СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическое развитие России в 60-90 гг.XIX в.8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономическое развитие России в 60-90 гг.XIX в.8 класс

Просмотр содержимого документа
«Экономическое развитие России в 60-90 гг.XIX в.8 класс»

Экономическое развитие России в 60-90 гг.XIX в. 8 класс

Экономическое развитие России в 60-90 гг.XIX в.

8 класс

ПЛАН 1. Развитие промышленности. 2. Развитие сельского хозяйства. 3. Развитие транспорта и торговли. 4. Итоги развития экономики России к концу XIX в.

ПЛАН

  • 1. Развитие промышленности.
  • 2. Развитие сельского хозяйства.
  • 3. Развитие транспорта и торговли.
  • 4. Итоги развития экономики России к концу XIX в.
Понятие модернизации Модернизация – от modern, современный . Модернизация – процесс перехода  от традиционного общества к современному. Традиционное общество опирается на аграрную модель экономики, современное – на индустриальную  (в конце ХХ – начале XXI в. – на постиндустриальную). Традиционному обществу присуща  мифологическая картина мира, современному – научная. Традиционное общество развивается циклично,  современное постоянно обновляется. Традиционному обществу присуще преобладание коллективистских ценностей,  современному – индивидуалистических.

Понятие модернизации

Модернизацияот modern, современный .

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к современному.

Традиционное общество опирается на аграрную модель экономики, современное – на индустриальную (в конце ХХ – начале XXI в. – на постиндустриальную).

Традиционному обществу присуща мифологическая картина мира, современному – научная.

Традиционное общество развивается циклично, современное постоянно обновляется.

Традиционному обществу присуще преобладание коллективистских ценностей, современному – индивидуалистических.

Развитие промышленности В пореформенной России стали быстро развиваться добывающие отрасли экономики, занятые добычей полезных ископаемых, и прежде всего каменного угля и нефти, обеспечивающих топливом фабрики и паровой транспорт. В последнее десятилетие XIX в. главным центром добычи каменного угля стал Донбасс, где производилось 70 % этого сырья. На Каспийском море сформировался Бакинский нефтедобывающий район. Скважины Баку к середине 1890-х гг. давали 90 % нефти страны. Новым для России видом продукта, который получали из нефти, стал керосин. Нефтяные промыслы в Баку. Фото 1890-х гг.

Развитие промышленности

В пореформенной России стали быстро развиваться добывающие отрасли экономики, занятые добычей полезных ископаемых, и прежде всего каменного угля и нефти, обеспечивающих топливом фабрики и паровой транспорт. В последнее десятилетие XIX в. главным центром добычи каменного угля стал Донбасс, где производилось 70 % этого сырья. На Каспийском море сформировался Бакинский нефтедобывающий район. Скважины Баку к середине 1890-х гг. давали 90 % нефти страны. Новым для России видом продукта, который получали из нефти, стал керосин.

Нефтяные промыслы в Баку. Фото 1890-х гг.

Развитие промышленности Развитие добывающей промышленности способствовало возрастанию роли российской продукции в мировом производстве. Рост топливной базы позволил сделать шаг в хозяйственном развитии страны: появились первые электростанции. Индустриальное развитие страны всегда связано с машиностроением, то есть с тяжёлой промышленностью. России открывались новые месторождения руды, которые превращались в центры о добычи и переработки металлов, производства из них промышленных изделий.

Развитие промышленности

Развитие добывающей промышленности способствовало возрастанию роли российской продукции в мировом производстве.

Рост топливной базы позволил сделать шаг в хозяйственном развитии страны: появились первые электростанции.

Индустриальное развитие страны всегда связано с машиностроением, то есть с тяжёлой промышленностью.

России открывались новые месторождения руды, которые превращались в центры о добычи и переработки металлов, производства из них промышленных изделий.

Развитие промышленности Отмена крепостного права позволила приступить к более эффективному использованию природных ресурсов страны. Складывалась производственная система, способная обеспечить всестороннее развитие различных отраслей промышленности: у страны была своя топливная база и сырьё для тяжёлой и лёгкой промышленности. Особо важным было развитие металлургии и машиностроения — основа для технического переоснащения всего производства .

Развитие промышленности

Отмена крепостного права позволила приступить к более эффективному использованию природных ресурсов страны. Складывалась производственная система, способная обеспечить всестороннее развитие различных отраслей промышленности: у страны была своя топливная база и сырьё для тяжёлой и лёгкой промышленности. Особо важным было развитие металлургии и машиностроения — основа для технического переоснащения всего производства .

