Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Золотое кольцо России"»
Золотое кольцо России
Каждый русский человек, где - бы он не жил, должен гордиться своей Родиной. А гордость воспитывается, всеми, кто этого человека окружает. Большое место, в этом воспитании, я бы отвела школе. И лучший способ понять и познать великую Россию – это проехать или заочно пропутешествовать по городам «Золото кольца». В этих городах представлены все этапы развития древнерусского зодчества: величайшие белокаменные храмы 12-13 веков, шатровые постройки 16 века, строения 17 века, творения архитектурных и живописных школ Ростова, Ярославля, Костромы, Владимира. На своих уроках географии, особенно в теме «Центральная Россия», я только касаюсь всей этой красоты, из-за нехватки времени. Но если есть факультатив, можно очень подробно остановиться на каждом из этих величественных русских городов «Золотого кольца», применяя, не только слово, но и мультимедиа. Сегодня интернет дает нам такую возможность. Я предлагаю небольшой факультативный курс на эту тему.
Золотое кольцо России
Л.Б. Зиброва, учитель географии лицея №623,
программа утверждена СПбАППО
Аннотация
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов. Содержание курса предполагает ознакомление учащихся с основами российской культуры на примере древних русских городов центральной России. Их истории, географической архитектуры. Курс знакомит учащихся с историей нашей родины, с ее традиционной культурой, помогает понять взаимосвязи географических территорий, расширяет кругозор, углубляет знания по истории, географии, архитектуре и народным промыслам.
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 31 час, он расширяет содержание программ учебных школьных курсов по истории и географии нашей страны. Особое внимание при его реализации уделяется организации работы учащихся с разными источниками информации.
Содержание каждой темы элективного курса предполагает самостоятельную (индивидуальную или групповую) работу учащихся.
При организации и проведении занятий возможно создание творческих групп и выполнение индивидуальных заданий, использование проектных методик, создание портфолио из собственных работ учащихся.
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | Количество часов | Форма контроля |
ВСЕГО | В том числе на: |
лекции | практику | семинар |
1 | Экономико-географические и исторические особенности формирование Центральной России | 1 | 1 | | | |
2 | Москва – столица России: 1.ЭГП 2. Историческая справка 3. Население, трудовые ресурсы, национальный и религиозный состав. 4. Культурно-историческое наследие страны. 5. Практикум | 6 | 1 | 4 | 1 | Тест |
3 | Сергиев посад – духовный центр русского православия. Троице-Сергиева Лавра, духовная Академия | 3 | 1 | 2 | | |
4 | Переславль-Залесский. Историко- художественный музей. Архитектура 17 века – Спасо-Преображенский собор, ансамбль монастырей | 3 | 1 | 2 | | Тест |
5 | Ростов – Великий. Успенский собор 16 век. Кремль,17 век. Комплексы Авраамиевского и Яковлевского монастырей, художественные промыслы. | 4 | 1 | 2 | | |
6 | Ярославль – порт на Волге. Памятники архитектуры ярославской школы зодчества 17 века. Церкви Ильи Пророка и Иоанна Златоуста в Коровниках и Николы Мокрого и Иоанна Предтечи в Толчкове. | 3 | 1 | 1 | 1 | Тест |
7 | Кострома – порт на Волге. Собор Богоявленского монастыря, 16 век. Ансамбль Ипатьевского монастыря (16-18 век). Церковь Вознесения на Дебре, 17 век | 2 | 1 | 1 | | Тест |
8 | Плес – Ивановская область, пристань на Волге. Успенский собор 18 века; Троицкая, Воскресенская и др. церкви начала 19 века. Дом – музей И.И. Левитана. | 2 | 1 | 1 | | |
9 | Суздаль – город Владимирской области. Ансамбль памятников русского зодчества – Владимиро – Суздальский историко – художественный и архитектурный заповедник (собор Рождества Богородицы 13 века; Спасо – Ефимовский 16 – 17 века, Ризположенский – 16 - 17 века и Покровский 16–18 века - монастыри. | 2 | 1 | 1 | | Тест |
10 | Владимир – город на реке Клязьме; основан в 1108 году Владимиром Мономахом. «Золотые ворота» (1158 – 1164 гг.) Успенский и Дмитриевский соборы 12 века и Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный заповедник | 3 | 1 | 1 | | |
11 | Итоговое занятие | 2 | | | 2 | |
| Итого | 31 | 15 | 10 | 6 | |
Литература для учителя
Города России. Энциклопедия. М: Большая Российская энциклопедия 1994 г.
Народы России. М: Большая Российская энциклопедия 1994 г.
Носик Б.М. Народное искусство. Художественные промыслы СССР. М. Планета, 1987 г.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы : Учебное пособие для средних профессиональных технических учебных заведений. М. Высшая школа 1980 г.
Литература для учащихся
Исторические и географические атласы.
Детские исторические и географические энциклопедии.
Журналы: «Вокруг света», «ГЕО», «География», (приложение к газете «1 сентября» ), интернет