СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы профориентации на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит наработки  по профориентации  на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Элементы профориентации на уроках русского языка»

   Элементы профориентации на уроках русского языка.

Бахтина С.В.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые приемы профориентационной работы, используемые на уроках русского языка. Приемы основаны на подборе материала, касающегося информации о той или иной профессии, истории ее возникновения, должностных обязанностях, а также краеведческого материала.

Ключевые слова. Федеральный государственный стандарт, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, элемент урока, дидактический материал.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения отмечено, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Поэтому основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой. Соответственно, перед нами, учителями, стоит задача сориентировать подрастающее поколение на профессиональное самоопределение.

Профессиональную ориентационную работу, основанную на предоставлении информации и консультативной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учёбы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями, можно и нужно проводить на уроках русского языка и литературы. Поэтому необходимо уделять большое внимание этой работе, опираться на знание системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности, пути их реализации и потребности рынка труда.

Основные формы работы должны обеспечивать профориентационную направленность уроков, способствовать формированию у школьников адекватной самооценки, помочь организовать совместно с учебными заведениями научно-практическую деятельность. Профессиональная ориентация органически входит в задачи урока и осуществляется в связи с обучением школьников - в процессе овладения ими учебным материалом.

Учитель-предметник способствует развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьника, используя разнообразные методы и средства: проектная деятельность, деловая игра, семинар, «круглый стол», конкурсы стенных газет, эссе, предметные недели, викторины, игры-путешествия.

Вашему вниманию представлены некоторые формы работы на уроках русского языка.

1. Элемент урока «Все работы хороши – выбирай на вкус».

Предлагается узнать, какие существуют профессии, на какие группы их можно разделить. Например, по видам труда условно можно выделить четыре основные группы профессий.

Первая группа - профессии, связанные с умственным трудом: инженеры, врачи, техники, программисты, научные работники, операторы, преподаватели и т.д.

Вторая группа - профессии, связанные с легкими однообразными движениями (на конвейере, автоматических линиях).

Третья группа - профессии, связанные со всевозможными станками, механическими приспособлениями и инструментами.

Четвертая группа - профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, с большими энергетическими затратами. (Оплавин С.М., Чихачев Ю.Т. Физическая культура в жизни человека - Л., Знание,1986, с.13-14).

Типы профессий (по предмету труда).

 1. «Человек – человек» (Ч).

Главный предмет труда – люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

2. «Человек – технические системы» (Т).

Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: – токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

3. «Человек – природа» (П).

Главный предмет труда –– живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

4. «Человек – знак» (З)

Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек – художественный образ» (Х)

Главный предмет труда –– художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

    Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

2. Элемент, основанный на подборе дидактического материала, раскрывающего суть профессии, условий и орудий труда и соответствующего образовательной задаче урока. Например, официант — работник предприятий общественного питания, обслуживающий посетителей в ресторанах, кафе. В обязанности официанта, как правило, входят: выполнение заказов посетителей; получение от них расчёта за услуги; уборка столов после ухода посетителей; сервировка столов к приходу посетителей. Должностные обязанности официанта:
  • Обязан быть приветливым и уважительным к гостям заведения;

  • Досконально знать меню и винную карту;

  • Знать и качественно выполнять все правила по обслуживанию гостей;

  • Опрятно выглядеть;

  • Выполнять распоряжения администратора или вышестоящего руководства;

  • Корректно заполнять счет и рассчитать гостя;

  • Проходить медосмотр и быть здоровым на работе;

  • Знать и выполнять правила техники безопасности в заведении

3. Словарь официанта (коктейль, бонус, чаевые, дегустация, десерт, сомелье)

4. История профессии. Официант: кто он и откуда?

mrbanketТрудно в это поверить, но профессия "официант", является одной из самых древних. Её история насчитывает около 6 тысяч лет! И конечно, первые источники, свидетельствующие о возрасте профессии, относятся к Древнему Египту. При изучении пирамид ученые обнаружили фрески, на которых люди в специальных одеждах подают к столу фараонов различные яства - это и были первые официанты.

