СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Есть ли будущее у библиотеки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Есть ли будущее у библиотеки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №21 города Кузнецка Пензенской области







Исследовательская работа

Есть ли будущее у библиотеки?


Выполнил: Тимофеев Тимофей, обучающиеся 4б класса Руководитель: Митрофанова Екатерина Юрьевна,

учитель начальных классов.

Консультант:

Иванова Наталья Петровна,

библиотекарь библиотеки им.Радищева г.Кузнецка











Кузнецк, 2024



Введение………………………………………………………………

3

I

Теоретическая часть ………………………………………………...

6

1.1

История библиотек..............................................................................

6

1.2

От собрания глиняных табличек до культурного центра………


1.3

Мать российских библиотек…………………………………………


II

Практическая часть (мои исследования)……………………………


2.1

Изучение мнения о посещаемости библиотек……………………



2.2

Анализ цен в книжных магазинах…………………………………..


2.3

Библиотека – центр культурно – массовых мероприятий…………


2.4

Оцифровка книжных изданий………………………………………



2.5

Подготовка к экзаменам…………………………………………….


2.6

Реализация коммуникативных потребностей………………………


2.7

Буккроссинг………………………………………………………….


2.8

Создание лэпбука…………………………………………………….


III

Заключение…………………………………………………………..



Литература



Приложения


СОДЕРЖАНИЕ:














Введение


Большое значение работе библиотек придаёт Президент нашей страны: "В нашей стране библиотеки всегда были и остаются уникальными хранилищами знаний, центрами образования, просвещения и полезного досуга. Многие поколения ваших предшественников внесли огромный вклад в сбережение нашего исторического, культурного, духовного достояния, в приобщение подрастающего поколения к богатейшему наследию отечественной и зарубежной классики, лучшим произведениям современных авторов. В эпоху эффективного развития передовых инновационных технологий библиотеки должны существенно расширить сферу своей деятельности, стать значимой, неотъемлемой составляющей современной информационной инфраструктуры» - заявил глава государства. (Приложение 1)

Согласно словаря Ожегова С.И. библиотека – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Виды библиотек: публичная, научная, детская, передвижная библиотека.


Актуальность:


В наше время в Интернете можно найти ответ на любой вопрос, электронные библиотеки насыщены информацией. В книжных магазинах огромное количество книг, но не все могут позволить себе приобрести книгу, так как они дорого стоят, в отличие от библиотеки, где книгу выдадут бесплатно. Так же в интернете есть сайты, имеющие статут нелегальный (то есть пиратский), доверять информации с подобных сайтов крайне опасно.

В то же время доказано, что, если читать бумажные книги техника чтения становится намного быстрее, улучшается память, а тактильное общение с книгой важно для человека.

Во многих странах есть такие населенные пункты, где нет интернета, и для таких мест библиотека особенно необходима. Читая, мы получаем возможность совершить путешествие во времени и погрузиться в глубину столетий, увидеть настоящее и заглянуть в будущее.

Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии подрастающего поколения. Сегодняшние дети,  родившиеся в информационном обществе, ориентированы на цифровые технологии. Каждый день мы погружаемся, благодаря интернету, в разные сайты, где ищем интересующую нас информацию. С одной стороны, это очень удобно, быстро и легко можно добыть всё необходимое, порой даже не выходя из дома. Ведь поколение цифрового века слишком загружено информацией из разных источников, чтобы терять время на читальный зал, библиотеки. С другой стороны, чем больше информации мы получаем, тем интереснее становится жить. Иногда, чтобы разобраться какая именно информация нужна, например, для досуга, или какой жанр литературы больше по вкусу – проводишь много времени в поисках информации в интернете. Библиотека предоставляет для этого неограниченные возможности. Процесс поиска нужной книги может и должен приносить удовольствие. Перелистывая страницы, человек начинает осмысливать, какая информация ему нужна. Понравившуюся книгу забирают домой, где в спокойной обстановке прочитывают, затем перечитывают особенно понравившиеся моменты, заново переживая за судьбу героев книги.

Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек. Вся история человеческого разума связана с библиотеками. За них сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребенных временем городов, спасали от вражеского нашествия, как самое дорогое.   

Библиотекари в разные времена доказывали свою преданность профессии. Например, библиотека работала в самое страшное время для Ленинграда – в блокаду. Библиотеки были ежедневно открыты для читателей, спасая души ленинградцев. (Приложение 2)

Идут десятилетия… Библиотеки расширяют спектр оказываемых услуг, идут в ногу со временем.

Таким образом, перечисленные факты позволяют сделать вывод в том, что библиотеки должны существовать. Но знания о них ограничены. Так зачем нужны библиотеки сегодня? Я считаю, что тема моей работы актуальна.


Предмет исследования: библиотека


Гипотеза: Я предположил, что несмотря на то, что в наше время любую информацию можно найти в Интернете – библиотеки просто необходимы.


Цель работы: исследовать работу библиотек.


Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Познакомиться с работой городской библиотек.

2. Провести анкетирование среди обучающихся лицея.

3. Научиться оцифровывать ветхие издания.

4. Рассмотреть необходимость приобретения книг.

В своей работе мы использовали следующие методы:

1. Анализ работы библиотек

2. Консультации с библиотекарями

3. Анкетирование

4. Проект (подбор материалов и создание настольных игр по теме, создание лэпбука)

5. Анализ информации из различных источников, Интернет-ресурсов, их сравнение с полученными результатами, обобщение.


I Теоретическая часть


    1. История библиотек


Начиная изучать данную тему, я прочитал историю библиотек.

Слово «библиотека» в переводе с латинского означает «книгохранилище». Библиотеки еще называют хранилищами знаний.

Библиотеки или книгохранилища возникли для того, чтобы хранить и содержать книги, без которых жизнь стала невозможной.

О роли библиотек в жизни людей можно судить по наименованиям, которые им издавна присваивали. Библиотеки называли «храмами мудрости», «памятью человечества», «хранилищами сокровищ цивилизации».

«Дома папируса» и «дома жизни» - так называли самые первые библиотеки в Древнем Египте. Создавались они при дворцах и храмах. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу. Египетские фараоны придавали большое значение образованию.

В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054 г.г.) основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Так же здесь хранились важные государственные документы. 500 наименований книг – таким собранием в то время могли похвалиться немногие библиотеки Европы. 


    1. От собрания глиняных табличек до культурного центра


Если верить историкам, первые библиотеки появились задолго до начала нашей эры. Считается, что первая в мире библиотека глиняных табличек находилась в храме вавилонского города Ниппура (2500 год до н. э.). Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии.

В Древней Греции первая библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.). Самым известным центром античной книжности стала Александрийская библиотека, созданная в III веке до н. э. Птолемеем I и таинственно погибшая спустя несколько веков.

На 30 тысячах глиняных табличках записаны тексты на многих языках по грамматике, астрономии, истории, медицине: и это лишь часть гигантской библиотеки - то, что было найдено при раскопках в середине XX века. (Приложение 3)


    1. Мать российских библиотек


27 мая (по новому стилю) 1795 года Екатериной II была основана Императорская публичная библиотека, которая ныне называется Российской национальной библиотекой Санкт-Петербурга.

Но в 1795 году библиотека начала существовать лишь на бумаге. Было составлено первое в России пособие по библиотечной классификации, но самый главный труд был связан с основанием фондов библиотеки. Основу иностранного фонда Императорской публичной библиотеки составила коллекция книг и рукописей братьев Залуских, представителей польского магнатского рода. Полученное собрание Екатерина II планировала объединить с уже находящимися в распоряжении императорского двора Эрмитажной библиотекой и личными собраниями Вольтера, Дидро, а также президента Петербургской академии наук Иоганна Корфа. Перед первой государственной библиотекой императрица поставила задачу создать «полное собрание российских книг». Под «российскими книгами» подразумевались все книги, изданные с самого начала книгопечатания в России, а также книги, выпущенные на русском языке в чужих краях, и книги о России, изданные на иностранных языках.

