СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку в 10 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку в 10 классе.»

Рабочая программа элективного курса разработана на основе ООП СОО МБОУ СОШ № 17 по внеурочной деятельности. Программа предназначена для подготовки учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Содержание программы опирается на знания, умения и навыки десятиклассников, полученные в основной школе, но предполагает углубленное изучение теоретического материала по теме курса, развитие практических навыков по написанию сочинения . Также данная программа формирует:

- лингвистическую компетенцию, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике во время работы с текстом;

- языковую компетенцию, основанную на практическом владении русским языком, знании языковых норм;

- коммуникативную, что предполагает понимание и передачу чужой речи, написание собственного сочинения в части С1.

Данный курс дает учащимся возможность вести работу по орфографии, пунктуации параллельно с работой над текстом, помогая обогатить речь, развить творческие способности учащихся.

Изучение элективного курса «В пространстве текста» актуально: современный этап развития школы характеризуется тенденцией слияния обучения языка и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Поэтому курс подготавливает учащихся к написанию сочинения – рассуждения, способствует психологической адаптации ребят на экзамене, учитывая новые условия подготовки к ЕГЭ.

Элективный курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания практического характера;

Поэтому изучение элективного курса по русскому языку направлено на достижение следующих целей:

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, навыков саморазвития;

-углубление знаний об особенностях построения текста;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять текст; составлять текст – сочинение С1 для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

- обобщение, систематизация знаний о тексте на более высоком уровне;

- развитие интонационно выразительной речи;

- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

- проведение практических занятий на комплексный анализ текста;

- самостоятельное употребление тех или иных средств связи предложений не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

- развитие логического и абстрактного мышления;

- умение писать сочинения С1 по ЕГЭ.

При изучении теоретической части элективного курса, а также для решения заданий ученики работают с учебником В.В. Бабайцевой Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля.-М.: «Дрофа», 2005г., материалами ЕГЭ.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

- выработать умения быстро ориентироваться в тексте,

- усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

определять структурно-семантические различия текстов разных стилей и типов;

- уметь составлять свой текст;

- анализировать готовые и собственные сочинения ЕГЭ по критериям;

- успешно сдать ЕГЭ, написав сочинение С1.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях построения текста.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

-разграничивать типы текста;

- находить проблему текста, сформулировать комментарий к проблеме, выявить авторскую позицию и аргументировать собственное мнение;

- владеть навыками стилистической правки текста;

- самостоятельно конструировать предложения в тексте и использовать в собственной речи;

- использовать различные средства связи для составления текста;

- уметь анализировать текст сочинения по критериям ЕГЭ;

-составлять собственный текст сочиненияС1.

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является написание сочинения – рассуждения по исходному тексту, выполнение упражнений во время занятий. В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание, которое выполняют в специальной тетради для элективного курса. Работы проверяются выборочно учителем. В конце элективного курса проводится итоговый зачет. Все виды работ учащихся оценивается таким образом:

-зачет;

- незачет.

Сочинение оценивается по количеству баллов по критериям написания сочинения в части С1 ЕГЭ. Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1 «Текст». 9 часов

  1. Введение в курс. Что такое текст? Понятие о тексте. 1ч

  2. Знакомство с критериями и нормативами оценки задания С. 1ч

  3. Способы выражения темы. Заглавие. 1ч

  4. Начало и конец текста. 1ч

  5. Ключевые слова. 1ч

  6. Практическое занятие по теме «Текст». 1ч

  7. Основная мысль текста. 1ч

  8. Содержание текста. 1ч

  9. Систематизация знаний по информации текста. 1ч

Раздел 2 «Средства связи частей текста». 7 часов

  1. Лексический повтор. 1ч

  2. Однокоренные слова. 1ч

  3. Местоименные слова. 1ч

  4. Союзы и частицы – союзы. 1ч

  5. Практическое занятие по теме «Средства связи частей текста». 2ч.

  6. Комплексный анализ текста. Зачёт. 1ч

Раздел 3 «Типы текста». 9 часов

  1. Особенности текстов разных типов. Повествование. 1ч

  2. Схема анализа текста-повествования и анализ. 2ч.

  3. Описание. Схема анализа текста описания и анализ 2 ч.

