СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Энциклопедии, словари, справочники как часть справочно- библиографического аппарата библиотеки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный урок для 1-5 классов. Как правильно пользоваться справочными материалами в библиотеке

Просмотр содержимого документа
«Энциклопедии, словари, справочники как часть справочно- библиографического аппарата библиотеки»

Библиотечный урок

«Энциклопедии, словари, справочники как часть справочно- библиографического аппарата библиотеки»

Цель урока: научить ребят пользоваться справочной литературой.


Ребята, сегодня мы узнаем о разнообразии справочной литературы и проверим ваши знания на практике.

Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их, если не в одну голову, то хотя бы в одну книгу

-справочное бюро -были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: "Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать все". Так появились первые энциклопедии - дословно переводится как "обучение по всему кругу знаний".

С тех пор прошло более тысячи лет. За это время человечество создало

огромное количество энциклопедий.

Любой творческий труд (а он начинается уже со школьной скамьи) немыслим без постоянного обращения к энциклопедиям и другим справочным изданиям.

Давайте познакомимся с некоторыми из этих справочных изданий.


ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Энциклопедии бывают двух видов: универсальные (в них сосредоточен материал из разных отраслей знаний) и отраслевые (отражается какая -то одна тема или отрасль).


Универсальные энциклопедии рассказывают обо всем. Статьи в них расположены в алфавитном порядке. Материал так огромен, что могла бы получиться книга шириной в метр и больше. Чтобы удобнее было пользоваться такой книгой, ее разбили на части

–тома. К каждому тому дали порядковый номер, а на корешке пишут либо буквы, которыми начинаются и заканчиваются статьи в томе, либо смысловые слова –названия статей, которыми начинается и заканчивается том (примеры -БСЭ, «Что такое? Кто такой?»)

.

Отраслевые энциклопедии

посвящены одной теме, одному предмету, одной отрасли знаний. Материал в них расположен также по алфавиту. Иногда такие энциклопедии также разбивают на тома, а на корешке помещают номер тома и начальное и конечное слово данного тома (примеры:

однотомные -энциклопедия Москва;

многотомные – Советская историческая энциклопедия и т.д.)

Иногда отраслевые энциклопедии делят на тома не по алфавиту, а по другому признаку. Например Школьная историческая энциклопедия разбита по томам по хронологии, т.е. по историческим периодам и по странам. Но внутри каждого тома расположение материала -алфавитное.

Среднее место между универсальными и тематическими энциклопедиями занимают

Детская энциклопедия и Энциклопедия для детей «Аванта+»

. Все их тома, собранные вместе, расскажут обо всем –от строения Вселенной до искусства и техники. Но особенность в том, что каждый том посвящен только 1 теме и внутри материал расположен не по алфавиту, а по содержанию, по смыслу.

Например, в исторических томах –по хронологии. Том «Биология»имеет разделы «Растения»,«Животные», далее –по семействам, отрядам и видам и т.д. В томах с таким сложным расположением материала на помощь придет справочный аппарат.

Справочный аппарат -–различные указатели. Если нужно найти статью о человеке -

придет на помощь именной или предметно именной указатель; если о предмете –предметный или предметно именной; иногда (например, в географических томах) существуют указатели географических названий; а часто бывает, что в конце книги есть упрощенный алфавитный указатель.

В указателях напротив нужного нам слова, имени перечисляются все страницы данной книги, на которых это слово или имя упомянуто. А если среди указанных страниц одна выделена особенно –жирным шрифтом –значит, именно на этой странице собран главный материал об этом человеке или предмете.

СПРАВОЧНИКИ

Наше представление о мире дополняют справочники. Справочники –книги, которые содержат краткие и точные сведения по какому -либо предмету. Поэтому обычно справочники бывают тематическими. Для вас вышла целая серия современных учебных пособий под общим названием "Справочник школьника"


. Эти книги охватывают материалы по всей школьной программе.