Открытие было запланировано на 1812 год, но планам помешало нашествие Наполеона: ценная часть собрания в срочном порядке была вывезена из Северной столицы. Первая в России Императорская Публичная библиотека распахнула двери два года спустя, в январе 1814 года. В доме на Садовой, 18, теперь находится штаб-квартира Российской библиотечной ассоциации.

27 мая 1985 года указом президента страны Бориса Ельцина был установлен Общероссийский день библиотек. Дата была приурочена ко дню открытия первой в России государственной общедоступной библиотеки.



II Практическая часть (мои исследования)


    1. Изучение мнения о посещаемости библиотек.


Лично я очень люблю читать. Мой любимый автор – Владислав Крапивин. Из его произведений мне нравится «Оруженосец Кашка». В этом произведении автор рассказывает о жизни мальчика по прозвищу – Кашка. Из зарубежных писателей Джош Аллен

Летом я совмещал чтение с активным отдыхом. Прочитал все рекомендованные в школе произведения и несколько произведений любимых жанров. В начале сентября по итогам читательского конкурса «Самый читающий ученик» я и мой одноклассник вошли в тройку лидеров по количеству прочтённых книг. (Приложение 4)

Продолжая исследовать данную тему, я задумался, любят ли читать окружающие так же, как люблю это я?

Что бы понять, насколько востребована библиотека учениками начальной школы я провел анкетирование среди обучающихся 2 – 4 классов лицея, было опрошено 119 человек (Приложение 5). Результаты анкетирования дают четкую информацию о востребованности библиотек среди ребят. (Приложение 6)


Из таблицы видно, что среди обучающихся начальной школы 84 % посещают городскую библиотеку. Так же 80 % учеников пользуются школьной библиотекой.   

Еще мне стало любопытно, какие жанры в литературе популярны среди школьников нашей школы. К большой радости оказалось, что ученики нашего лицея весьма читающие.

Если говорить о содержании чтения, то здесь можно отметить относительное жанровое разнообразие. (Приложение 7)

Из таблицы видно, что книги о животных и сказки вызывают практически одинаковый интерес. Книгам о животных отдали свои голоса 49 % опрошенных, а сказкам - 46% . Популярны у ребят разнообразные мифы – 35% опрошенных. Как и следовало ожидать, большими симпатиями пользуется произведения в стиле фэнтези – 34 % опрошенных. 9 % опрошенных не имеют какого-то конкретного предпочтения в литературе, а являются любителями всех жанров. К сожалению, энциклопедии пользуются наименьшим спросом – всего 20% опрошенных.

Результат анкетирования показал, что школьная библиотека остаётся значимым и необходимым местом для учеников.


2.2 Книжные магазины


Следующий аргумент в пользу библиотек - книги в магазинах порой очень дорого стоят.

Н а конференции "Книжный рынок России - 2023" проходившей в Москве, Президент ассоциации книгораспространителей Светлана Зорина отметила, в этом году (2024), в юбилей Александра Пушкина, планируется ввести новшество - по "Пушкинской карте" молодые люди смогли бы покупать книги!

Я решил проанализировать цены в книжных магазинах. Для этого попросил старшую сестру помочь переписать цены на взрослую и детскую литературу. (Приложение 8)

Проанализировав стоимость книг в нескольких книжных магазинах нашего города, я посчитал среднюю стоимость книги, и она составила - 450 рублей. (Приложение 9)


Самыми дорогостоящими оказались красочные энциклопедии: минимальная цена составила 400 рублей, максимальная 1200 рублей.

Несомненно, не каждый посетитель книжного магазина может позволить себе приобрести книгу, так как она дорого стоит, а в библиотеке книги выдают бесплатно.


    1. Библиотека – центр культурно – массовых мероприятий.


