СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя философия воспитания человека".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Моя философия воспитания человека".»



"Моя философия воспитания человека".



"Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. "

  И. Гёте

Когда-то мы все переступили порог высшего учебного заведения, в названии которого было одно ключевое слово – педагогический. Делая осознанный выбор в пользу нашей непростой профессии, каждый из нас знал, что будет учителем математики, русского языка, английского, начальных классов и т.д. Но, признаться, часто ли мы задумывались: а почему все учителя профессию получают в одном вузе с названием «педагогический»? Ответ становится все более понятным, чем дольше работаешь в школе…

И вот уже более 20 лет я тружусь на педагогическом поприще, совмещая две прекрасные профессии: учителя английского языка и классного руководителя.

Само слово «педагогика» - греческое и переводится на русский язык как «наука воспитывать». Сам же педагог издревле занимался не столько изучением тех или иных наук совместно со своим учеником, сколько прививал устои, традиции, обычаи и идеалы поведения, принятые тем или иным обществом. Тем самым целенаправленно формировал личность своего «подшефного». Еще во времена античности перед профессией педагога была поставлена основная цель: сформировать личность, т.е. совокупность социальных свойств индивида, социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании и общении.

Еще вчера, то есть до введения ФГОС , на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сегодня же, перед воспитателем стоит новая задача: сформировать компетентную, креативную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Что же означает "учить" и что означает "воспитывать"? Эти понятия тесно связаны между собой и не могут существовать одно без другого. Учить можно чему-то: русскому языку, химии, истории. Можно научить готовить, вышивать крестиком, управлять автомобилем. Но! Всегда ли человек, обладающий обширными знаниями, сможет в трудный момент протянуть руку помощи? Сможет ли он пожертвовать собой ради других? Будет ли он просто хорошим и добрым?

К сожалению, сегодня в школах утрачена традиция уважения к учителю. А я мечтаю о таком времени, когда ценность воспитания в нашем обществе будет приоритетной и неоспоримой. Почему же порой сегодня нам так сложно найти правильную взаимосвязь между детьми и взрослыми? Почему так порой сложно руководить классным коллективом? За счет чего наши дети оторвались от нас сильнее, чем когда -либо?

Мир меняется. и сегодня, скорость изменений, которые мы переживаем во всех сферах человеческой деятельности, достигла своих предельных значений. Интернет и те способы информации, которые он подарил нам за последние 10-15 лет, перевернули нашу жизнь с ног на голову.

Еще 20-30 лет назад, человек был ограничен тем, к чему у него был доступ. Мы с вами ходили в библиотеки, на кружки, чтобы узнать что-то новое. Если нас цепляло что-то конкретное, нам приходилось тратить много времени и сил для того, чтобы найти хоть какой-то источник информации по этому вопросу. Как минимум- сходить в книжный магазин.

Сегодня мы вынуждены признать, что наши дети отличаются от нас сильнее чем когда-либо. Новая жизнь настигла нас- взрослых людей. Но наши дети другие. У наших детей никогда не было возможности воспитываться в рамках информационных ограничений. И от этого, я думаю каждый педагог и воспитатель должен и обязан пересмотреть свой подход к воспитанию и обучению . В этом то и состоит проблема: как их учить и как воспитывать?

Сегодняшние дети буквально с младенчества получают любую информацию, какую только захотят. Сначала по запросу родителям, а после того, как минимально научаться взаимодействовать с электронными устройствами- самостоятельно. Многие родители ликуют- это ведь такой простой способ чем-то занять ребенка! И здесь мы- педагоги, сталкиваемся с действительно серьезным и важным списком проблем, который подарил нам век технологий.

Что же с этим делать?

Интернет навсегда стал частью нашей жизни - это факт. Но представленные выше

рассуждения ни в коем случае не написаны с целью показать весь, якобы, ужас

происходящего. Проблема не в скорости развития информации и не в перенасыщении

контентом детей и их родителей. Проблема в том, что мы забыли, как таковую цель

создания информации, и всевозможные формы работы с ней. Последние годы нас

заваливали чудесами интернета, и мы всеми силами пытались взять от них все. Пока мы

относились к интернету как к развлечению и игрушке, наши дети обнаружили за ним

другой мир, который оказался интереснее всего остального. Интереснее нас с вами,

интереснее общения со сверстниками, интереснее мира вокруг нас. Информация легко

поддается обработке, за ее счет легко создаются иллюзии, и в тот момент, когда человек

поддается порыву выглянуть в окно своей комнаты, он не обнаруживает не единой

причины по которой следовало бы из нее выйти. Нам все сложнее адаптировать наши

мысли для их понимания. Нам все сложнее, что - либо им донести. И мы опускаем руки,

потому что чувствуем, что наша альтернатива не в состоянии конкурировать с тем, во что

погружены они.

