СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив по биологии "Мой родной край"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультатив по биологии расчитан на 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по биологии "Мой родной край"»

13


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультатива для 6 класса

«Мой родной край»

























Пояснительная записка


Программа элективного курса «Мой родной край» составлена для работы с учащимися 6 класса и направлена на социокультурную адаптацию школьников, и их подготовку к гражданской и нравственной деятельности.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе.

Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. “Родная земля и в горсти мила” – гласит народная пословица. Программа элективного курса даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с культурными учреждениями города и области, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Речевая деятельность и работа с информацией

- Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами.

- Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.

- Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.

- Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.

- Беседы с людьми старшего поколения.


Организация деятельности

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Соблюдение правил коллективной работы.

Чёткое выполнение инструкций, данных педагогом.

Работа в парах, группах.


Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.

Программа «Мой родной край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.









































Программа элективного курса


Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)

1.Территория и географическое положение города и области. Знакомство с картой области, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Тема 3: “Моя малая Родина”.(2 ч)

1. Знакомство с историей образования города. Достопримечательности Волгограда и области.

Форма контроля: Конкурс творческих исследовательских работ.

2. Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.


Тема 4: “Природа нашего края”.(6 ч)

1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Волгоградской области.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории области с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края; животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные области, занесенные в Красную книгу.

2. Памятники природы Волгоградской области.

3.Объекты природы своей области.

4. Климат

Тема 5 “Что дает наш край стране”.(2 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города и области, его предприятиями, их история.



Тема 6: “Наш край богат талантами”.(4 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков.

Тема 7:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)

Форма урока: видеоурок, беседа.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории региона.

2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

5.Викторина “Гордимся подвигами предков, изучаем и любим историю страны.

6. Концерты для ветеранов войны.

Тема 8: “Герб Перми ”.(4 ч)

  1. Лекция по геральдике.

  2. Герб своего района

  3. Творческая работа по созданию символа (герба) своей местности.

Выставка проектных работ «Такие разные гербы»

Тема 9: “Красная книга родного края”.(2 ч)

Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Тема 10: “ В судьбе страны – судьба моей семьи”.(2 ч)

- Профессии моей семьи. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

- Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

- Конкурс сочинений “Наши родители”

- Творческая мастерская “Генеалогическое древо моей семьи”.

- Лекция-рассуждение “Воспитание человечности”

Тема 11: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч ).

1.. История моего дома. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 12: “Моя улица”.(1 ч)

Урок-экскурсия по улицам посёлка. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Исторические объекты нашего посёлка.

Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам нашего посёлка».

Тема 13: “Наша школа”. (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

- Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.























Учебно-тематическое планирование


Тема

всего часов

1. Введение

1

2. Мой край на карте Родины

2

3. Моя малая Родина

2

4. Природа нашего края

6

5. Что дает наш край стране

2

6. Наш край богат талантами

4

7. Наш край в годы Великой Отечественной войны

4

8. Гербы

4

9. Красная книга родного края.

2

10 . Я и моя семья

2

11. Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2

12. Моя улица

1

13. Наша школа

2

Всего часов:

34





























Основные требования к знаниям и умениям

При изучении программы факультатива «Мой родной край » учащиеся должны знать:

  • Историю своей семьи;

- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);

- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;

- Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;

- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).


Учащиеся должны уметь:

  • участвовать с беседами с информантами;

  • посещать музеи и другие культурные учреждения;

  • развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;

  • участвовать в игровой забаве, в праздниках.








Результат

Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литературное чтение, история, окружающий мир, риторика, математика. Он неразрывно связан с уроками изо и художественного труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному развитию школьника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!