Так же нельзя не отметить, что библиотека – центр культурно – массовых мероприятий. Библиотеки функционируют как площадки для многообразных бесплатных мероприятий, бесплатных лекций или для каких-то праздничных событий. (Приложение 10)

Чтобы убедиться в правильности своего мнения, я обратился к старшему библиотекарю Ивановой Н.П. Как выяснилось, что в библиотеке им. Радищева работает 6 клубов и объединений: для детей и юношества- игровой клуб «Твой ход», клуб Спектр, клуб «Юный журналист»; для более взрослого населения - клуб «Наш сад и огород», клуб «Гармония», клуб семейного отдыха «КлубОк».


2.4 Оцифровка книжных изданий


В отличие от библиотек в общепринятом понимании, современные взяли на себя дополнительную функцию - оцифровка исторических сведений. В основном, это материалы краеведческого характера. Речь о тех изданиях, которые со временем теряют внешний вид и считывать с них информацию становится сложно. (Приложение 11)

Данная работа отмечена Губернатором Пензенской области Мельниченко Олегом Владимировичем.

«Современные библиотеки — это не просто место, где можно взять книгу на время, это центры культуры и образования. Они позволяют погружаться в особые миры, знакомиться с новыми авторами и их произведениями, расширять свой кругозор», - сообщил глава региона.

« Три года назад в нашем регионе начали создавать модельные библиотеки. В них дети могут учиться и играть одновременно. Модернизация также прошла в Радищевской сельской библиотеке Кузнецкого района Пензенской области» - отметил Олег Мельниченко в интервью Пензенскому телевидению. (Приложение 12)

Согласен с мнением Президента нашей страны - Народ без исторической памяти не имеет будущего.

В целях сохранения памяти о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны, в данный момент в городской библиотеке им. А.Н. Радищева ведется активная работа по оцифровке документов из архива военкомата. Эти документы по истечении времени стали ветшать, чернила высыхают и текст становится не читабельным. (Приложение 12)

В следующем году страна будет отмечать юбилейную дату Победы в Великой Отечественной войне, 80 лет. В разговоре с библиотекарем я узнал о возможности занесения в Книгу памяти информации о моём прадедушке, участнике ВОВ. Для этого я пришёл в библиотеку с портретом прадеда и информацией о нём.

Процесс оцифровки занимает меньше 5 минут. И вот информация о его жизни во время ВОВ и после - в цифровой базе библиотеки! (Приложение 13)

Так же сотрудники библиотеки занимаются оцифровкой газеты «Кузнецкий рабочий», начиная с 1950 года. Данные издания уже теряют свой внешний вид, и бумага становится очень хрупкой. Её необходимо перевести в цифровой формат.

2.5 Подготовка к экзаменам

Наблюдая за тем, как моя сестра готовится к ОГЭ, я понял, что старшеклассники, готовясь к экзаменам и работая над научной работой используют такой ресурс, как доступ к Президентской библиотеке. Данный ресурс доступен только пользователям библиотек нашей страны. (Приложение 14)

При подготовке к экзаменам учащимся проще и удобнее обратиться к услугам библиотеки. В интернете не всегда можно найти именно ту информацию, которая необходима. На этапе подготовки у ученика возникают различные вопросы. Библиотека может предоставить любую информацию, в том числе материалы из свежих, недавно опубликованных источников, которые не успели появиться в информационном пространстве интернета.




2.6 Реализация коммуникативных потребностей


На мой взгляд библиотека помогает реализация коммуникативных потребностей. В наше время много людей работают, не выходя из дома. Находясь дома длительное время, человек испытывает потребность в живом человеческом общении. Библиотека предоставляет ему эту возможность. После прочтения книги сюда возвращаются за тем, чтобы поделиться своим мнением о прочитанном с библиотекарем и окружающими.