  4. Рассуждение. Схема анализа текста. 1ч

  5. Особенности текстов – рассуждений в художественной речи. 1ч

  6. Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. 1ч

  7. Практическое занятие. Анализ текста. 1 ч

Раздел4. «Особенность написания сочинения С1». 10 часов

  1. Основная проблема исходного текста. 1ч

  2. Комментарии к основной проблеме текста. 1ч

  3. Позиция автора и способы её выражения. 1ч

  4. Изложение собственного мнения по тексту. 1ч

  5. Языковой анализ текста. 1ч

  6. Художественные средства выразительности. 1ч

  7. Практическое занятие на определение изобразительных средств в тексте. 1ч

  8. Итоговый зачет. 1ч

  9. Комплексный анализ текста. 1ч

  10. Обобщение изученного за год. 1 ч

Всего 35 часов.







Учебно – тематический план

изучения элективного курса «В пространстве текста» (русский язык)

п/п

Тематика разделов курса

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Контрольный урок, практическое занятие

Форма контрольной работы

1

Раздел 1 «Текст». Введение в курс

9

5

3

1

Тестирование

2

Раздел 2. «Средства связи частей текста»


7

2

4

1

Зачетная работа

3

Раздел 3 «Типы текста»


9

3

5

1

Анализ текста

4

Раздел4. «Особенность написания сочинения С1»

10

3

5

2

Сочинение

Тест


Итого

35

13

17

5





Календарно-тематическое планирование

элективного курса в 10 классе «В пространстве текста»


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности уч-ся или виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт


Раздел 1 «Текст»

1 полугодие 1 полугодие.

9


16








1

Введение в курс. Текст.

Что такое текст? Понятие о тексте.

1

Повторительно- обобщающий

Практическая работа, беседа по вопросам

Фронтальный опрос

Знать определение текста, типы текста, их структуру, уметь определять типы текста

Комплексный анализ текста



2

Знакомство с критериями и нормативами оценки задания С.

1

Изучение НМ

Беседа

Текущий,

УО

Знать критерии проверки сочинения ЕГЭ С1

Анализ готового сочинения по критериям



3

Способы выражения темы. Заглавие.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Практическая работа, индивидуальная

Текущий,

УО

Знать определение темы, заглавия, уметь озаглавить текст

Комплексный анализ текста



4

Начало и конец текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Практическая работа, индивидуальная

Текущий,

тест

Знать особенности построения текста, смысл начала и конца текста

Комплексный анализ текста



5

Ключевые слова текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Тренировочные задания, индивидуальная

Текущий,

тест

Уметь находить ключевые слова текстов

Комплексный анализ текста



6

Практическое занятие по теме «Текст»

1

урок-практикум

Решение тестовых заданий

тест

Уметь находить правильный ответ при решении тестов

Вариант 1 по ЕГЭ-2013 Цыбулько



7

Основная мысль текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Беседа, тренировочные упр.

текущий

Уметь определять основную мысль текстов

Вариант 2 по ЕГЭ-2013 Цыбулько



8

Содержание текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Беседа, тренировочные упр.

Текущий, УО

Уметь определять основное содержание текста и дополнительное

Анализ сочинения С1



9

Систематизация знаний по информации текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Беседа, тренировочные упр.

Уметь анализировать основное содержание текста

Анализ сочиненияС1




Раздел 2 «Средства связи частей текста»

7








10

Средства связи частей текста. Лексический повтор.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий, ДР

Знать средства связи частей текста. Лексический повтор.

Тест



11

Однокоренные слова.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий, ПР

Знать особенность построения текста с помощью однокоренных слов

Составить текст



12

Местоимённые слова.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий, УО, тест

Знать особенность построения текста с помощью местоименных слов

Составить предложения, связанные местоименными словами



13

Союзы и частицы – союзы.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий, тест

Знать особенность построения текста с помощью союзов и частиц

Составить предложения, связанные союзами, частицами



14-15

Практическое занятие по теме «Средства связи частей текста»

2

Урок-практикум

индивидуальный

Практическая работа

Практическая отработка полученных знаний, уметь анализировать текст

Вариант 3,4 по ЕГЭ-2013 Цыбулько



16

Комплексный анализ текста. Зачёт.

1

Зачет

индивидуальный

Сочинение

Практическая отработка полученных знаний, уметь анализировать текст





Раздел 3 «Типы текста»

2 полугодие.

