СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Косыгинская реформа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен Косыгинской реформе. Учащиеся получат знание и понимание причин реформы, суть реформы итоги реформы.

Просмотр содержимого документа
«Косыгинская реформа»

Экономическое развитие СССР в 1964-1985гг.

Попытки реформ.

Цель:

  1. Показать неизбежность изменения советской экономической системы в сер. 60-х годов;

  2. Раскрыть основные направления экономической реформы 1965;

  3. Раскрыть причины неудач реформирования.


ХОД УРОКА

В 1964 г. К власти пришел Леонид Ильич Брежнев и не смотря на то, что при правлении Никиты Сергеевича Хрущева уже были проведены экономические реформы, Брежнев Л.И. вновь берет курс на экономические преобразования в стране.

Вопрос учащимся:

Как вы думаете, какие недостатки в развитии сельского хозяйства и промышленности заставили советских руководителей провести реформы?

Если класс сильный они сами смогут назвать причины, если слабый в помощь выдается раздаточный материал. (Приложение 1)

В ходе беседы или работы с текстом составляется таблица.

Сельское хозяйство

Промышленность

  1. Отсутствие материального стимулирования.

  2. Административные формы управления.

  3. Экстенсивный путь развития.

  4. Борьба с приусадебными участками крестьян.

  5. Низкие закупочные цены на сельскохозяйственные продукты.

  6. Долги колхозов перед государством.

  1. Административные формы управления.

  2. Выполнение количественных показателей за счет качества.

  3. Ограниченность самостоятельности предприятий.

  4. Недостаточная ответственность предприятий за нарушение сроков доставки продукции.

  5. Формальный хозрасчет.

  6. Экономические рычаги используются слабо.



Таким образом, из вышесказанного видно, что наша страна нуждалась в экономических преобразованиях. И в 1965 г. Была проведена экономическая реформа под руководством Алексея Николаевича Косыгина.

Задание учащимся: На доске вам даны схемы аграрной и промышленной реформы, изучите данные схемы и на основе этих схем составьте рассказ об экономической реформе Косыгина А.Н. (двое учащихся составляют рассказ (Приложение 2,3) или весь класс работает со схемами по предложенным вопросам).

Работа с классом по схемам:

  1. На что сделало руководство страны главную ставку в экономических реформах?

  2. Какие меры для поддержки производителя планировалось осуществить в ходе реформы промышленности?

  3. Охарактеризуйте основные направления реформирования аграрного сектора?

  4. Как должны были строиться отношения между предприятиями и отраслевыми министерствами?

  5. Какие недостатки, на ваш взгляд, были уже заложены в аграрной и промышленной реформе?


Для того чтобы подвести итоги экономической реформы мы должны проанализировать статистические данные темпов экономического роста за несколько пятилеток вперед.


Темпы экономического роста

Средний годовой прирост основных показателей, %

Пятилетки

1966-1970 гг.

1971-1975 гг.

1976-1980 гг.

1981-1985 гг.

Национальный доход

7,2

5,1

3,8

3,1

Промышленное производство

8,5

7,4

4,4

3,4

Сельскохозяйственное производство

3,

2,5

1,7

1,1

Реальные доходы на душу населения

5,9

4,4

3,4

2,1

Производительность труда

6,8

4,5

3,3

3,1

Работа с классом по таблице:

  1. Какие выводы можно сделать об итогах реформы 1965г. исходя из данных таблицы?

  2. Какая пятилетка была успешной? Почему?

  3. Почему, несмотря, на предпринятые меры, положение в экономике ухудшалось?


Таким образом, исходя, из данных таблицы можно сделать вывод, что реформа 1965г. провалилась. Политики, историки и экономисты изучив данный вопрос, высказали свои суждения о причинах провала экономических реформ. На ваших партах лежит раздаточный материал с их высказываниями, прочитайте их суждения и ответьте на вопросы к документу (Приложение 4).


Итоги урока: попытки реформирования страны в период правления Хрущева Н.С. и Брежнева Л.И. ни к чему не привели. Все экономические реформы ждал крах. Т.к., реформы представляли угрозу политической стабильности строя. Из этого можно сделать вывод о том, что реформирование экономики может удаться только в том случае, если будет реформирован политический строй.