В нашей стране официанты появились только в середине 19 века, вместе с ресторанами европейского типа. Хотя стоит уточнить, что только одно заведение носило гордое название "ресторан" и находилось оно в Москве. Это был знаменитый "Славянский базар". Официанты в "Славянском базаре" должны были выглядеть идеально: обязательно фрак, белый жилет, перчатки и галстук-бабочка. Гладко выбритые и хорошо подстриженные. В остальных питейных заведениях, которые именовались трактирами, гостей обслуживали половые. Это были крестьяне, одетые в белые рубахи навыпуск с шелковым поясом и стриженные по-русски, в скобку (прямая линия лба и затылка). За поясом прятался "лопатник" - подобие блокнота с отделениями для денег. Платили половым за работу марками (эквивалент денег), которые получали из кассы и затем обменивали на деньги от клиентов.

В наши дни профессия официант является одной из самых востребованных. Газеты и интернет предлагают тысячи вакансий, курсов, тренингов по подготовке официантов. И это неудивительно. Заработная плата официанта с чаевыми достигает 1500 долларов в месяц. Однако, для того, чтобы оказаться в элитном заведении или иметь возможность обслуживать приемы, необходимо показать себя в лучшем виде. Официант должен знать все тонкости этикета, уметь быстро и правильно сервировать стол, и, конечно, разбираться в специфике приготовления и подачи обычных, национальных и фирменных блюд. Прекрасно знать меню и винную карту. Ведь именно официант посоветует гостю, какое вино позволит оттенить вкус мяса или рыбы.
Безусловно, официант должен иметь высокий уровень культуры, обладать чувством юмора и остроумием.
Сколько бы лет не было официанту, не стоит забывать, что он является связующим звеном между заведением и гостями. И существует некий идеальный образец профессии, к которому стоит стремиться. Ведь в официанте все должно быть прекрасно!

5. Из официантов – в звезды. (Сообщение о том, какие известные люди работали официантами).

6. Фильмы и художественные произведения об официантах (Фильм «Вокзал для двоих» (буфетчица Вера), И.Шмелев «Человек из ресторана»).

7. Творческая физкультминутка с использованием речевой ситуации «В ресторане».

8.Предполагаемый диалог с официантом (в паре).

9. Описание картинок или фотографий, изображающих официанта во время работы. Два последних вида работ позволят подготовиться к сдаче устной части основного государственного экзамена.

В профориентационных целях также можно использовать дидактический материал, рассказывающий о профессиональных достижениях в той или иной области, который можно извлекать из местных газет, таких как «Маяк» или «Малоярославецкий край», например: На Калужской земле большой вклад в развитие школьной педагогики внесли и продолжают вносить представители семьи Никитиных, которые продолжают от всего сердца сеять разумное, доброе, вечное. Общий учительский стаж династии Никитиных - более 300 лет. Фамильные традиции были заложены в Малоярославецком районе и т.д.
10. Элемент урока «Профессии прошлого».

Большой интерес представляют профессии, которых не существует в современном мире: ямщик, стремянной, человек-будильник, вычислитель, фонарщик, глашатай и т.д. Работа с ними строится таким образом: предлагается отрывок из произведения, в котором употребляется исчезнувшая профессия. Ученики стараются воссоздать время и место, о котором говорится в отрывке, пытаясь объяснить суть профессии.

11. Элемент «Профессии будущего». Стремительное развитие экономики и информационных технологий позволяют предположить, что через несколько лет появятся такие профессии, как архитектор живых систем, архитектор виртуальности, арт-оценщик и др.

12. Элемент «Вечные профессии». Учитель, врач, ученый, военный – профессии, актуальные во все времена. Составление высказывания или написание сочинения, например, «Учительница первая моя…» - по силам каждому ученику.

13. Элемент «Устное народное творчество о труде и профессиях». Предлагаются пословицы и поговорки, требующие развернутого высказывания - рассуждения: «Я согласен с пословицей… Ее я понимаю так… Пословицу можно употребить применимо к такой ситуации…». Этот элемент также позволяет подготовиться к сдаче успешной сдаче собеседования по русскому языку.

Предложенная информация может быть использована в проектной деятельности.

Все вышесказанные формы работы имеют следующий ожидаемый результат: активизируется процесс профессионального самоопределения, развивается умение планировать профессиональную карьеру, расширяется представление о профессиях, понимается роль русского языка в получении образования и овладения данным видом профессии.

 Используемая литература:

  1. Жижова О. «Перспектива успеха», Изд. Дом «Первое сентября», Москва 2006

  2. Романова Е.С. «99 популярных профессий», Петербург, 2006 г.

  3. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», Москва 2009 г

  4. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии», Москва 2012 г.

  5. Оплавин С.М., Чихачев Ю.Т. Физическая культура в жизни человека - Л., Знание, 1986.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!