Материал расположен в алфавитном порядке, а для упрощения поиска необходимой информации можно воспользоваться "Предметным указателем"


СЛОВАРИ

В жизни встречается много слов, с которыми возникают разные проблемы. То мы затрудняемся сформулировать значение слова, то вызывает сомнение, как слово написать или произнести, а иногда просто интересно, как произошло какое -то слово. Что делать в такой ситуации? Надо обратиться к словарям

Словарь –это книга, содержащая перечень слов с теми или иными объяснениями. Словари

бывают самыми разными, а материал в них расположен также по алфавиту.

1.Значение слова можно найти в толковом словаре русского языка -"Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Даля или «Словаре русского языка» Ожегова

Например, объяснение значения слова. "Бирюлька -дудочка, трубочка; второе значение

–мелкая игрушка".

Кстати, толковые словари могут быть и многотомными. Тогда на их корешках пишутся буквы или слова начальных и конечных статей, как в энциклопедиях.

2. Если нам не надо знать значение слова, а только его правописание, мы обратимся к

"Орфографическому словарю" . Например, как написать слово "кочерга" во множественном числе? Много кочерёг.

3. Существует интересный словарь, в котором можно посмотреть значение не отдельных слов, а целых оборотов речи . Такой словарь называется "Фразеологический словарь русского языка" . Вот, например, выражение "барашек в бумажке" означает «взятка».

Или такое выражение: "камень преткновения" -помеха, преграда, затруднение в чем -либо.

Выражение заимствовано из Библии, где рассказывается о камне, положенном Богом в

Сионе..Об этот камень спотыкались неверующие и не соблюдающие законы.

4. Очень важно, чтобы мы говорили правильно, красиво, верно в словах расставляли ударения. Например: "кулинария", "творог", "мастерски". Здесь помогут орфоэпический

и орфографический словари.

5. Откуда произошло то или иное географическое название мы можем узнать из «Топонимического словаря».

Например, название озера Байкал произошло от якутского слова «байхал», «байгал», т.е. «большая ,глубокая вода», «море». Действительно, Байкал –самое глубокое озеро в мире.

6.Объяснение разных мифологических имен и выражений даст «Мифологический словарь»

. Например, кто такой Зефир? Бог западного ветра.

7.Если для урока литературы нужно узнать значение каких-либо специальных литературоведческих терминов , например ,что такое «эпитет», «гипербола», «метафора»

и т.п., необходимо обратиться к Краткому словарю литературоведческих терминов или к «Толковому словарю русского языка». «Гипербола» -художественное средство, основанное на преувеличении.

8.Тематические словари энциклопедического характера –нечто среднее между энциклопедиями, словарями и справочниками. Они посвящены определенной теме, материал в них расположен по алфавиту, но дополнен разными небольшими статьями, которые «привязаны» к данной статье по смыслу. Например, в «Энциклопедическом словаре юного математика» статья об арифметике, расположенная в общем алфавитном

порядке, дополнена краткой биографией древних математиков Пифагора и Архимеда. Как найти статью именно об ученом, если неточно знаешь, какие именно открытия он совершил? В тематических «Энциклопедических словарях» на помощь придут указатели в конце книги. Пользуются ими так же, как и в тематических энциклопедиях.

9. Универсальный энциклопедический словарь-словарь, в котором, как и в энциклопедии ,

можно найти все, но в очень краткой ,сжатой форме .

Итак, запомните: энциклопедия всегда описывает предметы, а словарь - слова.

Поэтому энциклопедия дает более глубокие представления о чем-либо.

КНИГИ СПРАВОЧНОГО ХАРАКТЕРА

Это особый вид энциклопедической литературы. Это не энциклопедии и не справочники, но из статей в таких книгах можно узнать много интересного. Яркий пример такой литературы

–многотомное издание «Все обо всем». Каждый том –маленькая универсальная энциклопедия, где собран материал на разные темы. «Все обо всем» -не строго энциклопедическое издание, над которым работали многие ученые, поэтому не следует принимать на безусловную веру все, что там написано. Последние выпуски (тома) «Все обо всем» стали снабжаться указателями к данному тому, а некоторые содержат указатели ко всему изданию.

