СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 1.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 1.

 Задания разного уровня сложности: с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, с выбором трех верных ответов из шести предложенных, задания на соответствие, задания, на которые нужно дать полный развернутый ответ.

В конце  вы найдете систему оценивания экзаменационной работы по биологии

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационная работа по биологии для 10-11 классов с ответами. Вариант 1.»

Экзаменационная работа по биологии. Вариант 1

В заданиях А1–А36 выберите один верный ответ из четырех.

А1. Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?

1) рибосомы

2) ядра

3) хлоропласты

4) вакуоли

А2. Особенность прокариотической клетки – отсутствие в ней

1) цитоплазмы

2) клеточной мембраны

3) немембранных органоидов

4) оформленного ядра

А3. Одна из функций клеточного центра –

1) перемещение веществ в клетке

2) управление биосинтезом белка

3) формирование ядерной оболочки

4) образование веретена деления

А4. Диплоидный набор хромосом в дочерних клетках сохраняется в результате

1) оплодотворения

2) спорообразования

3) мейоза

4) митоза

А5. Из нуклеиновой кислоты и белковой капсулы состоит

1) вирус

2) цианобактерия

3) одноклеточный гриб

4) паразитическое простейшее

А6. У насекомых с неполным превращением отсутствует стадия

1) личинки

2) яйца

3) зиготы

4) куколки

А7. При скрещивании двух растений ночной красавицы с розовыми и белыми (рецессивный признак) цветками получили 50% потомства с белыми цветками. Каковы генотипы родительских форм?

1) ВВ × bb

2) Вb × bb

3) ВВ × Вb

4) Вb × Вb

А8. Соотношение расщепления во втором поколении по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1 характерно для скрещивания

1) анализирующего

2) моногибридного

3) дигибридного

4) полигибридного

А9. Вариации признака в пределах нормы реакции характерны для изменчивости

1) генной

2) геномной

3) хромосомной

4) модификационной

А10. Главный признак живого – это

1)

движение

2)

увеличение массы

3)

обмен веществ

4)

распад на молекулы


А11. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них

1)

ядра

2)

пластид

3)

оболочки из клетчатки

4)

вакуолей с клеточным соком


А12. Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными?

1)

земноводных

2)

пресмыкающихся

3)

птиц

4)

млекопитающих


А13. Исходным материалом для естественного отбора служит

1)

борьба за существование

2)

мутационная изменчивость

3)

изменение среды обитания организмов

4)

приспособленность организмов к среде обитания


А14. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

1)

освоения видом новых территорий

2)

прямого воздействия среды на организм

3)

дрейфа генов и увеличения численности гомозигот

4)

естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками


А15. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

1)

ткани

2)

споры

3)

семена

4)

половые клетки


А16. Пол будущего ребёнка формируется при

1) слиянии гамет

2) созревании гамет

3) дроблении бластомеров

4) образовании органов

А17. К биотическим компонентам экосистемы относят

1)

газовый состав атмосферы

2)

состав и структуру почвы

3)

особенности климата и погоды

4)

продуцентов, консументов, редуцентов


А18. Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания?

листовой опад  ……  ёж  лисица

1)

крот

2)

кузнечик

3)

дождевой червь

4)

плесневые грибы


А19. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере ?

1)

повысить интенсивность хозяйственной деятельности

2)

увеличить продуктивность биомассы экосистем

3)

учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

4)

изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных


А20. Элементарной единицей эволюции считают

1) популяцию

2) клетку

3) ген

4) организм

А21. Значение рецессивных мутаций в эволюционном процессе состоит в том, что они

1) затрагивают только гены соматических клеток тела

2) являются скрытым резервом наследственной изменчивости

3) уменьшают генетическую неоднородность особей в популяции

4) проявляются всегда у организмов в первом поколении

А22. К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят

1) сходство зародышей позвоночных животных

2) наличие ископаемых переходных форм

3) сходство островных и материковых флоры и фауны

4) наличие рудиментов, атавизмов

А23. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

1)

скрещивают особи двух чистых линий

2)

скрещивают родителей с их потомками

3)

кратно увеличивают набор хромосом

4)

увеличивают число гомозиготных особей


А24. Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?

1)

теплокровность

2)

гетеротрофное питание

3)

лёгочное дыхание

4)

развитие коры больших полушарий


А25. Группу организмов, которые в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называют

1) продуцентами

2) консументами I порядка

3) консументами II порядка

4) редуцентами

А26. Общее количество вещества всей совокупности организмов в биогеоценозе и биосфере - это

1) экологическая ниша

2) экологическая пирамида

3) биомассаживого вещества

4) первичная биологическая продукция

A27. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример

1)

идиоадаптации

2)

дегенерации

3)

ароморфоза

4)

дивергенции


А28. В клетке при окислении органических веществ энергия запасается в молекулах

1) аденозинтрифосфорной кислоты

2) белков

3) липидов

4) нуклеиновой кислоты

А29. Стадия гаструлы в эмбриональном развитии ланцетника начинается с

1) образования бластомеров

2) закладки зачатков органов

3) дробления зиготы

4) впячивания стенок бластулы

А30. Случаи рождения детей с синдромом Дауна (имеют в генотипе 47 хромосом) – это результат нарушения процесса

1) митоза

2) мейоза

3) амитоза

4) непрямого деления

А31. Что позволяет преодолеть бесплодие потомков, полученных путём

отдалённой гибридизации растений?

