СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этическое занятие «От сострадания к милосердию – один шаг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного этического занятия - формирование этических норм поведения в обществе и общения

 друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Этическое занятие «От сострадания к милосердию – один шаг»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИПИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВИЧА ТАРАСОВА»





Региональный семинар по этическому воспитанию






Этическое занятие

«От сострадания к милосердию – один шаг»













Учитель начальных классов

Токарь Ольга Анатольевна




Дата: 19.10.2020 г.


Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения

друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла, понятия милосердия;

- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формировать умение совместно работать в парах;

- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.


Оборудование: презентация, конверты с сердечками и качествами человека, Памятка Милосердных дел, видеонарезки из мультфильмов «Цветик семицветик», телеканала «Союз», мягкая игрушка в виде сердца, лепестки для оригами.

Технологии: критического мышления, личностно – ориентированные, информационно – коммуникативные, игровые.


Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".


Ход занятия.

Ι. Этический заряд. Знакомство.

Здравствуйте, ребята! Разрешите представиться. Меня зовут Ольга Анатольевна, я работаю в вашей школе, но в филиале Данки. Сегодня я проведу в вашем классе этическое занятие, а чтобы оно прошло у нас удачно, давайте настроимся на него. Посмотрите в окошко. Есть ли там солнышко? Правильно, нет. Сегодня пасмурный день. А как мы его можем сделать солнечным? Давайте вспомним песенку, в которой есть слова «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз еще вернется» ( Поем отрывок из песни)


От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснется!

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.


Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

ΙΙ. Введение в тему занятия. Проблема.

  1. Проблема. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик – семицветик»

В начале я хочу вам показать отрывок из мультфильма. Посмотрите его внимательно и подумайте, к какому произведению он создан и кто автор этого произведения. ( смотрим начало отрывка, затем выслушиваются ответы детей)

Скажите ребята, какое мы употребим слово, которым мы описываем чувство, испытанное Женей? Сначала она задумалась, потом … испытала сочувствие, потом стала переживать за Витю, а в конце проявила к нему …..СОСТРАДАНИЕ.

-сочувствие;

-сопереживание;

- сострадание

Есть между этими словами разница? Какая? Правильно, в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого человека. Расставьте эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека.

Какое из чувств самое сильное?(Сострадание)

Сострадать. Мера стремления разделить с другим его чувства наивысшая.

А что означает приставка со- в этих чувствах?

(вместе) Что это значит?

Да, чувствовать, страдать, переживать вместе, т. е. разделять чувства другого человека, находясь вместе с ним.

Но выражать чувства, переживать и страдать – это одно, а действовать – это другое.

Посмотрите, пожалуйста, продолжение этого отрывка.

Скажите, как называется то, что сделала Женя по отношению к мальчику Вити?

На какое доброе дело потратила лепесток девочка?

Как называются дела, которые мы делаем на благо других? (Если дети не ответят, рисую на доске мелом большое сердце и пишу слово МИЛОЕ) Как называются дела, которые человек делает по отношению к другому человеку, животному, природе?) МИЛОСЕРДНЫЕ.

  1. Определение темы занятия.

Посмотрите, как оказалось СОСТРАДАНИЕ тесно связано с МИЛОСЕРДИЕМ. Вот сегодня мы с вами поговорим о том, как сделать этот шаг от сострадания к милосердию.

ΙΙΙ. Работа по теме занятия.

  1. Определение слова «Милосердие»

Для начала определим, что такое МИЛОСЕРДИЕ? Где мы можем найти толкование этого слова? Правильно, в словаре.

В словаре Ожегова «милосердие» трактуется как «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания или человеколюбия».

А я вам предлагаю послушать как толкует это слово духовный отец, священник.

Итак, какие 2 корня имеет слово Милосердие? Правильно, Милое сердце. А кому оно мило? Кому на сердце становиться мило, КТО совершает этот милосердный поступок или ДЛЯ КОГО он совершается?

  1. Индивидуальная работа. Качества человека, связанные с милосердием.

А как вы думаете, какие качества человека связаны с милосердием? Перед вами лежат в конвертах сердечки. На листочках написаны качества человека. Выберите из них на ваш взгляд самое важное качество человека, которое связано с милосердием и запишите его на ваших сердечках. По окончании работы дети подходят к большому сердцу на доске и прикрепляют к нему сердечко, называя качество человека, связанное с милосердием.

На карточках слова:

Человечность

Доброта

Эгоизм

Жестокость

Жадность

Бессердечие

Человеколюбие

Бескорыстность

Жалость

Любовь

Великодушие

Терпимость

Щедрость

Человечность

Доброта

Эгоизм

Жестокость

Жадность

Бессердечие

Человеколюбие

Бескорыстность

Жалость

Любовь

Великодушие

Терпимость

Щедрость

Человечность

Доброта

Эгоизм

Жестокость

Жадность

Бессердечие

Человеколюбие

Бескорыстность

Жалость

Любовь

Великодушие

Терпимость

Щедрость


А какие качества человека вы не назвали? (Эгоизм, жестокость, жадность, бессердечие) А жалость? Можно его использовать в этом списке?

