13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатива для 6 класса
«Мой родной край»
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Мой родной край» составлена для работы с учащимися 6 класса и направлена на социокультурную адаптацию школьников, и их подготовку к гражданской и нравственной деятельности.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе.
Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. “Родная земля и в горсти мила” – гласит народная пословица. Программа элективного курса даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с культурными учреждениями города и области, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Речевая деятельность и работа с информацией
- Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами.
- Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.
- Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.
- Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.
- Беседы с людьми старшего поколения.
Организация деятельности
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Соблюдение правил коллективной работы.
Чёткое выполнение инструкций, данных педагогом.
Работа в парах, группах.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.
Программа «Мой родной край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Программа элективного курса
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)
1.Территория и географическое положение города и области. Знакомство с картой области, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
Тема 3: “Моя малая Родина”.(2 ч)
1. Знакомство с историей образования города. Достопримечательности Волгограда и области.
Форма контроля: Конкурс творческих исследовательских работ.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 4: “Природа нашего края”.(6 ч)
1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Волгоградской области.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории области с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края; животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные области, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы Волгоградской области.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат
Тема 5 “Что дает наш край стране”.(2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города и области, его предприятиями, их история.
Тема 6: “Наш край богат талантами”.(4 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков.
Тема 7:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории региона.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5.Викторина “Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны.
6. Концерты для ветеранов войны.
Тема 8: “Герб Перми ”.(4 ч)
Лекция по геральдике.
Герб своего района
Творческая работа по созданию символа (герба) своей местности.
Выставка проектных работ «Такие разные гербы»
Тема 9: “Красная книга родного края”.(2 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Тема 10: “ В судьбе страны – судьба моей семьи”.(2 ч)
- Профессии моей семьи. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
- Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
- Конкурс сочинений “Наши родители”
- Творческая мастерская “Генеалогическое древо моей семьи”.
- Лекция-рассуждение “Воспитание человечности”
Тема 11: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч ).
1.. История моего дома. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 12: “Моя улица”.(1 ч)
Урок-экскурсия по улицам посёлка. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Исторические объекты нашего посёлка.
Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам нашего посёлка».
Тема 13: “Наша школа”. (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
- Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Учебно-тематическое планирование
Тема | всего часов |
1. Введение | 1 |
2. Мой край на карте Родины | 2 |
3. Моя малая Родина | 2 |
4. Природа нашего края | 6 |
5. Что дает наш край стране | 2 |
6. Наш край богат талантами | 4 |
7. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 4 |
8. Гербы | 4 |
9. Красная книга родного края. | 2 |
10 . Я и моя семья | 2 |
11. Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 2 |
12. Моя улица | 1 |
13. Наша школа | 2 |
Всего часов: | 34 |
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы факультатива «Мой родной край » учащиеся должны знать:
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;
- Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
участвовать с беседами с информантами;
посещать музеи и другие культурные учреждения;
развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
участвовать в игровой забаве, в праздниках.
Результат
Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литературное чтение, история, окружающий мир, риторика, математика. Он неразрывно связан с уроками изо и художественного труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному развитию школьника.