КАК БЫСТРО НАЙТИ МАТЕРИАЛ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН РАСПОЛОЖЕН ПО ПРОСТЕЙШЕМУ АЛФАВИТНОМУ ПРИНЦИПУ?

1.Надо хорошо знать алфавит. Найдя букву, с которой начинается искомое слово, ищем

первый слог, затем ищем по второй букве слова и т.д. Например, надо найти в словаре

краткое значение слова «Кашалот». Берем «Словарь русского языка» Ожегова и открываем букву «К» (для нашего удобства наверху страниц пишутся и буквы, и целые слоги, которыми

начинается и заканчивается страница, а в некоторых энциклопедиях –целые слова ), а затем –страницу со слогом КАШ и ищем слово «кашалот».

2. Если название искомой статьи состоит из нескольких слов, и с такого же первого слова начинается несколько других статей, ищем по второму слову так же, как в пункте 1. Например, «Московская битва».

Берем энциклопедию «Москва» , ищем слово «московская» , находим: «Московская агломерация», «Московская ассоциация пролетарских писателей» и только потом «Московская битва»

3.Иногда на первое слово (особенно если оно очень распространенное) нужной статьи в энциклопедии не оказывается. Значит, надо попробовать поискать на второе, третье слово. Например, в Краткой литературной энциклопедии можно найти статью о памятниках литературным героям. Но поскольку слово «литературный» и слово «памятник» встречаются в ней очень часто, авторы назвали статью «Герои литературные в памятниках»

4. Если вы ищете в энциклопедии статью о каком-то человеке и оказывается, что там несколько таких фамилий, значит, нужно смотреть на имена, а если и имена одинаковые

– то на отчества. Например, нужен Державин Гаврила Романович. В КЛЭ видим: Державин Вл. Вас., Державин Конст.Ник. и т.д.

ЗАДАНИЯ НА ПРОВЕРКУ

А теперь я вам предлагаю проверить полученные знания на практике. Вам предлагается ряд заданий, которые необходимо выполнить. На карточках записаны вопросы, ваша задача

- сориентироваться в предложенных справочных изданиях и найти ответы

А теперь проверим ваши пути поиска ответов

Где найти материал о Даниловском монастыре Москвы?

(Энциклопедия «Москва»).

 Где нужно поставить у дарение в слове «жалюзи» -на первом или на последнем слоге?

(Орфографический, орфоэпический словари)

 Объясните значение слова «бирюльки» (любой толковый словарь русского языка)

Объясните значение слов, взятых из других иностранных языков

Где можно подробно узнать о тиграх (Детская энциклопедия том «Биология»)

 Объясните происхождение названия реки ОРИНОКО? (Топонимический словарь)

 Где найти материал о полководце Кутузове Михаиле Илларионовиче? (БСЭ)

.Объясните фразеологизм "бить челом". (Школьный фразеологический словарь русского языка)

Библиотечный урок «Мои первые энциклопедии, словари и справочники»

Цель: расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса к ним, обучение умению ими пользоваться.

Содержание темы: Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, указатель имен, понятий и терминов.

Форма проведения: беседа с использованием мультимедийной презентации.

Игра-поиск «Попробуй найти!», блиц – опрос.

Оформление: выставка справочных изданий «Наши помощники».

Ход урока.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очередной библиотечный урок. Мы собрались сегодня в этом зале, потому что урок у нас будет необычный – в его проведении нам поможет компьютер. Итак, приступим. Сегодня, ребята, мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и, как научиться быстро ими пользоваться. Отправляемся в путешествие по книжным полкам.

Чтец: Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!


И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.


Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…


Язык – и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!


(А. Шибаев)


Действительно, ребята, все явления, все предметы, которые нас окружают, имеют свои названия. И всё это огромное море слов собрано в словарях. Поэтому именно с них мы и начнем наше путешествие. Словари появились очень давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.



