СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационный материал по обществознанию,10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал по обществознанию,10 класс»

Экзаменационная работа по обществознанию в 10 классе

Часть 1





Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или

последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте

работы


1.Запишите слово, пропущенное в таблице.


Характеристика форм духовной культуры


ФОРМА ДУХОВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Религия

Взгляды и представления людей, основан-

ные на вере в сверхъестественное

Сфера ценностей (оценок) и норм

(правил), регулирующих жизнь с позиций

гуманизма, добра и справедливости



Ответ: ___________________________.




2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим

для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово

(словосочетание).


Преступление; правонарушение; кража; мелкое хулиганство; проступок.


Ответ: ___________________________.



3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

обозначают формы политического участия граждан.


1) выборы; 2) регистрация юридического лица; 3) уплата налогов;

4) обращение в органы государственной власти; 5) референдум; 6) членство

в политической партии.


Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу

цифры, под которыми они указаны.


Ответ:




4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми

они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой

детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически

обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных

черт и качеств.

3) Человек наследует моральные нормы.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека

служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам

деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.


5. Школьник готовится к контрольной работе. Установите соответствие между

примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной

в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


А) пройденный материал 1) объект деятельности

Б) школьник 2) субъект деятельности

В) школьный учебник 3) цель деятельности

Г) хорошая отметка 4) средство деятельности

Д) справочник


Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д







6. В 1993 году в стране Z начались социально-экономические реформы. В 1993 и в 2013 гг.

в стране Z социологической службой были проведены опросы совершеннолетних

граждан. Им задавали вопрос: « Какое образование необходимо человеку для того,

чтобы достичь успеха в жизни? ».


Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.


Мнение

% выбравших это мнение

1993

2013

Среднее общее образование

13

13

Среднее профессиональное образование

17

24

Высшее профессиональное образование

25

52

Успех в жизни вообще не зависит от образования

45

11



Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы,

и запишите цифры, под которыми они указаны.


1)Доля тех, кто связывают успех в жизни с наличием среднего общего образования,

сократилась к 2013 г. по сравнению с 1993 г.

2) Популярность среднего профессионального образования сократилась к 2013 г. по

сравнению с 1993 г.

  • Высшее профессиональное образование считают залогом успеха в жизни более половины опрошенных в 2013 г.

  • Доля тех, кто не связывают успех в жизни с уровнем образования, значительно сократилась к 2013 г. по сравнению с 1993 г.

  • Среднее профессиональное оразование менее популярно, чем среднее общее образование в обоих опросах.


Ответ:___________________________________.



7. Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики

и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса

и предложения

. 3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями

и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом

экономической деятельности.


Ответ: ___________________________.



8. Установите соответствие между отличительными признаками и формами правления:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию

из второго столбца.

Отличительные признаки Формы правления

А) наследование власти 1) монархия

Б) источником власти признается народ 2) республика

В) бессрочная пожизненная власть главы государства

Г) коллегиальный принцип принятия решений

Д) принцип выборности высших органов власти


Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д







9. Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия.

Что из приведённого в списке они могут использовать как источники

финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) привлечение кредитов

2) налоговые отчисления

3) повышение производительности труда

4) прибыль от реализации продукции предприятия

5) совершенствование производственных технологий

6) выпуск и размещение акций предприятия


Ответ: ___________________________




10. В приведенном списке указаны черты сходства прав и морали и отличия права

и морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера

черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт отличия.

1) регулирует общественные отношения

2) фиксируется в специальных актах

3) является общеобязательным для исполнения

4) распространяется на все общество.


Черты сходства

Черты отличия







11.Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите

цифры, под которыми они указаны.

1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения,

происходящие в обществе.

2) Социальная стратификация предполагает деление общества на

социальные слои путём объединения различных социальных позиций

с примерно одинаковым социальным статусом.

3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации:

доход, власть.

4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв

в зависимости от личных качеств человека.

5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан

с социальной привлекательностью, уважительным отношением

в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.


Ответ: ___________________________.




























12.В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек

страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая

мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных)

представлены в виде диаграммы.


.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.


1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное

благополучие себе и своей семье.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью

в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными

людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются,

больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы

подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что

их работа очень нужна обществу.


Ответ: ___________________________.


13.Выберите верные суждения о функциях политической партии

в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.


1) Политические партии участвуют в организации, подготовке и проведении

парламентских выборов.