Домашнее задание: Проведите интервью с родственниками на тему: «Чем памятны для вас брежневские времена?». Попытайтесь ответить на вопрос: «Какое отношение к эпохе Брежнева Л.И. доминирует в рассказе? С чем это связано?».Приложение 1


О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. 4 ОКТЯБРЯ 1965 г.



В плановом руководстве промышленностью чрезвычайно большое место занимают административные формы и методы, а роль экономических методов принижена. Плановые задания ориентируют предприятия главным образом на выполнение количественных показателей. Самостоятельные предприятия в развитии производства и изыскании наилучших способов выполнения государственных планов необоснованно ограничена…

Недостаточна ответственность предприятий за нарушение сроков доставки продукции потребителям и за выпуск продукции низкого качества… Хозяйственный расчет на предприятиях является в значительной мере формальным. Прибыль, премия, кредит и другие экономические рычаги слабо используются в планировании и хозяйственной деятельности.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают необходимым изменить методы планового руководства промышленностью в следующем направлении:

  • обеспечить наиболее правильное сочетание централизованного государственного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий и усилением экономического стимулирования промышленного производства;

  • расширить права предприятий на основе полного хозяйственного расчета. По мере повышения эффективности производства и роста ресурсов предприятий увеличивать размер средств, оставляемых в распоряжении предприятий для развития производства и поощрения работников;

  • оценивать результаты деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли (рентабельности производства) и по выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции;

  • поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий…

повышение роли экономических методов в плановом руководстве промышленным производством и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий должно осуществляться на основе дальнейшего централизованного планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда…

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК.Т..М. .С.-456-457.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ


  1. Изучите текст, выделите указанные в нем недостатки прежних форм управления и руководства промышленностью.

  2. Вычлените и оцените намечаемые меры для усиления экономических рычагов и расширения самостоятельности предприятий. На ваш взгляд, позволяли ли они построить новую децентрализованную систему управления промышленностью?

  3. Определите, какие из перечисленных направлений являлись абсолютизацией сложившихся ранее форм руководства предприятиями. Подумайте, повлияли ли они и каким образом на реализацию основных задач реформы.

Выскажите свое мнение: хозяйственная реформа 1965г. – это продолжение реформаторского курса Хрущева Н.С. или инициатива нового руководства страны? Ответ аргументируйте.

Приложение 4


СУЖДЕНИЯ ПОЛИТИКОВ

«Косыгинская реформа» была для своего времени достаточно смелой, прежде всего в плане расширения самостоятельности предприятий и товарно-денежных отношений между ними. Хорошо помню, какое оживление она вызвала в обществе, какие породила надежды, оказав положительное влияние на развитие экономики в восьмой пятилетке, пожалуй, наиболее успешной в послевоенные годы.

Реформа тех лет была по преимуществу технократической, не получила должного политического обоснования, больше того – общественного развития: ведь оно шло не в сторону демократизации, а к «завинчиванию гаек», особенно после подавления «пражской весны».

Немаловажную роль… сыграло и то, что Брежнев, стоящая за ним партократия, оказалась как бы в стороне от разработки и осуществления реформы, ревностно следили за действиями главы правительства, не очень радовались его достижениям и не очень печалились неудачам, а порой и вставляли палки в колеса…»

Горбачев М.С. Жизнь и реформы.Кн.I.М.,1995.С.347


Косыгинская экономическая реформа 1965г. дала заметный толчок буксовавшему народному хозяйству. Только за восьмое пятилетие объем промышленного производства вырос в полтора раза, производительность труда – на одну треть.

Темпы роста товаров народного потребления наконец-то сравнялись с темпами роста средств производства, которым всегда отдавалось предпочтение… Хорошо было начато, сильно по тем временам: предприятия, обретая ранее неведомые права, вздохнули свободнее…

Реформу начали откровенно и резко скручивать в конце 60-х… Делали это с государственных высот те, кто изначально не принял нововведений. Те, кто сразу усмотрел в экономических преобразованиях угрозу политической стабильности строя и только повода дожидался, чтобы эту реформу придушить. И повод подоспел. Весна 68-го – «пражская весна» - не на шутку перепугала столпов и охранителей догматической идеологии.

Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений.М.,1995.С.44-45



СУЖДЕНИЯ ЭКОНОМИСТОВ

Экономическая реформа в сельском хозяйстве и в промышленности стала как бы инородным телом в сохраняемой системе экономических и общественных отношений, которое в конце концов было подавлено окружающей средой.

Ассимилировано с преобладающими в обществе отношениями.

Аганбегян А.Г. Советская экономика – взгляд в будущее.М., 1998.С.39.


Знаменитая «Косыгинская реформа»… заранее была обречена на провал вовсе не потому, что она была плохой. Она затрагивала интересы очень многих, прежде всего Брежнева, и ее под фанфары очень грамотно, компетентно, удавками, подзаконными постановлениями, актами прихлопнули… потому что она была политически абсолютно не подкреплена, потому что у всего аппарата, и прежде всего у Брежнева, она была бельмом в глазу. Он боялся, что, проведя эту реформу, Косыгин мог стать оппонентом, мог помешать ему превратиться в господина императора.

Шаталин С.С. Не гадаем на кофейной гуще//Правда.1998.4 мая.



СУЖДЕНИЕ ИСТОРИКА

Уже с первых шагов проведения реформы стало ясно, что она представляет собой набор разрозненных мер. Действительно, могли ли сочетаться расширение допущенной самостоятельности предприятий с усилением административных и экономических полномочий министерств, этих удельных княжеств?

Противоречия реформы отражали глубокие расхождения между возглавляемыми Брежневым сторонниками ограниченной децентрализации при сохранении в неприкосновенности роли политико-административной системы в функционировании экономики и объединившимися вокруг Косыгина приверженцами частичных рыночных реформ, готовыми в определенной степени довериться собственно экономическим регуляторам…

Верт Н.История Советского государства.1900-1991.М.,1992.С.391


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ


  1. Сопоставьте данные суждения. Определите то общее, что имеется в объяснении причин провала реформ. Выявите различия. Чье мнение, на ваш взгляд, более правомерно?

  2. Согласны ли вы с тем, что причиной торможения и в конечном счете свертывания реформы в начале 1970-х гг. было негативное отношение к ней Брежнева и его сторонников? Если да, то чем можно объяснить такую их позицию?

  3. Выскажите свое отношение к словам Н.И.Рыжкова о том, что начавшиеся тогда экономические преобразования представляли «угрозу политической стабильности строя». Поясните свое понимание этого утверждения.

  4. Укажите опираясь на первоисточники, основную причину неудачи экономической реформы 1965г. Спрогнозируйте, какие меры необходимо было принять для реализации ее задач.

  5. Подумайте, существует ли связь между преобразованиями в экономике и реформой политической системы. Если имеется, то в чем она состоит?


  1. Приложение 2

  2. ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕФОРМА 1965г.

  3. Приложение 3

    Упразднение совнархозов, восстановление отраслевых министерств

    Строительство жилья и объектов социально-бытового назначения

    Материальное поощрение рабочих и служащих

    Развитие производства

    Жесткие нормативы по объему продукции

    Качество

    Сокращение до минимума определяемых сверху показателей

    Предприятие



    Партнеры



    Министерство

    Часть доходов предприятие оставляло себе

    Усиление экономического стимулирования

    Изменение директивного планирования

  4. АГРАРНАЯ РЕФОРМА 1965 г.

  5. Увеличение социальной сферы села

    Высокие стабильные денежные оклады

    Программа химизации и мелиорации земель

    Закупалась дорогостоящая техника

    Строительство животноводческих и перерабатывающих комплексов

    Смягчены запреты на ведение личного хозяйства

    Увеличение капиталовложений в сельское хозяйство в 1966-1980 гг. 400 млрд. рублей

    50% надбавки за сверхплановую продажу продуктов государству

    Твердый план государственных закупок на 6 лет

    Повышены закупочные цены на с/х продукцию

    Специализация производства

    Списали долги прошлых лет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!