Экскурсия по Соборной площади Московского Кремля.
Мы с вами собираемся войти в Московский Кремль и посетить Соборную площадь. Наш путь пролегает через самую необычную из башен Кремля – Кутафью башню. Если обойти все башни, то можно заметить, что это башня единственная белого цвета, возможно это обусловлено тем, что это единственная из сохранившихся башен такого типа, а возможно это из-за того, что именно через нее в 16-17 веках Кремль был связан с Белым городом.
Кутафья башня

Сейчас мы с вами зашли на площадь через Кутафью башню. Это единственная башня, которая находится за пределами стен Кремля. Она расположена напротив Троицкой башни, а между ними река Неглинка, через которую перекинут мост. Кутафья башня была построена еще в начале 16 века при Иване III и до сих пор существует несколько версий происхождения ее названия. От слова «кут» — укрытие, угол, либо от слова «кутафья», обозначавшего полную, неповоротливую женщину.
Башня сооружена в 1516 году под руководством миланского архитектора Алевиза Фрязина. Невысокая, окруженная рвом и рекой Неглинной, с единственными воротами, которые в минуты опасности наглухо закрывались подъемной частью моста, башня была грозной преградой для осаждавших крепость. Она имела бойницы подошвенного боя и машикули. В XVI—XVII веках уровень воды в реке Неглинной был высоко поднят плотинами, так что вода окружала башню со всех сторон. Первоначальная высота ее над уровнем земли равнялась 18 метрам. Въехать в башню со стороны города можно было лишь по наклонному мосту.
Троицкий мост.
Мы с вами проходим по Троицкому мосту — один из старейших каменных мостов в Москве через реку Неглинную и единственный уцелевший до нашего времени. Этот мост с 16 по начало 19 века служил одним из рубежей, который защищал Кремль от врага. Троицкий мост соединял район Кремля с торговым и ремесленным Белым городом за рекой Неглинной Парадный путь через мост внутрь Кремля вёл к Патриаршим палатам и к покоям царицы и царевен.
Троицкая башня.
Троицкая башня – самая высокая башня Московского Кремля, расположенная посередине северо-западной части Кремлёвской стены.
Сама башня построена в конце 15 века под руководством итальянского архитектора Алевиза Фрязина.
Высота башни вместе со звездой - 80 метров.
Изначально, как и другие башни Кремля, башня имела важное оборонное значение, при подготовке Москвы ко шведскому вторжению в 1707 году по указу Петра I башенные бойницы были расширены для установки современных на тот момент тяжёлых пушек.
В прошлом над Троицкими воротами находилась икона Казанской Божией Матери, повреждённая при штурме Кремля в 1917 году и пропавшая в советские годы.
Интересно, что в 16-17 веках в двухэтажном основании башни располагалась тюрьма.
На сегодняшний день в Троицкой башне размещается Президентский оркестр России: в её внутренних помещениях расположены студии звукозаписи, офисы и репетиционный зал. Кроме того, Троицкие ворота являются главным входом на территорию Кремля для горожан и туристов.
Мы с вами двигаемся дальше. Наша цель – это Соборная площадь именно она является историческим и архитектурным центром Московского Кремля.

С левой стороны мы с вами видим Арсенал Московского Кремля — памятник архитектуры 18 – 19 вв. Он был заложен еще Петром I в 1701 году как «Цейхгауз» что в переводе с немецкого – «оружейный дом». Арсенал задумывался не только как оружейный склад, но и как музей русской боевой славы: ещё в 1702 году царь приказал свозить сюда с Украины и из Смоленска орудия, захваченные в боях с неприятелем и «для памяти на вечную славу поставить». В 1819 году вдоль фасада здания расставили 875 трофейных пушек, отбитых у наполеоновских интервентов.
С правой стороны расположен Государственный Кремлёвский дворец построенный по инициативе Никиты Хрущёва, первоначально предназначался для проведения съездов КПСС, а также выполнял функции площадки для театральных постановок, концертов и других общественных мероприятий. С момента открытия главный зал был передан в эксплуатацию Большому театру и функционировал как его вторая сцена. Здесь проходили оперные и балетные выступления из театрального репертуара.
Соборная площадь.
Мы с вами выходим прямиком на Соборную площадь Кремля.
Соборная площадь в Московском Кремле одна из самых поразительных площадей, которая есть в России. Она удивительна. Все здания стоят как бы отдельно и совершенно свободно, но человек чувствует себя в замкнутом пространстве. Пространство замкнуто, но вместе с тем и раскрыто— главным образом в сторону Москвы-реки.
За многовековую историю Соборной площади её облик кардинально изменялся неоднократно. Первоначально по периметру центральной площади Кремля возводились главным образом деревянные соборы, церкви и гражданские здания. Некоторые из них погибли в огне многочисленных московских пожаров, другие приходили со временем в ветхость, и на их месте возводились новые. Практически все существующие ныне на площади храмы имели более ранних предшественников.
Церковь Двенадцати Апостолов
Московские митрополиты, а затем патриархи жили на территории Кремля начиная с начала XIV века именно для них были возведены палаты, которые в последующем будут называться – «Патриаршие палаты». В 1652—1656 годах при Никоне старые постройки были разобраны, и на их месте сооружены новые трёхэтажные палаты и домовая церковь.
По размерам и роскоши убранства Патриаршие палаты не уступали царскому Теремному дворцу. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница. Интерьер Крестовой палаты поражал современников. Здесь патриархи совершали службы, кроме великих праздников, когда богослужения проходили в Успенском соборе. В 1691 году (при патриархе Адриане) над палатами был надстроен новый этаж, от которого до нашего времени сохранилась так называемая Петровская палатка (по легенде, в 1682 г. в ней пряталась от взбунтовавшихся стрельцов царица Наталья Кирилловна с малолетним Петром). После упразднения патриаршества с 1721 года в палатах расположилась Московская Синодальная контора. Под руководством архитектора Ивана Зарудного церковь Двенадцати апостолов была разделена на два этажа, и на верхнем разместили патриаршую библиотеку.
В настоящее время в помещениях палат располагается музей прикладного искусства и быта России XVII века. Помимо экспонатов, включённых в экспозицию музея, в палатах и церкви сохранились элементы первоначального убранства. В церкви сохранились фрагменты настенной росписи XVII века в барабанах, но иконостас (также XVII века) — не оригинальный (перенесён из Вознесенского монастыря).
Успенский собор

