СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этноэкология и современное образование.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой работе содержится материал направленный на становление гармоничной личности, умеющей жить в согласии с самим собой, другими людьми и природой.

Просмотр содержимого документа
«Этноэкология и современное образование.»

Автор: Мустафина Ю.Д., учитель географии.


Этноэкология и современное образование.


1.Этноэкология в системе современных наук.


Этноэкология или этническая экология (гр. Ethnos - народ, oaks - дом, hobos - слово) наука, которая занимается исследованием жизнеобеспеченности этносов (народов). Основное внимание концентрируется на формах взаимопониманий этнических общностей с окружающей средой, а также- особенностях влияния природной и социальной среды на человека и группы людей.


Этническая экология занимает пограничное место между этнологией, экологией, этногеографией, и этнопсихологией, имеет отношение к этносоциологии, этнографии и другим областям науки. Она охватывает широкий круг проблем взаимодействия этносов с природой и социальной средой, вопросы адаптации и жизнеобеспеченности этносов, сохранения этнокультурной среды, стрессовое состояния этнического сознания, этнологические кризисы и вопросы аккультуризации и утрату этнических ценностей.


Исследование проблем этнической экологии имеет познавательный и прикладной характер особенно для многонациональной и поликонфессиональной России. Одно из направлений гуманизации современного образования - развитие этнокультурной географии, исследования проблем, связанных с межэтническим взаимодействием, как никогда актуальным в настоящее время.


2.Этнокультурное восприятие в системе гуманизации и экологизации российского образования.


В процессе становления гармонически развитой личности возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости в нашей поликультурной стране. В сложившейся ситуации полиэтнической России, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинств и прав каждого этноса является основным принципом политической стабильности страны. “Через национальную культуру - к общечеловеческим ценностям, к содружеству всех народов Российского государства - такова должна быть основная идея образования в России”.


Этногеографические знания позволяют глубже понимать истоки национальной культуры и культуры других народов. В школьной программе большую роль отводится географии, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием современных этносов, географическими условиями, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры.


В докладе Международной Комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования ХХI века было отмечено, что человек, получая образование, должен осознать свои корни и тем самым мог определить свое место в мире и, с другой стороны – образование способствует привитию ему уважения к другим культурам. Ведь каждый народ создал свою особую материальную культуру: дома, пищу, одежду, орудия труда в соответствии с условиями жизни, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения. У каждого народа есть своя система образования, воспитания и передачи национальных ценностей, традиций и ритуалов, выражающих взгляды и верования.


Существует многообразие культурных ценностей и традиций различных народов, которые являются достижением опыта его исторического развития. Только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую.


Особое значение имеет изучение этнокультурных особенностей своей малой Родины, что создает благоприятные условия для формирования толерантности, уважения к культурам других народов. На частных и доступных фактах познаются явления общественного порядка и по образному выражению Н.Н. Баранского “можно увидеть мир в капле воды”.


В условиях многокультурного и поликонфессионального российского общества этнокультурное образование и воспитание способствует пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также становятся основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за ее пределами.


3.Гуманистические образовательные ценности этноэкологии.


В условиях модернизации экономики, образования и общества в целом формируется единая экогуманитарная парадигма. Главной задачей ее признается становление гармоничной личности, умеющей жить в согласии с самим собой, другими людьми и природой.


Гуманистические ценности признаются основой цели воспитания. Самые совершенные ценности человеческого рода, в том числе и экологические, зарождаются в опыте личности.


Следует признать, что современное образование дает человеку сумму академических знаний. И очень часто бывший школьник, став превосходным ученым, не может показать туристу, как добраться до святого места в своем районе. А что является самым важным для человека? Знать каково расстояние от Земли до Солнца? Где располагаются центры химической промышленности? От таких знаний самих по себе польза невелика, если одновременно не задаваться своих внутренних принципов, цели человеческой жизни, знание в соответствии со своими потребностями и способностями. При этом отводится важная роль экологическим знаниям, которые оказывают наибольшее влияние на формирование интеллектуальных, нравственных, экологических, эстетических качеств. Они раскрывают материальную и духовную культуру различных народов в единстве с природой и хозяйственной деятельностью. В современной школе этноэкологические знания усиливают идею гуманизации образования.


4.Материалы и методика.


Материалом для проекта послужили периодические издания, публикации, исследовательская работа, проведенная в МОУ СОШ № 5, основанная на анализе документальных материалов и опросе учащихся школы двух ступеней образования. Для выявления этнокультурного образования среди обучающихся в МОУ СОШ № 5, была предложена анкета учащимся 5-11 классов. В анкетировании приняли участие 339 школьников.