Очень ценным считается «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над ним автор трудился около 50 лет. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован, как справочник по современному русскому языку, т.к. значения многих слов изменились. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.

Также не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов.

Словари бывают многочисленны и разнообразны. Это и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки. Мы с вами знакомы с такими словарями, как «Картинный словарь», «Словарь в мире слов и предложений», «Украинско-русский и русско-украинский школьный словарь».

У вас на партах лежат обычные орфографические словарики. Для чего они нужны? (Ответы детей: чтобы правильно написать нужное слово и верно поставить ударение). А как расположены слова в этих словариках? Правильно, по алфавиту. А давайте найдем несколько слов в этих словариках! Кто быстрее?! (Ищем слова каникулы, библиотека, учитель, школа).

Также существуют серии справочников по отдельным темам: например Природа Родного края, удивительный мир бабочек, птицы наших лесов, о грибах и не только, экология для малышей, деревья и кустарники вокруг нас, причуды природы.

Мы с вами знаем, ребята, что кроме словарей, есть еще и энциклопедии. Какие же? Вы можете их назвать? Молодцы! А что же такое энциклопедия? (Ответы детей). Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам.

И следующее задание для вас будет такое, продолжи пословицу:

Кто много читает, тот много знает.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книги читать – скуки не знать.

Вставь пропущенное слово в поговорку:

Книга мала, а ума придала.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга друг – человека.


Ну что ж, ребята, мы немного отдохнули. Продолжаем наш урок. Поговорим подробнее об энциклопедиях. Толстые многотомные энциклопедии могут рассказать почти обо всем. Все слова расположены в них по алфавиту, от А до Я, поэтому их легко найти. Но надо помнить, что все слова, понятия, события, явления описаны здесь кратко, сжато, для первого ознакомления.

Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей. Например, это многотомная энциклопедия «Я познаю мир», «Всё обо всем», книги серии «Моя первая энциклопедия».



А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Но сначала давайте вспомним правила обращения с книгами.

стихотворение С. Маршака «Книжкины жалобы»).

Я – книга! Я – товарищ

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплёт не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождь нагрянет на беду!

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!

Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

Спасибо, ребята. Так как же нужно обращаться с книгами? Бережно. Продолжаем нашу работу. Перед вами – энциклопедии «Детская энциклопедия» и «Детская энциклопедия вопрос 1001 ответ» и карточки с заданиями. Чья команда первой выполнит задание, поднимает руку.

Задания:

Что означает слово «Динозавр»?

Какая рыба самая большая?

Что из себя представляют пеликаны?

Какую роль играет хобот у слона?

(Самостоятельная работа по карточкам, ответы учащихся).



Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали и, я думаю, научились пользоваться энциклопедиями. Но у нас остался еще один помощник, к услугам которого мы часто обращаемся – это справочник. Что это такое? Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь расположен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. Предлагаю небольшой блиц-опрос. Что значит блиц? Это значит, быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить. Итак, начали!



Какими были первые словари? (Рукописные и печатные на фресках).

Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»? (Владимир Иванович Даль)

Как расположены слова в словарях? (По алфавиту).

Каких авторов толковых словарей вы знаете, кроме Даля? (С.И. Ожегов и Д.Н. Ушаков).

Что такое научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специалистам? (Энциклопедия).

Вспомните пословицу или поговорку о книге.

Кто много читает, тот много знает.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книги читать – скуки не знать.

Книга мала, а ума придала.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга друг – человека.

Библиотекарь: Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания. Надеюсь, они вам пригодятся. А в заключении предлагаю вам послушать стихотворение,

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке – словно дом.

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты уже вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.

Когда ты будешь в этот город вхож –

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь…

Заглянешь в страны и во времена:

Любая книга – время и страна…

Здесь, в комнате моей, из года в год,

Всё человечество в ладу живёт.

Библиотекарь: Надеюсь, ребята, у каждого из вас дома есть такой шкаф или книжная полочка. А если нет – не беда. К вашим услугам – наша школьная библиотека.

И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».

Спасибо за внимание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!