2) Политические партии участвуют в судопроизводстве.

3) Политические партии мобилизуют граждан на осуществление

политических действий.

4) Политические партии участвуют в формировании правоохранительных

органов.

5) Политические партии проводят организационные мероприятия среди

партийного актива.


Ответ: ___________________________.


14.Установите соответствие между функциями и субъектами государственной

власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РФ

А) утверждение изменения границ между 1)Президент РФ

субъектами Российской Федерации 2) Совет Федерации

Б) управление федеральной собственностью 3) Государственная Дума В ) назначение на должность Председателя 4) Правительство РФ

Центрального банка Российской Федерации

Г) разработка федерального бюджета

Д) осуществление помилования


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Ответ:


А

Б

В

Г

Д







15. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям

гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.


1) указание своей национальности

2) сохранение исторического и культурного наследия

3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду


Ответ: ___________________________.



16. Установите соответствие между примерами правоотношений

и регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной

в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ОТРАСЛИ ПРАВА

ОТРАСЛИ ПРАВА


А) возмещение ущерба за вред, 1) административное право

причинённый имуществу физического 2) гражданское право

лица

Б) взыскание штрафа за безбилетный проезд

в автобусе

В) установление наследников

Г) подача жалобы на должностное лицо его

руководителю

Д) получение водительского удостоверения


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Ответ:


А

Б

В

Г

Д







17. Рынок пассажирских перевозок области Z поделен между четырьмя крупными

компаниями, другие производители не представлены. Выберите в приведенном

ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми

они указаны.


1) рынок услуг 4) рынок товаров

2) совершенная конкуренция 5) олигополия

3) региональный рынок 6) рыночный дефицит


18. Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения

трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую

книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить

работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие

документы.

1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3) паспорт гражданина РФ

4) налоговое уведомление

5) диплом о профильном образовании

6) выписку из финансово-лицевого счёта


Ответ: ___________________________.








19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.


(А) семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека - юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.


Определите, какие положения текста имеют

  • фактический характер

  • характер оценочных суждений

  • характер теоретических утверждений


Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.


А

Б

В

Г

Д







20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на

место пропусков.


«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает её, ради чего

она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная

_________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.

Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром,

необходимая для существования _________(В), социальной группы,

общества в целом.

_________(Г) потребности вызваны биологической природой человека.

Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования,

развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что

человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место,

участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми.

_________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего

мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп

потребностей соответствует определённому виду деятельности».


Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть

использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя

каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем

Вам потребуется для заполнения пропусков.


Список терминов:


1 )потребность

2) деятельность

3) природа

4) социальный

5) естественный

6) подлинный (разумный)

7) индивидуальность

8) индивид

9) идеальный (духовный)


В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные

слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами

слова.

Ответ:


А

Б

В

Г

Д

Е








Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания 21–24.


Культура формирует личности членов общества, тем самым она

в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет

культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты,

правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает,

что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не

обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение

человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным

бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не

мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида

и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей

джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми,

свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить

упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства

к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так

далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд.

Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией»)

и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно

подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные.

Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых

они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не

должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры

управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде

всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже

если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел

знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.

Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ

земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию

некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических

джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени

возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго

получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)



21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется

положение о «репрессивном» характере культуры?

22. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают

«способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая

обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну

причину, не указанную в тексте.

23. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты

общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того,

какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого

из этих результатов.


24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения

высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы

полностью дезориентированы.


25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения

типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее

особенности демократического режима.


26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания

приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским

кодексом РФ.


27. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует

знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное.

Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых

свободной матерью. Третье – крепостное состояние людей. Между правами

дворян и других людей существует большая разница».

Какая сфера общественной жизни отражена в этих правовых установлениях?

Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия

стратификации современного общества

.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность людей и

ее многообразие». Составьте план, в соответствии с которыми вы будете освещать

эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или

более детализированы в подпунктах.

























ОТВЕТЫ к РАБОТЕ

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается

выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана

в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается

2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное

правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной

ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду

со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие

одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при

указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.



№ задания

ОТВЕТ

1

Мораль

2

Правонарушение

3

23

4

125

5

12434

6

34

7

245

8

12122

9

146

10

1423

11

235

12

123

13

135

14

24341

15

135

16

24

17

21211

18

235

19

31213

20

218549



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!