Анкета.


  1. Назовите народы, проживающие на Северном Кавказе.

  2. Какие чувства вы испытываете по отношению к людям других национальностей?

А. Уважение.

Б. Ненависть.

В. Безразличие.

3. До какой степени вы готовы с ними общаться?

А. Общение во время образовательного процесса.

Б. Дружеские взаимоотношения.

В. Близкие друзья.

Г. Готовы связать свою судьбу.

Д. Не желаю общаться.

4. Что бы вы хотели перенять или переняли у этих народов?

А. Занятия.

Б. Способ проведения досуга.

В. Черты характера.

Г. Особенности кухни.

Д. Особенности одежды.

Е. Взаимоотношение в семье.

Ж. Воспитание в семье.

З. Культурные, национальные традиции, обычаи.

И. Музыку, искусство.

К. Ничего.



5. Можно ли ваш класс назвать многонациональной семьей? Почему?


Изучение научной литературы, анализ исследовательской работы позволил сделать соответствующие выводы, поставить ряд задач.


5. Этноэкологические исследования в МОУ СОШ № 5 г. Реутова Московской области.


1.Этнический состав.


Город Реутов - является многонациональным городом Московской области. Город привлекает приезжих близостью к столице России- Москве и благоприятными природными условиями. В последние годы в Реутове значительно увеличилась численность кавказских народов: из Азербайджана, Дагестана, Армении, Чеченской Республики и других. В результате этого численность русского населения в городе уменьшилась. Это подтверждает пестрый национальный состав нашей школы.


2.Из 340 учащихся русские составляют большинство – 260 человек, что составляет 76.5 % ,по 16 человек – азербайджанцы и украинцы (по 4.7%), 13 человек – армяне (3.8%), 10 человек – метисы (2.9%), 7 человек – татары (2%), по 5 человек – молдаване и грузины (по 1.5%), 4 человека – киргизы (1.2%), (2 человека – узбеки (0.6%), по 1 человеку – аварцы и лезгины (по 0.3%).


В школе обучаются представители 4 языковых семей, 7 этнических групп, 12 национальностей.


1.1.Индоевропейская семья – 86.5%

Славянская группа: русские, украинцы.

Романская группа: молдаване.

Армянская группа: армяне.


1.2.Картвельская семья: грузины, что составляет 1.5% всех национальностей.


1.3.Алтайская семья – 8.5%

Тюркская группа: азербайджанцы, татары, узбеки, киргизы.


1.4.Северокавказская семья – всего 0.6%

Дагестанские народы и андо-цезкие народы: лезгины, авары.


1.5.Метисы – 2.9%



6.Социологическое исследование.


В предложенном анкетировании приняли участие 340 учащихся 5-11 классов.


Результаты исследований.

На вопрос: “Назовите народы, проживающие на Северном Кавказе” учащиеся 5-6 классов предложили 9 национальностей. Практически все дети назвали: русские, армяне.

Половина опрошенных к этому списку добавила: грузинов, азербайджанцев, осетин, дагестанцев и чеченцев. Единичные случаи – адыгейцы, греки, аварцы, ингуши, лезгины.


Для учащихся среднего звена вырисовалась следующая картина:


  1. Названо 14 национальностей,

  2. Более 70% назвали – армяне, русские, грузины.

  3. Около 57% - азербайджанцы, украинцы, чеченцы, осетины, кабардинцы.

  4. До 25% - белорусы, татары, ингуши.

  5. Единичные случаи – аварцы, лезгины, абхазы, адыгейцы.


Учащиеся 10-11 классов назвали 23 национальности.


  1. Более 95% назвали – русские, армяне, чеченцы, грузины.

  2. Около 60% - азербайджанцы, осетины, адыгейцы, абхазы, ингуши.

  3. Единичные случаи – аварцы, лезгины, агулы.


Было отмечено, что в 9-х классах в числе первых были названы осетины и грузины, во всех других возрастных группах – русские и армяне. 3 человека принимавшие участие в анкетировании вообще не ответили на этот вопрос.


В зависимости от возраста у учащихся расширяется кругозор об этническом составе Северного Кавказа.


На вопрос: “Какие чувства вы испытываете к людям других национальностей?”

Вариант А (уважение) – выбрали 187 учеников.

Вариант Б (ненависть) – 19 учащихся.

Вариант В (безразличие) -134 человека.


Негативное отношение к другим национальностям более всего проявляется у учащихся 5-9 классов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!