Приток иностранного капитала Витте придавал притоку иностранного капитала огромное значение, считая, что рост российской промышленности тормозит «бедность капиталами». Иностранные инвестиции  в России: 1870 г. 26,5 млн. руб. 1890 г. 214,7 млн. руб. 1900 г. 911,0 млн. руб. С 90-х гг. первое место на российском рынке занял франко-бельгийский капитал, оттеснив германский  на второе место. Государственная 4% рента – главная бумага русского государственного долга.

Приток иностранного капитала

Витте придавал притоку иностранного капитала огромное значение, считая, что рост российской промышленности тормозит «бедность капиталами».

Иностранные инвестиции в России:

1870 г. 26,5 млн. руб.

1890 г. 214,7 млн. руб.

1900 г. 911,0 млн. руб.

С 90-х гг. первое место на российском рынке занял франко-бельгийский капитал, оттеснив германский на второе место.

Государственная 4% рента – главная бумага русского государственного долга.

Сельское хозяйство . Сельское хозяйство в это время оставалось главным сектором российской экономики. На внешнем рынке по продаже зерновых Россия успешно выдерживала конкуренцию с другими странами. Прирост продукции достигался за счёт экстенсивного ведения хозяйства. Промышленный переворот слабо коснулся сельскохозяйственного производства .

Сельское хозяйство

.

Сельское хозяйство в это время оставалось главным сектором российской экономики. На внешнем рынке по продаже зерновых Россия успешно выдерживала конкуренцию с другими странами. Прирост продукции достигался за счёт экстенсивного ведения хозяйства. Промышленный переворот слабо коснулся сельскохозяйственного производства .

Развитие транспорта и торговли Железные дороги: 1889 г. – 31 тыс. верст; 1/4 – казенные 1892 г. – 53 тыс. верст, 2/3 – казенные Особенностью данного периода железнодорожного строительства является то, что оно охватило окраинные районы империи — Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.

Развитие транспорта и торговли

Железные дороги:

1889 г. – 31 тыс. верст; 1/4 – казенные

1892 г. – 53 тыс. верст, 2/3 – казенные

Особенностью данного периода железнодорожного строительства является то, что оно охватило окраинные районы империи — Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.

Развитие транспорта и торговли Завершался промышленный переворот на речном транспорте: в 1860 г. в России имелось около 400 пароходов, а к 1895 г. — уже 2,5 тысячи. Начиная с 1862 г. предприниматели (первым из них был купец В.А. Кокорев) занялись строительством конно-железных дорог в крупных городах. Первая из них была построена в 1872 г. в Москве (от Красной площади до Смоленского (Белорусского) вокзала). Линии конок были одноколейными, с разъездами. Скорость — 6—8 вёрст в час. В пореформенный период в три раза увеличился объём внешней торговли

Развитие транспорта и торговли

  • Завершался промышленный переворот на речном транспорте: в 1860 г. в России имелось около 400 пароходов, а к 1895 г. — уже 2,5 тысячи.
  • Начиная с 1862 г. предприниматели (первым из них был купец В.А. Кокорев) занялись строительством конно-железных дорог в крупных городах. Первая из них была построена в 1872 г. в Москве (от Красной площади до Смоленского (Белорусского) вокзала). Линии конок были одноколейными, с разъездами. Скорость — 6—8 вёрст в час.
  • В пореформенный период в три раза увеличился объём внешней торговли
Итоги развития экономики России к концу XIX в. Россия по темпам роста промышленного производства стала превосходить другие страны. Если в 1861 г. доля нашей страны в мировом производстве составлял 1,72 % (уступая Англии в 18 раз, Германии в 9 раз), то к концу XIX в. она уже составляла 6 %, а по объёму промышленного производства Россия вышла на пятое место в мире. Из особенностей отечественной экономики следует выделить, с одной стороны, решающую роль государства, с другой — с привлечение иностранного капитала. Развитие промышленности в разных регионах страны шло неравномерно: чем дальше от центра, тем в меньшей степени сказывалось влияние процесса индустриализации.

Итоги развития экономики России к концу XIX в.

  • Россия по темпам роста промышленного производства стала превосходить другие страны. Если в 1861 г. доля нашей страны в мировом производстве составлял 1,72 % (уступая Англии в 18 раз, Германии в 9 раз), то к концу XIX в. она уже составляла 6 %, а по объёму промышленного производства Россия вышла на пятое место в мире.
  • Из особенностей отечественной экономики следует выделить, с одной стороны, решающую роль государства, с другой — с привлечение иностранного капитала. Развитие промышленности в разных регионах страны шло неравномерно: чем дальше от центра, тем в меньшей степени сказывалось влияние процесса индустриализации.
Домашнее задание Параграф 25 Вопросы стр.

Домашнее задание

  • Параграф 25
  • Вопросы стр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!