можно оборудовать под пункт приема макулатуры. Необходимо иметь минимум средств для этого: весы, формы отчетности, мотки веревки для перевязки кип.
Мотивация учащихся на сбор макулатуры:
.В нашей школе есть Рейтинг активности классов в течение года, в котором можно отражать успехи тех или иных классов по сбору макулатуры.
На различных конкурсах на собранные средства можно устраивать поощрительные призы и памятные подарки
Форма отчетности
1-11 классов по сбору макулатуры
№/№ | Класс | Кол-во собранной макулатуры, кг. | Вид макулатуры | Источник макулатуры | Роспись завхоза |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
Правила сбора макулатуры (кодекс чести):
Не брать макулатуру непотребного вида (грязная, рваная).
Не брать ту бумагу, которая может еще принести пользу.
Не использовать силовые методы при сборе макулатуры.
Не воровать.
Сортировать и спрессовывать бумагу.
Бюджет проекта
Проект в финансировании не нуждается. Работа детей и родителей носит волонтёрский характер. Деньги, полученные при сдаче макулатуры, будут использованы для организации летней оздоровительной кампании.
Этапы и методы реализации проекта:
Описание основных этапов:
Описание основных этапов проекта с указанием сроков: | Подготовительный этап Январь-февраль | Сбор и накопление информации о нужности сбора макулатуры Проведение эколого-просветительской работы |
Основной этап март - май | Проведение акций по сбору макулатуры |
Аналитический этап Май | Анализ проделанной работы, выявление и награждение победителей среди учеников и родителей. |
Содержание проекта
№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственное лицо |
1 | Общеклассный сбор по обсуждению важности и значимости реализуемого проекта «Сбор макулатуры – дело нужное или бесполезная трата времени?» | январь | Классный руководитель, актив класса |
2 | Создание экологической копилки: сбор и подготовка материала для проведения эколого-просветительской работы в школе | февраль | Классный руководитель, актив класса |
3 | Экологические часы по звеньям Видеолектории. Конкурсы рисунков, экологических плакатов, буклетов Создание эко-стенда на тему «И это тоже макулатура» | февраль | Классный руководитель, актив класса |
4 | Организационная линейка «Старт проекта». | март | Классный руководитель, актив класса |
5 | Сбор макулатуры | март-май | Учащиеся школы, родители, классные руководители |
6 | Творческий отчёт учащихся перед Советом старшеклассников и родителями о ходе работы по проекту | май | Классный руководитель, актив класса |
II. Практическая деятельность по реализации проекта
1.Учащиеся нашего класса как организаторы проекта предоставили каждому участнику проекта пакет образовательных материалов для самостоятельного проведения классных часов о переработке бумаги.
2. Мы сами проводили в 1-5 классах эколого-просветительские уроки на тему «Бумага из макулатуры – решение экологической проблемы», « Бумага в нашей жизни», «Вторая жизнь бумаги», «Переработка бумаги» и др. Осуществляли демонстрацию презентаций и видеороликов.
3. Мы проводили конкурсы рисунков, акции «Книга в дар библиотеке», «Сохрани учебник», «Сбор макулатуры».
4. Участвовали в реализации подпроекта в рамках внеурочной деятельности «Бумажная фантазия»
5. Актив нашего класса находил поддержку социальных партнеров нашего проекта, которые обеспечивали транспортное средство и согласовывали дату для вывоза собранной макулатуры.
6. В намеченные сроки организовали пункт приема макулатуры:
- развешивали агитационные плакаты;
-оборудовали пункт приема макулатуры;
- вели статистику и учет собранной макулатуры.
6. По итогам акции по сбору макулатуры проводилось награждение лучших участников акции.
7. О результатах проведения акции готовились фотоотчёты, результаты размещались на сайте школы.
Результативность проекта:
Продуктами проекта являются:
Буклеты и агитационные листки о бережном расходовании бумаги.
Рисунки о значимости вторичного сырья из бумаги.
Эко-стенд «И это тоже макулатура»
Акции «Книга в дар библиотеке», «Сохрани учебник», «Сбор макулатуры».
Подпроект «Бумажная фантазия» (в рамках внеурочной деятельности совместно с учителем ИЗО)
Возможность использования материалов проекта.
Продукты проекта распространяются среди учителей школьного методического объединения классных руководителей, учителей биологии, химии и географии.
Итоги работы. Можно сказать, что наш проект полностью реализован. В ходе работы были проведены экологические лекции, эколого-просветительские уроки, конкурсы рисунков, выпуск буклетов, мастер классы, экологические акции, творческие проекты, видео-уроки. Общая работа над проектом сплотила детей и родителей, положительно повлияла на формирование классного коллектива. Собранные средства от сдачи макулатуры в 2016-2017 учебном году (хоть и скромные) были использованы на проведение летней оздоровительной компании (покупка поощрительных призов за участие в конкурсах). Но наша работа на этом не заканчивается. Проект будет продолжаться и в следующем учебном году.
Выводы
Мы, как инициаторы данного проекта считаем, что польза от него велика и заключается она в следующем:
1. С помощью нашего проекта мы избавляемся от мусора (старые газеты, журналы, картонные коробки и упаковка, старые книги).
2. За счет заработанных средств мы создали Ученический фонд для удовлетворения школьных нужд и реализации новых возможностей (хоть пока и скромных).
3. Спасаем деревьев от их вырубки.
4. Сплотили коллектив учащихся своего класса (да и многих других).
5. Привлекли внимание общественности (детей, их родителей, педагогов и администрация школы) к проблемам окружающей среды.
6. И самое главное – мы помогаем сделать мир чуточку лучше…
Источники получения информации:
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей, классных руководителей, студентов пед. учеб.заведений, слушателей ИПК — Изд-е 2-е, доп. и перераб
Ступницкая М.А Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / худож, А.А. Селиванов. В помощь учителю ~ Ярославль: Академия развития, 2008 НШ.
http://uralecoservice.ru /interesnye-fakty-o-makulature
http://www.spasi-derevo.ru /
http://ekol-ush.narod.ru /07.htm
15