В чувстве жалости всегда есть оттенок превосходства, высокомерия. Когда вы жалеете кого-то, вы смотрите на этого человека сверху вниз, невольно думая, что он беспомощный и ни на что не способный неудачник. Это чувство не имеет ничего общего с состраданием. Поэтому человек не должен жалеть других. Он должен чувствовать к ним сострадание. То есть, он должен ставить себя на место других: «Если бы у меня были такие же проблемы и страдания, каково бы мне было?» (рассказываю пример из жизни)

На слайде МИЛОСЕРИЕ = СОСТРАДАНИЕ# ЖАЛОСТЬ

  1. Воспитание милосердия. Аутотренинг.

А как вы думаете, человек рождается с чувством сострадания и милосердия или их надо воспитывать? Послушайте слово святого отца.


Итак, сердечность надо воспитывать. Ведь на свете есть много людей, которых можно назвать бессердечными. Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и представить мягкое ( не жестокое сердце) В это время я достаю мягкую игрушку в виде сердца и говорю: «Представьте себе, что ваше сердце стало не только мягкое, но и пушистое, как котенок. Вы его гладите, и вам приятно на ощупь трогать это сердце. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить»

А теперь предлагаю вам открыть глаза, подойти к этому мягкому сердцу и ответить, кому бы вы хотели послать свою любовь при помощи этого мягкого сердца. ( Дети по очереди выходят к учителю и, дотрагиваясь до мягкой игрушку – сердца говорят, кого они представили себе и кому хотели бы послать лучики любви, сердечного тепла)

  1. Профессии людей, связанные с милосердием.

Как вы думаете, а есть ли в нашей жизни люди, профессия которых связана с милосердием?

Да, спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры ми­лосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии.

Движению сестер милосердия 150 лет. Еще члены императорской семьи во главе с императрицей Александрой Фёдоровной в своем Зимнем дворце обосновали госпиталь для раненых бойцов и сами ухаживали за ними. И в настоящее время эти люди ежеминутно находятся на передовой дел милосердия.

А сейчас, в современном мире эти профессии как никогда актуальны. Особенно профессии, связанные со спасением жизни людей от Ковида. Медицинские работники ежедневно рискуют своей жизнью, жизнью своих родных, спасая людей от этой страшной болезни. И мы можем им помочь. Как? Правильно, соблюдая меры безопасности. Какие? Ношение медицинских масок, перчаток, выполняя требования гигиены.

А как называется профессия людей, которые по зову сердца спешат туда, где нужна помощь? Правильно, волонтёры. Что делают волонтеры? Как они совершают дела милосердия?

  1. Как дети могут совершить дела милосердия.

А как вы думаете, а вы можете сейчас совершить дела милосердия? Послушайте дальше рассказ духовного отца.

Итак, можете ли вы совершать дела милосердия сейчас, в наше время? Я хочу вам рассказать об одной девочке, которая во время пандемии, когда все сидели дома и особенно маленьким деткам было грустно и скучно, стала читать им сказки. Можно ли считать это делом милосердия?

  1. Чтение памятки «милосердных дел.


Сейчас вы прочитаете несколько правил милосердия и прикрепите их на наше сердце милосердия. Дети читают и прикрепляют.


Памятка «Милосердных дел»


  1. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

  2. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

  3. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

  4. Не стесняйтесь проявить своё сочувствие, сопереживание окружающим.

5. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких


ΙV. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Итак, вернемся к названию нашего занятия. От сострадания – к милосердию – один шаг» Давайте вспомним сказку, с которой мы начали наше занятие. Посмотрите её окончание. Можем ли мы сказать, что только те дела, которые сделаны на благо другого, идут человеку на пользу?

Ребята, а давайте с вами тоже сделаем наш Цветок милосердных дел. Такой же, который посадили ребята. Перед вами квадраты. Сейчас мы с вами из них сделаем лепестки и напишем, какие милосердные дела смогли бы вы сделать для людей, животных, природы. Затем из лепестков каждая группа сделает свой Цветик – семицветик.

Ребята по группам выходят к доске с лепестками, говорят о том, что они написали на лепестках и прикрепляют его на доске. Получается цветок добрых дел.

Дети хором говорят слова :

«Лети, лети наш цветок

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Лишь коснешься ты земли

Милосердным быть вели!»

И в заключении я хочу вам предложить дома составить синквейн – загадку о том, что такое милосердие. А чтобы вам было легче его составлять посмотрите на высказывания великих людей о милосердии ( на экране)























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!