Коммуникации и интернет перевернули нашу жизнь. Перевернули так, что во всех

удовольствиях цифрового контента, люди все больше стали забывать о разнице между

целью и инструментом ее достижения. Беззаботно проводя дни наедине с самими собой,

дети все сильнее впадают в непонимание необходимости делать что - либо за пределами

полюбившихся так инфополей. Жизнь в сети становится настолько родной и понятной, что

на контрасте, сложно и подумать о том, на что вообще пригоден наш мир и живая

коммуникация.

И здесь раскрывается огромное поле педагогической работы.

Мы продолжим существовать в мире больших данных. И самое страшное в этом -

растерять те непоколебимые человеческие константы, которые определяли нас всю нашу

историю - взаимовыручка и взаимопонимание, любовь и поддержка. И возможно, для

наших детей, эти термины несут совершенно иные значения - нам и не зачем пришивать их

к старым понятиям. Но за всем объемом тех знаний и навыков, которые сегодня есть у них,

задачей педагога остается понять, чего эти дети на самом деле хотят, и что они могут. Когда

мы на самом деле увидим, что дал нам интернет, и какое общество он вырастил, нашей

главной целью может стать только одно. Как показать этим, безусловно, самым крутым и

продвинутым детям то, что вместе они будут еще круче.

Информация - это инструмент организации знаний. Человек - это тот, кто управляет этими

знаниями. Как нам показать этим маленьким людям, что каждый из них - это незаменимый

пазл в развитии всего того, что будет дальше с этим миром? Как нам убедить их в том, что

они обязательно придут к лучшей жизни, и несомненно смогут реализовать себя, как

только смогут по настоящему увидеть всех, кто находится рядом с ними.

Нам не нужно критиковать и запрещать, не нужно осуждать в них то, над чем они не

властны. Теперь мир настолько быстро обновляет знания, что мы не в состоянии за ними

успеть, все что остается - это дать правильную модель взаимодействия.

Интернет оторвал их друг от друга и навязал массу ненужных мнений и идеалов, которые

они вырастили в себе за неимением альтернатив, потому что это хоть как - то объясняет

происходящую с ними жизнь. Теперь воспитание детей - это процесс, в котором мы

обязаны подталкивать их к постоянным выяснениям - что из этого может быть их целью, а

что инструментом. Но несмотря на все это в школе остается класс, классный руководитель, родители , классный коллектив и отдельно каждый ученик. Сейчас мои дети десятиклассники. Еще немного и отправятся выпускники во взрослую жизнь. Какая она будет?

Я часто представляю, какими будут мои дети. Это будут самостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность, которые достигли самоопределения и самоутверждения путём саморазвития и самореализации. Таков идеал. Путь к нему достаточно долгий и непростой. Как сделать так, чтобы он был прямым и светлым? . Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для классного руководителя воспитание – это тоже жизнь, вместе с учениками его класса.. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Один из героев знаменитого фильма “Доживем до понедельника” на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это когда тебя понимают”. Что же такое способность к пониманию? Это может быть любовь, заинтересованность, оправдание, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию. На мой взгляд, главной задачей воспитания сегодня, является задача привития детям с самого раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему. В конечном счете, позиция учителя должна быть основана на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании.

В деятельности воспитания опору и помощь должна быть и со стороны родителей. Не скрою, что в этом мне повезло. Ни одного мероприятия, ни одной задумки родители моего класса не оставляли без внимания.

Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека он впитывает в себя до 5 лет, остальные 50% собирает по крупицам всю жизнь. Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок воспитания родителей и “нелепости” воспитания окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность - изделие штучное. Задача педагогов состоит в том, чтобы таких “изделий” было как можно больше.

Следующая опора - классный коллектив, где каждый должен знать свои обязанности и без особых напоминаний исполнять порученное дело.

Сейчас моим ученикам по 16-17 лет, с каждым годом, по мере взросления участие классного руководителя в их жизни уменьшается, однако его нельзя полностью исключить. Мы проводим беседы о чувствах, качествах , присущих человеку, таких как доброжелательность, скромность, бескорыстие и щедрость. Чаще всего такие беседы проходят во время отдыха на природе. Даже за чашкой чая можно поговорить о многом. Я считаю, что слово - самое необходимое и самое тонкое прикосновение учителя к сердцам своих учеников, которые стремятся стать лучше сегодня, чем были вчера.

Известный академик Д.С.Лихачёв писал: «В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен». И это действительно так. Я стремлюсь быть нужной своим ученикам и радуюсь, когда они приходят ко мне со своими проблемами. В такие моменты особенно понимаешь, что учитель для многих - это гораздо больше, чем человек, который дает знания. Как классный руководитель, часто видела детские слезы, когда дети были помладше, слышала грубые слова в адрес друг друга. Драки, разборки, думала, этому не будет конца. Ничего не понимают, не слушают. Разве таких воспитаешь? Выпуская очередной класс, я думаю, что мне больше не хватит сил, добра, тепла, терпения для новых детей…

Наступает сентябрь, и мы с головой окунаемся в школьную жизнь, с ее проблемами, радостями, интересными делами и заботами.

Значит, снова – работа, тревоги, удачи, огорчения, – все это будет, потому что я – классный руководитель.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!