9


19








17

Типы текста. Особенности текстов разных типов. Повествование.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий

знать особенности текстов разных типов. Повествование.

Комплексный анализ текста из ЕГЭ



18

Схема анализа текста-повествования.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,ПР

Знать схему анализа текста – повествования, уметь анализировать текст

Комплексный анализ текста ЕГЭ



19

Анализ текста повествовательного содержания.

1

Контрольный

индивидуальный

Тест ,ПР

Уметь анализировать текст - повествование

Тест



20

Описание. Схема анализа текста описания.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,

знать особенности текста описания и схему анализа

Тест А 27-30 варианта 5-6 ЕГЭ



21

Анализ текста – описания.

1

Практикум

индивидуальный

Тест, ПР

Уметь анализировать по схеме текст описания

Тест А 27-30 варианта 7-8 ЕГЭ



22

Рассуждение. Схема анализа текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,ПР

знать особенности текста рассуждения и схему анализа

Тест А 27-30 варианта 9-10 ЕГЭ



23

Особенности текстов – рассуждений в художественной речи.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,ПР

Знать роль рассуждения в худ. произведениях




24

Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий

Знать роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении.

Написать сочинение С1



25

Практическое занятие. Анализ текста.

1

Практикум

индивидуальный

ПР, анализ текста

Уметь анализировать текст

Знать определение проблемы




Раздел4. «Особенность написания сочинения С1»


10








26

«Особенность написания сочинения С1».

Основная проблема исходного текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,УО

Уметь находить проблему текста

Анализ текста ЕГЭ



27

Комментарии к основной проблеме текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий, ПР

Уметь составлять комментарий к тексту

Составить комментарий к тексту варианта 11 ЕГЭ-213 по Цыбулько



28

Позиция автора и способы её выражения.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,ПР

Уметь находить позицию автора и способы ее выражения

Написать позицию автора к тексту варианта 11



29

Изложение собственного мнения по тексту.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий

Уметь приводить аргументы к собственному мнению

Сочинение С1



30

Языковой анализ текста.

1

Практикум

Индивидуальный

сочинение

Уметь писать сочинение по материалам ЕГЭ

Повторить художественные средства выразительности



31

Художественные средства выразительности.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний

Фронтальный, индивидуальный

Текущий

Уметь различать художественные средства выразительности

Задание В8 по ЕГЭ



32

Практическое занятие на определение изобразительных средств в тексте.

1

Практикум

индивидуальный

Тест

Практическая отработка умения определять средства выразительности

Повторить алгоритм написания сочинения



33

Итоговый зачет

1

контрольный

индивидуальный

Сочинение

Уметь применять полученные знания на практике




34

Комплексный анализ текста

1

Практикум

Фронтальный, индивидуальный

Текущий

Уметь применять полученные знания на практике

Тест



35

Обобщение изученного за год

1

Урок обобщения знаний

фронтальный

Беседа, УО

Знать изученный материал за год и применять на практике




Условные сокращения:

  1. Изучение НМ – изучение нового материала.

  2. УО – устный ответ.

  3. ДР – домашняя работа.

  4. ПР – практическая работа.

Литература для учителя

  1. Александров В. Н. и др. ЕГЭ Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста - Челябинск: Взгляд, 2005г.

  2. Бабайцева В.В. Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля.-М.: «Дрофа», 2005г.

  3. Егораева Г. Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учеб.-метод. пособие-М.: «Экзамен». 2007г.

  4. Малюшкин А.Б. «Русский язык» Комплексный анализ текста.-М.: ТЦ Сфера.2008г..

  5. Методическое пособие, издательство «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

  6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

Литература для учащихся

  1. Бабайцева В.В. Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля.-М.: «Дрофа», 2005г.

  2. Варианты КИМов за 2010, 2011, 2012 год.

  3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.

  4. Н. А. Сенина «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2011, 2012, 2013», изд. «Легион», 2011; 2012; 2013 годы

  5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».

  6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов».

  7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания.».

  8. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».

  9. Цыбулько И.П. «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания – 2012, 2013», изд. «Национальное образование», 2011, 2012г.

Учебно – методическое обеспечение

  1. Таблицы.

  2. Комплекты карточек.

  3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!