Собор является старейшим полностью сохранившимся зданием Москвы. Построен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода.
В 1472-м состоялась торжественная церемония закладки храма. В качестве образца строительства был выбран Успенский собор во Владимире. Внутри здания устроили временную деревянную церковь, в которой Иван III сочетался браком с Софьей Палеолог.
Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности. Среди гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. В помещениях храма были устроены стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Часть металла удалось вернуть при отступлении войск.
Также в Соборе происходили церемонии венчания на российский престол. Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. Именно в этом соборе в 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года и это была коронация последнего русского императора Николая II.
В данный момент в Соборе расположен музей.
Колокольня Ивана Великого
Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложена церковь святого преподобного Иоанна Лествичника. Созданная Боном Фрязином постройка оказалась уникальной по своей прочности. Долгое время учёные считали, что фундамент колокольни Ивана Великого доходит в глубину до уровня Москвы-реки.
Колокольня Ивана Великого стала примером заимствования итальянской традиции отдельно стоящих колокольных башен — кампанил — в русской архитектуре. В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, русский зодчий Фёдор Конь надстроил третий ярус колокольни.
Во время Отечественной войны 1812 года между Российской империей и наполеоновской Францией солдаты французской армии разграбили Кремль, в том числе колокольню и храм. Во время оккупации Москвы войсками Наполеона в нижнем ярусе колокольни находился штаб генерала Лористона. По приказу Наполеона с колокольни был снят позолоченный железный крест, установленный годом ранее на месте креста конца XVII века.
В первые месяцы Великой Отечественной войны, с июня по сентябрь 1941 года, в помещении Успенской звонницы находился командный пункт Кремлёвского полка. Рядом, внутри Царь-колокола, располагался узел связи.
Архитектурный ансамбль колокольни состоит из трёх объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Включает в себя действующий православный храм, выставочный зал музеев Московского Кремля и музей, посвящённый истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.
Благовещенский собор

Это один из старейших и красивейших храмов России. Его строительство датируется XIII веком. Многие туристы и паломники приезжают из разных точек земного шара, чтобы взглянуть на неповторимую архитектуру здания и окунуться в атмосферу древней православной Руси.
За времена существования Благовещенского собора Московского Кремля его много раз перестраивали, реконструировали и достраивали. Первое упоминание о храме датируется 1291 годом. Из древнего предания известно, что указание о начале строительства было дано сыном Александра Невского Андреем. На территории Кремля была построена деревянная Благовещенская церковь. Существует версия, что изначально собор называли храмом Рождества Богоматери. В 1397 году в церковь из Византии была доставлена икона «Спас в ризе белой».
В XV веке Иван III, подверженный влиянию европейских архитекторов, начал грандиозную перестройку и реконструкцию Кремля. Благовещенскую церковь тоже решено было перестроить. На месте деревянного здания на белокаменном подклете вырос трехкупольный храм.
Во времена правления династии Романовых храм оберегался и украшался. Во время первой мировой войны разрушительным снарядом было значительно повреждено крыльцо собора.
После революции Благовещенский собор был закрыт и в нем сделали музей.
Собор святого Архангела Михаила
История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах.
В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый. С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского, и др. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.
Во время оккупации Москвы французами в 1812 году собор подвергся разорению: были испорчены иконы, раки лишили окладов и украшений. В алтаре находилась кухня Наполеона, а на царских гробницах стояли винные бочки. После окончания Отечественной войны все похищенные украшения заменили новыми, промыли иконы и очистили росписи от копоти.