ЭОР и методика их использования в преподавании истории
Жолтикова Н.В., учитель истории и обществознания, ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга, Россия.
Постановка проблемы. Информатизация общества и образования, в условиях динамично меняющегося мира, развитие новых информационных технологий – объективный и закономерный процесс. Знание вычислительной техники, без которой не обходится ни одно современное предприятие, ни одна отрасль знания и жизни, позволяет человеку уверенно чувствовать себя в любых жизненных ситуациях. Важнейший национальный приоритет Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - использование информационных технологий в школе. Подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Информационно-коммуникативные технологии способны:
Стимулировать познавательный интерес к истории;
Предать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
Способствовать обновлению содержательной стороны предмета;
Индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьника.
организовать дифференцированное обучение.
Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.
Современный учитель должен научить школьника не только тем знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.
Цель статьи показать, что ЭОР может стать источником для полноценной работы, поможет активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность обучающихся. Мой интерес к новым образовательным технологиям не случаен. Долгое время, как учитель истории, я работала над проблемой активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся и пришла к выводу, что на современном этапе преподавания именно применение ИКТ (которые вызывают живой интерес у учащихся) может в полной мере активизировать данные виды деятельности, повысить мотивацию к изучению предмета.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия ЭОР.
2. Представить собственный опыт использования ЭОР в процессе преподавания
3. Определить возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании ЭОР.
Основное содержание. ЭОР – это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЭОР – это любой электронный ресурс, содержащий информацию образовательного характера (электронные учебники, пособия, справочники, презентации, Интернет). Оснащение школой кабинетов мультимедийным оборудованием, создает основу для использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. На базе нашей школы созданы не только стационарные компьютерные кабинеты, но и мобильный кабинет, которые и позволяют осуществить использование ЭОР нового поколения. Тип информационного ресурса–открытое образовательное модульная мультимедийная система (ОМС). Центральным хранилищем ОМС является - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru. В каталоге на портале ФЦИОР находятся электронные учебные модули открытых мультимедиа – систем по многим предметам, в том числе и по истории и обществознанию. Доступ к хранилищу бесплатный. Для воспроизведения требуется установить ОМС-плеер. В основе этого ресурса лежат электронные учебные модули трех типов:1. Информационные
2. Практические 3. Контрольные.
Каждый модуль – это законченный автономный интерактивный мультимедийный продукт, направленный на решение конкретной учебной задачи. Вариативные модули могут различаться глубиной представленных материалов, наличием специальных возможностей. Учитель может выбрать модуль из предлагаемых вариантов в соответствии с целями курса истории (базового или профильного), уровнем знания, подготовленностью учащихся. Так, например, практический модуль: «Бунташный век: восстания XVII века». В ходе работы обучающийся сможет: систематизировать и закрепить знания о восстаниях XVII в.; определить, какие социальные слои были участниками восстаний; понять причины и предпосылки восстания под руководством Степана Разина. При работе с практическим модулем обучающийся сможет на практике применить полученные ранее из теории знания по истории России XVII века, при помощи хронологической ленты выяснить, какие события происходили в изучаемый период на Западе и Востоке, повторить ключевые даты, как Истории России, так и Всеобщей истории. Практический модуль рассчитан на самостоятельный творческий поиск обучающимися, что позволяет последним в более интересной форме усвоить обязательный материал, а также дополнительный, для углубленного понимания исторических процессов. Задания созданы с учетом психолого - возрастных особенностей учащихся. Задания модуля составлены в форме установления хронологической последовательности или соотнесения разных частей текста, установление причинно- следственных связей и т.д. В конце модуля расположены данные, показывающие сколько времени учащийся потратил при работе с каждым шагом данного модуля, с выведением общего итога. Это позволяет обучающемуся проконтролировать и оценить свои знания, учителю увидеть уровень и качество усвоенного материала.
Вариативность работы позволяет скопировать нужный модуль на свой компьютер, и использовать на уроке либо целиком, либо какую-то часть его, дает возможность работать со всем классом одновременно, и при этом каждый индивидуально строит свою работу.
Приведу пример из курса «История России», 8 класс, тема «Крымская война 1853-1856 г.г.
Модуль «Восточный вопрос» и «Крымская война» (информационный). Цель урока – изучить материал по теме, закрепить основные понятия для основного общего образования. Характер обучения – базовое; образовательный компонент – федеральный.
Возможность применения инновационных ЭОР способна обеспечить не только получение информации, но и ее практическую отработку, контроль учебных достижений, позволяет расширить границы процесса обучения, самостоятельной учебной работы, дополнив их активно-деятельностными, внеаудиторными, коллективными и другими формами.
Например, модуль «Крымская война и ее последствия в истории Европы» (практика). Предназначен для закрепления знаний о Крымской войне и ее последствиях в истории Европы. В модуле рассматриваются причины войны, взаимоотношения противоборствующих сил; уделяется внимание участникам, военным операциям, итогам и результатам Крымской войны. Тип модуля – практика, характер обучения – базовое, образовательный компонент – федеральный.
Вывод.
Настало время, когда сложно представить себе школу без компьютеров. Но наличие «чудо-техники» не решающий фактор - необходимо его правильно использовать. Ведь компьютер это не замена учителя, и как бы мы не компьютеризировали урок, ничто не заменит живого и интересного рассказа учителя. Компьютер надо рассматривать как одну из составляющей урока, как еще одну методическую единицу. Поэтому огромную роль в использовании интерактивных технологий играет деятельностный подход. Сегодня уже совершенно очевидно, что программы повышения качества школьного обучения, предусматривающие использование ИКТ, приносят положительные результаты и для обучающихся, и для преподавателей. Еще большие надежды вселяет расширение масштабов применение самых последних и зарождающихся технологий. Преподаватели получают большие возможности для того, чтобы помогать обучающимся усваивать сложные концепции, и вовлекать их в активное участие в учебном процессе; предоставлять обучающимся доступ к информации и ресурсам; полнее удовлетворять индивидуальные потребности детей. Если мы сможем воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает применение ИКТ, нам удастся повысить и качество учебного процесса, и уровень знаний каждого обучающегося. Однако наряду с рядом проблем важнейшей остается при организации учебной деятельности с применением информационных технологий учет санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.2821-10), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать – для учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–7-х классов – 20 минут, 8–9-х классов – 25 минут, 10–11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут.
Поиск эффективных путей решения этих сложных проблем обеспечит педагогическую целесообразность процесса информатизации образования.
Создание качественных цифровых ресурсов не дело одиночек: то, что для программистов и дизайнеров не составило бы большого труда, отвлекает учителя-предметника от методической составляющей, заставляет «изобретать велосипед». Слово и роль учителя на уроке по- прежнему, является основополагающим.
Список используемой литературы:
1.Роберт И.В.,Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-Пресс, 2002
2.Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М: Владос, 2001 г.
3.Санитарные Правила и Нормы 2010 г.; СанПиН 2.4.2.2821– 10