1) анализирующее скрещивание

2) образование гаплоидных спор

3) получение полиплоидов

4) массовый отбор

А32. Агроэкосистема отличается от экосистемы

1)

отсутствием вредителей и паразитов

2)

более длинными цепями питания

3)

меньшей устойчивостью

4)

замкнутым круговоротом веществ


A33. Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют

1) конъюгацией

2) опылением

3) оплодотворением

4) кроссинговером

A34. Открытие Н.И. Вавиловым центров многообразия и происхождения культурных растений послужило основой для создания

1) Главного ботанического сада

2) коллекции семян видов и сортов растений

3) селекционных станций

4) Института генетики

А35. Наиболее существенные и постоянные преобразования в биосфере вызывают

1) живые организмы

2) климатические условия

3) природные катаклизмы

4) сезонные изменения в природе

А36. Верны ли следующие суждения об обмене веществ?

А. Пластический обмен представляет собой совокупность реакций

расщепления органических веществ в клетке, сопровождающихся

выделением энергии.

Б. Хлорофилл растительных клеток улавливает солнечную энергию, которая

аккумулируется в молекулах АТФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


В заданиях B1–B3 выберите три верных ответа из шести.

В1. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1) участвуют в образовании плазматической мембраны

2) входят в состав хромосом

3) участвуют в гуморальной регуляции

4) осуществляют транспортную функцию

5) выполняют защитную функцию

6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

В2. В связи с прямохождением у человека

1)

освобождаются верхние конечности

2)

стопа приобретает сводчатую форму

3)

большой палец руки противостоит остальным

4)

таз расширяется, его кости срастаются

5)

мозговой отдел черепа меньше лицевого

6)

уменьшается волосяной покров


В3. Каковы существенные признаки экосистемы?

1) высокая численность видов консументов III порядка

2) наличие круговорота веществ и потока энергии

3) наличие общей популяции разных видов

4) неравномерное распределение особей одного вида

5) наличие производителей, потребителей и разрушителей

6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов


При выполнении заданий B4–B5 к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4. Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

А) происходит в анаэробных условиях 1) гликолиз

Б) происходит в митохондриях 2) кислородное окисление

В) образуется молочная кислота

Г) образуется пировиноградная кислота

Д) синтезируется 36 молекул АТФ

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







В5. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМА ОТБОРА

А) сохраняет среднее значение признака 1) движущая

Б) способствует приспособлению 2) стабилизирующая

к изменившимся условиям среды

В) сохраняет особи с признаком,

отклоняющимся от его среднего значения

Г) способствует увеличению многообразия

организмов

Д) способствует сохранению видовых

признаков

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







В задании B6 установите последовательность биологических процессов,

явлений, практических действий.

В6. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

1)

заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

2)

появление кустарников и полукустарников

3)

формирование травяного сообщества

4)

появление накипных лишайников на скальных породах

5)

формирование лесного сообщества


На задания С1- дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С3 – полный развернутый ответ.

С1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

С2. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

С3. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.





1




2




Условные обозначения

мужчина


женщина


брак


дети одного брака


– проявление исследуемого признака





Система оценивания экзаменационной работы по биологии. Вариант 1.


задания

Ответ

задания

Ответ

А1

1

А19

3

А2

4

А20

1

А3

4

А21

2

А4

4

А22

2

А5

1

А23

3

А6

4

А24

1

А7

2

А25

1

А8

3

А26

3

А9

4

А27

1

А10

3

А28

1

А11

1

А29

4

А12

2

А30

2

А13

2

А31

3

А14

4

А32

3

А15

1

А33

3

А16

1

А34

2

А17

4

А35

1

А18

3

А36

2


задания

Ответ

В1

135

В2

124

В3

256

В4

12112

В5

21112

В6

41325



С1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей

1

Ответ неправильный или отсутствует

0


С2. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Элементы ответа:

  1. Вследствие появления мутаций популяция насекомых-вредителей становится неоднородной.

  2. Естественный отбор сохраняет устойчивых к ядохимикатам особей.

  3. Из поколения к поколению число устойчивых к ядохимикатам особей увеличивается.

Через несколько лет ядохимикат в прежних дозах перестает действовать на насекомых-вредителей.


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3


Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2


Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1


Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


С3. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы


Элементы ответа:

1) признак доминантный, не сцеплен с полом;

2) генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;

3) генотипы детей 2 поколения: дочь Аа (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3


Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2


Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1


Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!