Урок «Европейский Север. Географическое положение и природа»
Цели: Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условиях и природных ресурсах Европейского Севера. Развивать умения самостоятельной работы с картами. Оценивать ЭГП, природные условия и ресурсы.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала.
Изучение Европейского Севера- самого крупного экономического района европейской части России мы будем изучать, основываясь на ваших умениях работать с картами и учебником. Рассмотрим состав и ЭГП Европейского Севера.
Задание. Определите состав Европейского Севера по карте на стр.143 учебника.
В состав Европейского Севера входят 3 области:
Мурманская
Архангельская
Вологодская
2 республики
1) Карелия
2) Коми
Задание. Определите особенности ЭГП по плану и оцените с точки зрения благоприятности для развития хозяйства. ( Используется карта в атласе)
План характеристики:
1.Какими морями омывается район?
2.С какими районами соседствует?
3.К каким пограничным государствам выходит
4.В каких направлениях расходятся железные дороги?
Учащиеся находят, что:
Район имеет приморское положение, так как выходит к Баренцеву и Белому морям
Район соседствует с Центральной Россией- индустриальной базой страны, что выгодно для развития экономики Севера
На западе район граничит с государствами Европы – Норвегией и Финляндией
Транспортная сеть –редкая. Железные дороги расходятся в трех направлениях: на Мурманск, на Архангельск и на Воркуту.
Далее учащиеся работают в группах и определяют особенности климата, рельефа, водных ресурсов и природных зон по картам атласа.
1 группа.Рельеф.
Рельеф равнинный, встречаются возвышенности Северные Увалы, Тиманский кряж, горы Хибины на Кольском полуострове соответствуют Балтийскому щиту.
2 группа. Климат.
Часть района находится за полярным кругом, здесь полярная ночь зимой, осадков выпадает 400-500 м, низкие температуры зимой, лето прохладное.
3 группа. Водные ресурсы.
На северо-западе находятся крупнейшие озера: Ладожское и Онежское. Крупные реки текут на север: Онега, Северная Двина, Мезень, Печора.
4 группа. Природные зоны
Европейский Север располагается в зоне тундры и тайги. Здесь можно заниматься оленеводством. Земледелие возможно в закрытом грунте.
Вывод.Европейский Север самый большой и самый холодный район в европейской части страны. Северное положение и полярная ночь, короткий летний сезон требуют дополнительного освещения, отопления жилых и административных зданий, более теплой одежды и разнообразных продуктов, что делает жизнь населения в этом районе более дорогой.
Задание.Используя статью параграфа «Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей» ответьте на вопросы:
1. Какими природными ресурсами богат район?
2.В результате чего пострадали леса Коми?
3. Почему на Европейском Севере низкая плотность населения?
Учащиеся находят, что самая значительная по площади природная зона Европейского Севера- это таежная с огромными по европейским масштабам запасами лесных ресурсов. В результате интенсивной рубки северные леса сильно пострадали, особенно вдоль рек и транспортных путей. Наиболее ценные сельскохозяйственные земли Севера-знаменитые разнотравные сенокосы заливных лугов. Именно эти территории стали родиной холмогорской породы коров, здесь была создана технология производства вологодского масла.
Малоблагоприятные для жизни и хозяйственной деятельности условия Европейского Севера обусловили низкую плотность населения и концентрацию её в городах. В Мурманской области одна из самых высоких долей городского населения в стране.
Задание: Прочтите статью «Каково влияние морей на жизнь района».
Коллективное заполнение таблицы «Отличительные особенности морей» на доске.
Баренцево море | Белое море |
Окраинное море | Внутреннее море |
Не замерзает | Замерзает |
Судоходно в течении всего года | Не судоходно в течении 6-7 месяцев |
Богатые рыбные ресурсы | Бедно рыбными ресурсами, богато водорослями |
Крупный морской порт - Мурманск | Крупный морской порт -Архангельск |
Закрепление. Ответьте на вопрос: Оказывают ли моря, омывающие побережье Европейского Севера влияние на жизнь региона?
Домашнее задание: §31, выполнить задание в контурных картах: отметить границы района, подписать крупные реки, моря, острова, полуострова, областные центры и столицы республик.