    1. Буккроссинг


В этом году наш лицей принял участие в Буккроссинге. Это слово в переводе с английского означает «перекрёстный обмен книгами». Буккроссинг это международное общественное движение любителей литературы. Его цель — «освободить» книги, то есть отпустить их в свободное плавание. Прочитав произведение, человек оставляет томик в людном месте — парке, кафе, в метро. Случайный прохожий, который находит книгу, читает её и запускает процесс заново. Я уверен, что данная акция привлечёт внимание к книгам и поспособствует интересу к чтению. Первые дни работы такой маленькой библиотеки в нашем лицее показали, что дети любят книги и с удовольствием обмениваются ими. (Приложение 15)



    1. Создание лэпбука


Для того, чтобы познакомить большее число детей с данной темой мы с одноклассниками создали лэпбук на тему «Библиотека». Так же я подготовил что? Про работу библиотек в годы вов. Наша разработка поможет усвоить новую информацию, выполнить исследовательскую работу, в процессе которой обучающийся закрепит и систематизирует полученные знания о библиотеках. (Приложение 16)



Заключение.


Из представленных ранее материалов мы видим, что моя гипотеза подтвердилась. Действительно, библиотеки играют важную роль в жизни людей и «растут» и развиваются вместе с читателями. Это и интересный досуг, и важность прочтения новой книги, которую купить порой бывает очень дорого, и проведение культурно –массовых мероприятий, и оцифровка ветхой литературы, и подготовка учеников к экзаменам. Всё это еще раз подтверждает о необходимости библиотек даже в наше цифровое время. (Приложение 17)

Я ответил на поставленный мною вопрос – у библиотек есть будущее!


Благодарю за внимание!













Литература


  1. Зварич В.В. Нумизматический словарь. Львов, 1979.

  2. Бейли Дж., Ло Ф. История денег. М.: Мнемозина, 2012, 48 с.

  3. Виртуальный Музей Банка России // cbr.ru URL: https://cbr.ru/museum/ (Дата обращения: 01.12.2022)

  4. История денег. От раковин каури до евро. / Сост. Е. Грин. М.: Центрполиграф, 2022, 319 с.

  5. Кондратьев Д. Твоя коллекция монет: Из истории российских денег. Занимательная нумизматика. М.: Детская литература, 2004, 154 с.

  6. Краткая история денег в России // Arzamas.academy. URL: https://arzamas.academy/materials/1014 (Дата обращения: 16.11.2022)

  7. Музей истории денег // goznak.ru. URL: https://goznak.ru/about/history_of_money/ (Дата обращения: 18.11.2022)

  8. На всякого мудреца довольно простоты. Русские народные пословицы и поговорки. / Сост.: И.С. Пигулевская. М.: Центрполиграф, 2006, 399 с.

  9. Не только рубль: деньги в России // Культура.РФ. URL: https://www.culture.ru/materials/255756/ne-tolko-rubl-dengi-v-rossii (Дата обращения: 16.11.2022)

  10. Никишин В.О. Деньги: энциклопедия для среднего школьного возраста. М.: РОСМЭН, 2013, 95 с.

  11. Остальский А.В. Краткая история денег. Откуда они взялись? Как работают? Как изменятся в будущем. СПб.: Амфора, 2015, 255 с.

  12. Тульев В. История денег России с X века до наших дней. М.: Эксмо, 2014, 208 с.

  13. Тульев В. История денег. Иллюстрированный путеводитель. М.: Эксмо, 2014, 96 с.

  14. Федин С.Н. Финансовая грамотность. 2-3 классы. Материалы для учащихся. Часть 1. М.: Вита-пресс, 2020, 112 с.

  15. Федоренко П.К., Хайлов Л.М. История денег. М.: Издательский дом Мещерякова, 2017, 112 с.

  16. Воронов Ю.П. Страницы истории денег. Новосибирск, 1986.

  17. https://www.russian-money.ru/banknotes/bilety-banka-rossii/

  18. https://futurist.ru/articles/1128/

  19. https://yacollectioner.ru/banknoty-sssr/
Советские банкноты: описание, разновидности, номиналы